Конспект урока по окружающему миру Кто такие насекомые (1 класс)


Тема. Животные, их разнообразие. Кто такие насекомые
Цель: познакомить учащихся с признаками насекомых; учить отличать насекомых от других животных, находить сходства и различия. Развивать коммуникативные навыки, мышление и творческие способности. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; бережное отношение к природе.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Повторение изученного материала
- На прошлых уроках мы с вами узнали, какие деревья растут у нас возле школы, научились их узнавать по листикам
- Давайте сейчас с вами вспомним и проверим, как же вы хорошо запомнил эту тему
(СЛАЙД 2 – на экране появляются листики, дети называют, на каком дереве растут они)
- Молодцы!
3.Актуализация знаний.
Сегодня на уроке продолжим открывать тайны животного мира. А чтобы узнать, какая же тема нашего сегодняшнего урока давайте с вами отгадаем загадки, а отгадки будут появляться на нашем экране (СЛАЙД 3)
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочка)
Надевает эта крошкаПлатье красное в горошек.И летать умеет ловкоЭто… (Божья коровка)
Хоть имеет много ножек,
Всё равно бежать не может.
Вдоль по листику ползёт,
Бедный листик весь сгрызёт. (Гусеница)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. Кузнечик
Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит — пищит;
Сядет — молчит;
Кто его убьёт —
Свою кровь прольёт. (Комар)
4. Объявление темы урока и постановка учебной задачи
- Посмотрите на наши отгадки. Как мы можем назвать всех этих животных?
Какая тема нашего урока? (Ответы детей)
- Верно. Сегодня мы с вами узнаем, кто такие насекомые, научимся их различать, а также выясним, зачем же нужны насекомые. Но выяснять этот вопрос мы будем не одни, а с Маравьишком5. Изучение нового материала
(СЛАЙД 4) - Однажды кто-то сказал Муравью Вопросику, что он – насекомое.
«Кто такие насекомые?» заинтересовался Муравьишка. И правда ли, что я – насекомое?» И вот с этим вопросом он сегодня обратился к нам.
Давайте сегодня на уроке поможем Муравьишке разобраться с этим непростым вопросом.
В лесу, где он жил, а также на зелёных полянах и на берегу чистой речки Муравьишка дружил с разными животными. Только вот не знал он кто из них, как и он, был насекомым.
- Откройте учебник на с.32-33. Как вы думаете , всех ли животных можно назвать насекомыми.
- А каких насекомых вы ещё знаете?
– Хорошо.
- Но вот Муравьишка сново хочет задать нам вопрос
(СЛАЙД 4) «А как узнать, кто из животных является насекомым?»
- Поможем ему ответить на этот вопрос?
(СЛАЙД 5) Рассмотрим бабочку.
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хобот, с помощью которого бабочка пьёт нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.
- Сколько крыльев у бабочки? (4)
- А сколько мы видим? (2). Почему?
- Сколько ног у бабочки? (6)
- Посмотрите какие насекомые прилетели к бабочке? (СЛАЙД 6)
(Стрекоза и божья коровка)
(Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят в них те же части тела)
У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.
- Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)
ФизминуткаУтром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась
- Я думаю, что каждый из вас не раз встречал разных насекомых, но не только видел, но и слышали.
Давайте сейчас с вами познакомимся с ними. Но только знакомиться и узнавать их мы начнём по звуку.
(СЛАЙД 7)
Кузнечики окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой луговой траве. У кузнечиков очень мощные, длинные задние лапки. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки, которым позавидуют и другие признанные прыгуны животного мира. Кузнечики прыгают на расстояние, в 40 раз превышающее длину их тела
Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на ногах, а скрекочут они… крыльями. Каждый вид кузнечиков стрекочет по-своему. Как правило, стрекотать могут только самцы, однако есть виды, у которых стрекочут и самки.
Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером. Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок растений. Хоботок у них слишком тонкий, им нельзя проткнуть кожу. Кровь нужна самкам для развития яиц. 
Стрекозы – одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные… У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное словно руль тело направляет ее в полете. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову и состоят из 28 тысяч мелких глазков. Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух.
Пчела. Подобно муравьям, пчелы живут в больших и дружных семьях. Размеры этого насекомого – от 2 мм (карликовая), до 3,9 см (индонезийская мегахилид). Тело пчелы имеет красивую, полосатую желто-черную окраску и разделяется на три отдела: верхний – голова, средний – грудь (к этому отделу крепятся 2 пары крыльев) и нижний – брюшко. Удлиненный хоботок используется как трубочка, которой пчелка высасывает нектар, стекающий в зоб, превращая там его в мед. А по прилету в улей, насекомое утрамбовывает этот мед в соты.
Богомолы -один из искуснейших охотников в мире насекомых отряд. Наиболее характерный признак богомола - устройство передней пары ног, вооружённых сильными шипами и служащих для захватывания добычи. Самцы, как правило, намного мельче самок, поэтому чаще всего питаются мелкими мошками.
Мухи бывают черные, иногда рыжие с синим или зеленым блеском. Обычно мы встречаемся с комнатной мухой. Она очень опасна и переносит очень много разных инфекций. В сутки муха съедает столько, сколько она весит – это примерно 20 миллиграммов. Интересно, что мухи некоторых видов могут сообщать другим мухам о том, что обнаружена пища. Муха, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и определяет, съедобно оно или нет. Если предмет годится в пищу, муха улетает и с помощью специального вещества передает эту информацию другим мухам.
- Сосчитайте ножки у насекомых.
ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.
- Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.33)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)Давайте ответим на вопрос Муравьишки. Как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? ( Нужно сосчитать его ножки)
Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног. Значит, чтобы узнать, какое животное — насекомое, а какое — нет, надо посчитать его ножки.
Работа с учебником с.33
Сколько туфелек принёс Муравьишка? Подойдёт ли количество бабочке? Кому ещё подойдут эти туфельки?
(СЛАЙД 8) Всем ли животным подойдут эти туфельки? Почему нет?
Значит, делаем вывод: Кто же из этих необычных животных — насекомое, а кто — нет? Ответ обоснуйте.
Паук, рак, червь – не насекомые!
 6. Расширение представлений детей о значимости и насекомых.
- Прослушайте сказку про животных.
Однажды собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать. Медведь говорит:
« Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы заступаются.
- Что могли говорить медведю птицы и лягушки? Мы питаемся этими насекомыми.
Решили тогда животные… - Что решили животные? Вывод: насекомые все нужны.
Первичное закрепление
Игра «Узнай насекомое»
На экране появляются силуэты животных, дети отгадывают и называют их.
СЛАЙД 9 - кузнечик
СЛАЙД 10 - муравей
СЛАЙД 11 - стрекоза
СЛАЙД 12 - божья коровка
СЛАЙД13 - бабочка
СЛАЙД 14 - гусеница
Рефлексия деятельности (итог урока)
Как мы ответим на вопрос Муравьишки, кто  он? Почему?
Приведите свои примеры насекомых
Продолжите предложение 
«Я повторил», (плоды и корнеплоды) 
 «Я узнал», (новое о насекомых) 
 «Я удивился», (чем и как питаются) 
«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, все насекомые нужны) 

Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!