Класс Земноводные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.

Класс: 7 Дата:
Тема урока: Класс Земноводные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Цели урока:
Создать условия для осознания и осмысления новой информации о происхождения земноводных, приспособленности их к обитанию в двух средах.
Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой, об их приспособленности к среде обитания.
Создать условия для выявления причинно-следственных связей приспособления к обитанию земноводных в двух средах.
Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления.
Место урока в системе: урок проводится после обобщающего урока по разделу «Рыбы» и является первым из двух уроков по разделу «Земноводные».
Оборудование: таблицы «Класс Амфибии», «Размножение Земноводных», демонстрационный материал по разнообразию рыб, демонстрационный материал «Латимерия», «Лягушка», «Жаба» и др., карточки, электронная презентация «Земноводные».
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке нам понадобятся учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши и ваши светлые головы. Мы будем много работать по таблицам, искать ответы в учебнике и отвечать на вопросы. Вы узнаете много нового и интересного.
2.Проверка Д/З
3.Изучение нового материала
1.Происхождение земноводных
Ученые изучали костных и хрящевых рыб, их окаменелости и ископаемые остатки и обратили внимание на одну вымершую рыбу, которая жила 400 млн. лет назад.
И оказалось, что прошлое Земли чудесно оживает и в действительной жизни.
Рассказ учащихся.
1. В южно-африканском городе Ист-Лондоне был небольшой краеведческий музей, во главе стояла мисс Кортенэ-Латимер – молодая девушка, очень увлеченная своей работой. Она договорилась с рыбаками, что все необычные находки они будут отдавать ей. (на доске вывешивается карточка – Кортенэ – Латимер).
Однажды утром 22 декабря 1938 года она обнаружила необычную рыбу с мощной, как броня чешуей, около 1 м. длиной со странными плавниками, похожими на руки человека, она злобно щелкала челюстями.
Мисс Латимер поняла, что это очень редкое животное, отвезла рыбу в музей и написала письмо профессору, известному ученому Джону Смиту с зарисовкой
2. Чтение письма вторым учащимся письмо вывешивается на доску.
3. Прочитав письмо, Джон Смит удивился: неужели целакант? Он вымер 50 миллионов лет назад. Немедленно Джон Смит выехал в Ист-Лондон и осмотрел чучело рыбы. Это была находка равносильная той, как если бы сейчас поймали живого динозавра. Но внутренностей не было. ( на доске карточка – Джон Смит)
Началась война. Прошло 14 лет. Но Джона Смита не покидала мысль поймать целаканта. Он опубликовал листовки с рисунком рыбы и надписью: «Взгляни на эту рыбу. Она может принести тебе счастье. Премия 100 фунтов стерлингов» на трех языках – английском, французском и португальском (вывешивает на доску листовку). (на доске карточка – целакант)
Люди смеялись так, будто их просили искать динозавра. Но один капитан - Эрик Хант - сказал, что видел такую чешую на Коморских островах, ей местные жители чистят посуду (на доске карточка – Эрик Хант).
4.И удача способствовала капитану. В 1954 году капитан поймал эту рыбу и выслал Джону Смиту телеграмму «Целакант. Хант». (вывешивается иллюстрация с латимерией, но без надписи). Ученый срочно выехал, а рыбу тем временем поместили в бассейн, всю ночь островитяне плясали, а утром от солнечных лучей рыба погибла – всплыла вверх брюхом. И Джону Смиту так и не удалось увидеть рыбу живой.
Но затем выловили еще несколько экземпляров. Это была рыба массой до 100 кг и размерами до 180 см. с толстенным телом, без позвонков и с легкими, плавники и мускулы были как передние конечности, она переползала в мелкие озера и речки из водоемов. Кроме того, она могла дышать с помощью легких.
Рыбу назвали (вывешивают табличку – латимерия). В честь обычной служащей музея, внесший свой вклад в науку.
А от этих кистеперых рыб 300 миллионов лет назад произошли первые наземные позвоночные животные.
Спасибо всем выступающим. Вы проделали большую и интересную работу.
Пользуясь предоставленным вам материалом ответьте на вопросы 1 и 2 с.57 в рабочей тетради. Для помощи используйте материал учебника с.115. и фрагмент презентации на экране
Кто предположительно был предком амфибий?
Какие черты позволили первым наземным позвоночным поселиться на суше?
2.Общая характеристика
Амфибии, они же Земноводные появились на Земле более 350 миллионов лет назад. Путь на сушу им проложили, как нам известно, рыбы, сходные с кистеперыми. Однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни и в воздушной среде, и на суше. Исходя из их названия становится понятно, что они обитают в двух средах.
Каких Земноводных знаете вы?
(вывешиваются картинки с изображением представителей класса)
В настоящее время Земноводных известно более 2800 видов. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Это определяется тем, что они очень хорошо приспособились к жизни в двух средах обитания.
Как вы думаете, какие задачи должны были решать позвоночные при выходе на сушу?
Давайте проанализируем таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания».
(Подводить вопросами к выводу):
Вывод: Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи:
Дыхание кислородом воздуха.
Проблема высыхания.
Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела.
Изменение характера передвижения.
Размножение на суше. Защита яиц от высыхания.
Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
Перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижение температуры в осеннее и зимнее время.
Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.
Ваша задача в конце урока дать ответ на вопрос: Какие особенности позволяют земноводным жить на суше и в воде?
3. Приспособления к жизни в воде и на суше.
Давайте ознакомимся с общей характеристикой земноводных с помощью материала учебника, а затем дадим комментарии к слайдам презентации, чтобы ответить на главный вопрос сегодняшнего урока.
Откройте страницу 115 и самостоятельно прочитайте раздел параграфа «Общая характеристика» (4-6 минут).
А теперь мы с вами постараемся ответить на вопрос как же земноводные приспособились к средам обитания. Обратимся к слайдам
Работа по материалу (с иллюстрациями).
В чем особенности размещения конечностей земноводных?
Из-за такого прикрепления конечностей земноводные по суше не ходят, а ползают, поочередно сгибая и разгибая конечности и отталкиваясь ими от земли
Какие особенности в органах передвижения вы заметили? К какой среде возникло это приспособление?
Как передвигаются земноводные?
Амфибии первыми из позвоночных «встали на ноги». Прыгая, лягушка одновременно отталкивается от земли обеими длинными задними конечностями, последовательно разгибая их в каждом суставе. Живущие на деревьях лягушки хорошо лазают, обхватывая стебли длинными гибкими пальцами с липкими дисками на концах. Они перепрыгивают с ветки на ветку, прилипая к ним дисками и липким брюхом. Веслоногие лягушки при прыжке могут планировать в воздухе на растопыренных между пальцами препонках, пролетая до 10 –15 м. Бесхвостые плавают «брассом», одновременно отталкиваясь от воды задними конечностями с перепонками между пальцами.
Из каких отделов состоит тело?
Какие органы для дыхания расположены на голове? Для дыхания в какой среде приспособлены?
Земноводные научились дышать с помощью легких, куда атмосферный воздух поступает через ноздри.
Чем защищены глаза? От чего защищают веки? Приспособлением для какой среды являются?
Земноводные первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.
Как можно охарактеризовать кожу? Почему кожа влажная? Какую функцию выполняет кожа? Приспособлением к какой среде является кожное дыхание?
Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы. Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.
Обратите внимание на легкие земноводных. (Слайд № 12). Какой вид имеют легкие?
Усложнение внутренней структуры легкого увеличивает поверхность контакта с воздухом, что хорошо, но оно способствует и застою воздуха в легком, что при пассивном выдохе, свойственном земноводным, плохо.
Обратите внимание на механизм вдоха лягушки.(с показом)
Вдох начинается с того, что лягушка, закрыв рот и открыв клапаны в ноздрях, опускает усилием мышц дно ротовой полости. Воздух засасывается в ротовую полость. Затем лягушка запирает клапаны в ноздрях и усилием мышц поднимает дно ротовой полости. Сдавливаемый воздух проходит в легкие и раздувает их. Выдох (не нарисован) происходит через открытые ноздри или рот пассивно, точно так, как выходит воздух из воздушного шарика, если его развязать.
Каковы особенности скелета? Есть ли отличия от скелета рыб?
У современных бесхвостых скелет простой и легкий. У древних земноводных стегоцефалов костей было больше. Череп сверху и с боков был одет в сплошной панцирь из костных чешуй, а позвонки в туловищном отделе имели ребра. Новые части скелета, которыми земноводные отличаются от рыб (шейный позвонок, кости таза и кости конечностей).
Обратите внимание, что отделы конечностей те же, что и у всех остальных позвоночных. Назовите их.
У всех позвоночных (за исключением рыб и безногих) одинаковый план строения конечностей, основанный на системе рычагов, которые прикрепляются к позвоночнику с помощью плечевого и тазового поясов. Обращайтесь к этой схеме при изучении каждого нового класса позвоночных.
Обратите внимание на внутренне строение лягушки. Можно ли назвать земноводных примитивными животными?
Дайте краткую характеристику кровеносной системы .
Два круга кровообращения и трехкамерное сердце. Из-за разного участия кожного дыхания соотношение в нем артериальной и венозной крови может меняться.
К какому типу - холоднокровных или теплокровных животных относят Амфибии?
Что означает это понятие? Каких еще холоднокровных животных вы знаете?
Земноводные – холоднокровные животные, температура их тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды. Поэтому все земноводные активны лишь в теплое время суток и года. При понижении температуры окружающей среды они впадают в оцепенение.
Давайте выясним, какие же органы чувств есть у земноводных.
Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у земноводных появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усиления передачи колебаний
Обратите внимание как жаба ловит добычу.
Когда лягушка всматривается в окружающую обстановку, ее мозг не принимает повторяющиеся сигналы о каждой точке предмета, но усиливает изменяющиеся сигналы. Поэтому ползущее насекомое лягушка видит все отчетливее, а неподвижный субстрат  все слабее. Зато от лягушки легко уберечься, если сидеть неподвижно.
Посмотрите на согласованное действие органов при ловли мух. Оставаясь неподвижной, лягушка следит за мухой подвижными глазами, а ее мозг рассчитывает точку встречи и команды мышцам ног. Ноги залпом подбрасывают и разворачивают тело таким образом, чтобы точка встречи оказалась перед кончиком головы. В этот момент мозг вносит поправки и дает команду мышцам языка выброситься изо рта. Перехват летящей мухи происходит так быстро, что мы не успеваем рассмотреть движения лягушки.
Земноводные раздельнополые животные, и часто самца и самку достаточно отличить по внешнему виду. Для земноводных характерно особое – брачное поведение.
Икра лягушек не может противостоять высыханию, и размножение большей частью происходит в воде. Как называют личинок земноводных?
Что роднит их с рыбами? На что указывает это родство?
Охарактеризовав земноводных, мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока. Какие особенности позволяют земноводным жить на суше и в воде? (устно)
Заполните самостоятельно в тетради следующую таблицу.
Давайте теперь проверим все ли вы правильно сделали.
Черты приспособленности земноводных

К наземной среде
К водной среде

-Влажная кожа обеспечивает кожное дыхание.
-Ноздри, легкие.
-Веки: защита глаз от засорения , увлаж нение поверхности глаза.
- Барабанная пере понка отделяет от внешней среды полость среднего уха.
- Свободные коне чности для пере движения.
-Наличие плавате льной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде.
- Размножение возмо жно только в воде.
-Кожное дыхание

Кто все сделал правильно?
У кого 1? 2? 3? Ошибки?
Допишите и исправьте ошибки, если они у вас есть.
Какую характеристику вы бы дали земноводным?
Обратите внимание на задания № 3,4,5 с.57 и 58 рабочей тетради. Эти задания, а также параграф № 24 до раздела «Отряды земноводных» вам пойдут на дом. Если вы хорошо поработали на сегодняшнем уроке, то сделать эти задания вам не составит труда. (записывается на доске)
Кроме того, вам необходимо разделиться на 3 группы и приготовить презентации по отрядам земноводных.
1 группа - отряд Безногие
2 группа – отряд Хвостатые
З группа – отряд Бесхвостые
Весь материал и помощь по оформлению можно получить в кабинете.
Пришло время подвести итоги сегодняшнего урока.
Какова была тема?
Удалось ли нам осветить все разделы плана?
На какой главный вопрос мы искали ответ?
Сумели ли мы ответить на него?
Узнали ли вы для себя что-то новое?
Стали ли вы по-другому относиться к этим животным?
Работу кого из одноклассников вы смогли бы оценить? Почему? На какую отметку?
Учитывая ваши пожелания сегодня за урок следующие отметки: (выставление отметок).
Всем спасибо. Урок окончен. До свидания.