Конспект урока по окружающему миру, 1 класс, Кто такие насекомые?

Технологическая карта урока в рамках ФГОС
Учитель: Мокеева Ирина Александровна – I квалификационная категория УМК Школа России. Предметная область Окружающий мир. Класс 1 «В». Тема Кто такие насекомые?
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 1 класса в предметной области окружающий мир по теме «Кто такие насекомые?». Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру; формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений: работать в подготовленной предметно-развивающей информационной среде, взаимодействовать в группах; развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью; развитие навыков первичной рефлексии; Познавательные: развитие умения формулировать исследовательские вопросы для изучения, распределять их в группы, формулировать цель исследования, работать с информацией, решать вопросы исследовательского характера; развивать мыслительные операции; выделять общие признаки насекомых; Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  дать общее представление о насекомых (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.), познакомить с разнообразием насекомых. Формы работы: фронтальная, групповая, в парах. Методы обучения: - По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. - По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа, игровая деятельность. - В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала. - По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный. - По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия. Ведущие технологии: - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии); - личностно-ориентированное обучение направлено на решение жизненных проблем, личное сосуществование, развитие индивидуальных познавательных способностей, самопознание, саморегуляция, самоопределение; - системно-деятельностный подход в обучении предполагает
Характеристика этапов урока.

Этап урока
Деятельность учителя
Формирование УУД


1.

Организацион.
Слайд 1. - Приготовились к уроку.
- Сегодня на урок к нам пришли гости.
- Давайте поприветствуем их кивком головы.
- Прозвенел звонок ...
Цель – проверка готовности к уроку. Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.


Эмоциональный настрой
- Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие.
Слайд 2.
- И поможет нам в этом - Что это за цветок? (Цветик-семицветик).
-Из какой он сказки? («Цветик-Семицветик») (щелчок)
-А кто знает автора этого произведения? (Валентин Катаев) (щелчок)
-А что выполнял в этой сказке цветок? (Любые желания).
-Давайте и мы оторвём лепесток, хором произнесём волшебное заклинание и загадаем желание Муравьишки Вопросика (взять цветики) Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему, вели
-Вели, чтобы мы всем классом оказались летним днём на опушке леса.
Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами идём по зелёной опушке в гости к Муравьишке Вопросику. Именно здесь он живёт со своими друзьями! Давайте с ними познакомимся!
ВИДЕОРОЛИК - щелчок
Цель – мобилизация, настрой на работу,
выявить знания детей о том, кого они считают насекомыми,



2.
Этап актуализации знаний
Слайд 3. Есть у Вопросика друзья, Ведь без них никак нельзя. НАЗОВИТЕ ИХ! Все они разные тут, А как их всех вместе зовут? (насекомые)
- О ком же мы сегодня будем говорить на уроке? ( О насекомых)
- Определите тему урока. (Кто такие насекомые?)
Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Насекомые»;
подготовить к восприятию новой темы.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (диалог)
Познавательные: Общеучебные.
Логические: анализ, синтез, обобщение.

3.
Мотивация и целеполагания
Слайд 4. (тема урока) - А вы видели насекомых в природе? - А правда, что они все вредные?
- Что бы вы хотели узнать о насекомых на нашем уроке? - Почему их так назвали - насекомые? - Что объединяет всех насекомых? - Зачем нужны насекомые? - Они приносят пользу или вред? - Почему кузнечик зелёный? - Вы держали на ладони божью коровку?
- Почему коровка, она молоко даёт?
Однажды кто-то сказал Муравью Вопросику, что он насекомое.
„Кто такие насекомые? заинтересовался Муравьишка.
И правда ли, что я насекомое?“
С этими вопросами он и обращается к нам».
Поможем Муравьишке разобраться в этом непростом вопросе?

- В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных.
Рассмотрим их на КАРТОЧКЕ.
Как вы думаете, какое из них насекомое? (Ответы детей)
-Давайте повнимательнее рассмотрим этих животных.
НАЗОВИТЕ их



4.
Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемной ситуации
Слайд 5. (КТО ИЗ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НАСЕКОМОЕ?) – рак, паук, многоножка, богомол
ПОЧЕМУ? Слайд 6. Вывод – богомол насекомое: у него 6 ножек! Почему его так назвали?
Слайд 7. РАБОТА В ПАРАХ Муравей спросил у Мудрой Черепашки:
„Как же узнать, какое из животных насекомое?“
Их разговор услышала одна особа. Она сказала: „Посмотри на меня. Я насекомое“.
Отгадайте, кто эта особа? Над цветком порхает, пляшет, Крылышком узорным машет.
(Бабочка – открывается рисунок на доске)
- Муравьишка торопился и рассыпал слова –
подсказки Черепашки - из каких частей состоит бабочка? (Расставить слова на свои места) Слайд 8. ПРОВЕРКА – части тела бабочки
- Кто прилетел к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)
- У них тоже есть такие же части тела: голова, грудь, брюшко
- Посчитайте количество ног у каждого.
- Что заметили? Что общего у всех? (6 ног)
- Посчитайте кол-во ног у Муравьишки Вопросика (рисунок).
- Какой вывод мы можем сделать? (У насекомых 6 ног) Слайд 9. (вывод – у насекомых – 6 ног) Слайд 10. Сколько ножек у муравьишки? (6) Что можно о нём сказать? (он насекомое)
Слайд 11. Бабочка собралась на бал. Сколько туфелек ей даст муравьишка? Слайд 12. Существенные признаки насекомых: число ног – 6, частей тела – 3, у всех ли есть чувствительные усики? - да
Цель – учить выбирать те, которые относятся к заданию и обосновать свой выбор, коллективное решение проблемных вопросов, воспитывать уважение к миру.
Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные:
Логические: определение критериев для сравнения.

Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому усилию.




5.
Физминутка
Слайд 13- 20 - физминутка - включить


6.
Этап первичной проверки понимания изученного
Слайд 21. 1. РАБОТА В ГРУППАХ «НАСЕКОМЫЕ» (лишнее зачеркнуть) ИТОГИ 2. КАРТОЧКИ. В классе на партах, стенах, подоконниках расположены фотографии животных. Подойдите группой к любому насекомому. Рассмотрите выбранную фотографию и докажите, что это насекомое. По какому признаку вы определили?
Цель – умение находить насекомых из множества животных и доказать это, умение работать в группе.

7.
Этап применения изученного

















Практическая работа учащихся
1. РАБОТА в учебнике. Дети отгадывают загадки и находят отгадки на стр.21 учебника, закрывают отгаданное насекомое жетонами. Проверяют друг друга.
1.Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт –
Свою кровь прольёт. (КОМАР)
3. Где сладко, там она кружит, Как пчела.
Она жалит и жужжит, Как пчела.
И попадается в компот, Как пчела.
Вот только мёду не даёт, Как пчела. (ОСА)

2. Кто над нами
Вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится. (МУХА)
4. Решение проблемной ситуации.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (КУЗНЕЧИК)

3. Необычный я усатик.
Я отважный клоп - (СОЛДАТИК)

5. Летит – гудит, Сядет – молчит. Дружит с клевером. (ШМЕЛЬ)

РАСКРАСКА
Слайд 22.
- Почему кузнечик зелёный?
Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему трудно себя защищать, поэтому он прячется в зелени травы. (Раскрасить кузнечика) - А почему шмель пёстрый?
Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в дело жало. (Работа в рабочей тетради. Стр. 22 № 1.)
Цель – учить из серии картинок выбирать те, которые относятся к заданию и обосновать свой выбор, коллективное решение проблемных вопросов, воспитывать уважение к миру.
Познавательные: уметь находить ответ на вопрос.
Логические: анализ с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

8.
Физминутка

Игра «ХЛОП – ТОП» стрекоза, богомол, белка, комар, лягушка, бабочка, божья коровка, жук, паук, кузнечик, червяк, рак, муравей, черепаха, шмель, оса, пчела, мошка, муравей;
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У цветка остановилась,
Над цветочком закружилась.




9.
Этап закрепления
Слайд 23. На нашей планете существует около 1,5 млн. видов насекомых Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде.
- Представьте, что насекомые исчезли. - Что тогда? Погибнет вся природа, а значит и человек! Человек – часть природы. ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЕДУТ СЕБЯ РЕБЯТА? Давайте исправим неверные поступки ребят - СТИХИ!!!
Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча).
Но все насекомые важны и нужны в природе. Их нельзя убивать, потому что они живые, они – часть природы. Наука – энтомология изучает насекомых.
Слайд 24. Пришвин
Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете это выражение? Правильно. Природа – наш дом. В ней всё взаимосвязано. Всё, что есть на планете – нужно, даже, если нам кажется, что это лишнее. Надо бережно относиться к природе, любить и защищать. Как и свою Родину.


10.
Этап контроля и самоконтроля

Слайд 25. САМОКОНТРОЛЬ Как отличить насекомых от других животных?
Паук – насекомое или нет? Почему?
Назовите известных вам насекомых.
Что вы о них можете рассказать?
Что означает слово насекомое?
Цель – контроль знаний по теме,

11.
Этап рефлексии.
Слайд 26. БАБОЧКИ В КОНВЕРТАХ
Слайд 27. Вот закончился урок
Он, прошел, конечно, впрок.
Насекомых вы узнали.
И с друзьями поиграли. ПЕСЕНКА КУЗНЕЧИКА

Регулятивные: оценка (выделения осознанного уровня усвоения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415














































15Заголовок 1,Я и море.15