Родительское собрание Профилактика правонарушений среди подростков


Родительское собрание
«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»
Информацию подготовила
социальный педагог
МБОУ «Красноясыльская сош»
Боричевская Розалия Рафиковна

Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие,
неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова.
Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути,
сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых
подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас
непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном
направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и
интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети,
дефективный ребенок, аномальный малыш, несовершеннолетний преступник, правонарушитель.
Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от
поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей,
учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки
допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая
с затруднениями, не приносит чаще желаемого успеха. Таких детей относят к
категории «трудных».
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую
трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления –
трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность
жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями,
товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не
хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности
неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными
факторами:
1) педагогической запущенностью
2) социальной запущенностью
3) отклонениями в состоянии здоровья
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед
нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста
преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем,
что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная
обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности
втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными
группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и
число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый
рецидивный характер.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних
являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно,
предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в
педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков.
С такими подростками необходимо систематически проводить
целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к
общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой
работе», укреплять связи между школой родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.
Главная задача любого образовательного учреждения - подготовка детей к полноценной жизни в обществе. Это означает, что школа должна дать учащимся не только необходимый багаж знаний, но и развить у них общественно-значимую и творческую активность, и воспитать высокие нравственные качества: гражданственности и патриотизма, подготовить государству законопослушных граждан. Огромная задача в связи с этим ложится на плечи педагогов. Ведь большую часть своего времени дети проводят в школе.
Социальный состав ученического коллектива
В школе всего учатся 157 учащихся. Из них:
-  в неполных семьях воспитываются - 30учащихся
- из многодетных семей обучаются – 45 учащихся
- опекаемых детей -6
- поставлены на внутришкольный учет - 5 школьников
- дети-инвалиды обучаемые по программе «Особый ребенок» - 6 человек
- имеют родителей-инвалидов – 3 ученика
- оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной помощи - 83 чел. Это дети из малоимущих семей, пользующие льготным (Бесплатным) питанием
- семья СОП – 3 чел.
- состоят на учете в ОДН – 4
- обучающиеся из соседних населенных пунктов - 56 учащихся

Как видим социальный состав учащихся очень сложный. Практически, больше 50 %  учащихся - это дети из социально незащищенных слоев общества, находящиеся в трудной      жизненной ситуации, каждый из которых может оказаться в «группе риска».

Для организации профилактической деятельности школы в первую очередь создается нормативно правовая база, т.е. работа опирается на определенные законы, проекты, и приказы.
ФЗ Об образовании в Российской Федерации ( Права и обязанности родителей (законных представителей)
Закон об образовании Пермского края
Устав школы
ФЗ №120 от 24.06.1993г.
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Положение о педагогическом консилиуме
Положение о совете профилактики
Приказ директора о составе совета профилактики
Положение о внутриведомственном учёте
Положение о школьной службе примирения
Положение об Управляющем Совете
Модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в образовательном пространстве до 2012 года
Семейный кодекс РФ. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Основные направления профилактической деятельности школы
1) создание системы педагогического сопровождения;
2) воспитание общей культуры, здорового образа жизни ребенка и создание здоровьесберегающей образовательной среды;
3) выявление учащихся не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в образовательном учреждении,
а также несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, 4) 4) оказание помощи в их обучении и воспитании;
5) организация занятости учащихся во внеурочное время;
6) сотрудничество с органами опеки и попечительства района
социальными службами сопровождения;
7) участие в проекте по профилактике правонарушений, воспитание толерантности и законопослушного поведения.
Поставленные задачи по профилактики правонарушений реализуются через разные формы работы с учащимися и родителями.
тематические классные часы;
тематические родительские собрания;
индивидуальная беседы с учащимся;
беседы, встречи со специалистами правоохранительных органов, социальных служб, медицины;
кружковая работа;
летние трудовые отряды, оздоровительные площадки;
трудоустройство несовершеннолетних в период каникул;
Организованные каникулы.
летние профильные лагеря.
Дни открытых дверей, родительский день с посещением уроков.
Осуществление контроля посещаемости, успеваемости, занятости учащихся в урочное и во внеурочное время
Пропаганда здорового образа жизни. Уроки здоровья. Беседы фельдшера.
Профилактика курения, употребления спиртосодержащих напитков, ПАВ. Конкурсы плакатов, стенгазет, викторины.
Правовые уроки. Воспитываем законопослушных граждан.
Посещение семей. Индивидуальная работа с семьей.
Работа Совета профилактики, Совета примирения, административной комиссии Управляющего Совета
Диагностика семьи
Педагогическое просвещение родителей
Конференции. Конкурсы. Фестивали.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания
Семейные праздники
Большое значение мы придаем воспитании толерантности, законопослушного поведения и патриотизма. Это и уроки, и специальные классные часы по этой тематике, чтение произведений и этические беседы.
Мы воспитываем у детей осознание того, что здоровый человек - это красивый, успешный, счастливый гражданин общества.
Повышение уровня культуры здоровья у учащихся позволяет формировать у них основу готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
Важным звеном профилактики правонарушений является организация занятости учащихся во внеурочное время. Во второй половине дня работают кружки.
Перечень кружковой работы разнообразен и отвечает интересам и запросам детей.
Эффективной формой профилактики правонарушений является организация крупных воспитательных акций - школьные праздники и коллективные творческие дела. Участие в их подготовке и проведении всего школьного коллектива создает повышенное эмоциональное напряжение и положительную направленность. Яркие события школьной жизни сознательно осуществленной большинством, содержат  в себе нравственные ориентиры, на которых строится жизнь школьного коллектива. Здесь дети получают опыт межличностного общения, осознают «чувство локтя», могут почувствовать свою необходимость и значимость, ответственность за порученное дело, а также проявить организаторские и творческие способности.
В течение всего года проходит масса совместных мероприятий с Домом культуры.

Выделяются 3 уровня профилактической деятельности. Для каждого уровня выделена зона ответственности, содержание деятельности и спрогнозирован ожидаемый результат.
Уровни деятельности образовательного учреждения
Первый уровень – первичная профилактика и педагогическая поддержка направлена на весь контингент учащихся. Работает весь педагогический коллектив в системе урочной и внеклассной работы. «НОРМА»

Второй уровень – коррекция. Ориентирована на коррекцию поведения несовершеннолетних группы риска, СОП, ВШУ Ответственны классные руководители и специалисты школы. Индивидуальная работа с учащимися и их семьями, организация педагогической помощи ребенку совместно с родителями. Результат переход ребенка в группу «НОРМА»
Третий уровень – реабилитация. Деятельность направлена на восстановление личностного и социального статуса ученика и его семьи. Ответственны социальные службы, специалисты. Реализация индивидуальных комплексных программ реабилитации. Результат – переход в «Группу риска»
Вся деятельность по профилактики регулируется, контролируется, администрацией школы. Ежедневно, ежемесячно и ежеквартально составляются отчеты по разным пунктам работы.
Работа администрации направлена на:
* создание правовой базы по организации деятельности по профилактики,
*разработку режима работы школы ,
*создание здоровьесберегающей образовательной среды;
*контроль за соблюдением режимных моментов,
*организацию взаимодействия со службами и субъектами профилактики правонарушений.
Профилактическая помощь учащимся дифференцируется по нескольким группам, в зависимости со степенью выраженности неблагополучия развития ребенка, либо ситуации, в которой он находится.
Учащиеся группы «НОРМА»
Подавляющее большинство детей, обучающихся в школе
Возникшие проблемы в основном решаются самими учащимися, их родителями при минимальном участие педагогов.
Несовершеннолетние «группы риска»
Школьные и личностные проблемы ребенка не решаются без помощи специалистов школы и специальных служб
Помощь должна быть комплексная
Несовершеннолетний в социально опасном положении (СОП)
Наиболее сложная категория учащихся, которые находятся в ситуации опасности, совершают правонарушения
Или Семья СОП –родители уклоняются от обязанности по обучению и воспитанию детей
Учащиеся, находящиеся на педагогической поддержке
Дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети из малообеспеченных семей
Инвалиды детства
Дети, с трудностями в обучении (7, 8 вид, низкий результат ЕМТ)
Дети из многодетных семей
Дети из опекунских семей
Часто и длительно болеющие дети
Категории учащихся внутришкольного учета (ВШУ)
систематически пропускающие учебные занятия без уважительной причины
нарушающие устав образовательного учреждения (нарушения дисциплинарного характера)
употребляющие ПАВ (наркотики, алкоголь)
состоящие на учете ОДН, ОВД, КДН
Семья и школа вместе
Ребенка образует пример
«Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его» /Сенека/
«Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки» /Демокрит/
Дети – зеркало родителей
Профилактическая деятельность школы базируется на принципах партнерства с семьей.
Семья является базисной основой социализации личности. Семья служит той микросредой, где складывается первое представление о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном. Она выступает носителем всего арсенала человеческих чувств и представлений, «окном», через которое ребенок впервые приобретает возможность посмотреть на общество, и через него и на себя.
Совершенно ясно, что многие задачи образования школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, предупреждения асоциального поведения школьников, профилактики деструктивных процессов в жизни подростков и молодежи.
Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей
Семья закладывает основы формирования личности и обеспечивает важнейшие условия ее развития
Семья – это основа, где дети приобретают соответствующий возрасту жизненный опыт
Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка
К сожалению, значительная  группа родителей не интересуются делами своих детей, не посещают родительские собрания и классным руководителям, воспитателям приходиться настойчиво напоминать таким родителям об их обязанностях, осуществлять связь через телефонные звонки, письма, неоднократные приглашения в школу и посещения на дому.
Педагогический коллектив изыскивает различные возможности привлечения родителей к участию в жизни школы.
Родители входят в состав Управляющего совета, классных родительских комитетов
Проводятся совместные с родителями классные мероприятия, спортивные праздники.
     
Что должны родители
*Стать для детей образцом поведения, сделать так, чтобы слово взрослых в доме не расходилось с делом.
*Построить семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы.
*Установить правила, которым все в доме должны следовать.
*Поощрять участие детей в интересных конструктивных начинаниях и делах
*Воспитывать своего ребенка, формировать в нем независимость, самоуважение, ответственность.
*Нести ответственность за своего ребенка, но всегда быть готовым помочь и чужим детям.
*Вступить в родительскую группу поддержки своей школы
*Поддерживать своих детей в их желании приглашать в дом друзей.
*Познакомиться с родителями друзей своего ребенка.
*Научиться слушать и слышать своих детей
Что не должны делать родители
*Считать нормой пьянство или употребление наркотиков.
*Предлагать алкоголь и табак детям, не достигшим совершеннолетия.
*Финансировать или давать детям разрешение на действия, которые нельзя проконтролировать.
*Угрожать ребенку.
*Ждать принудительных действий школы или представителей закона, которые помогут вашим детям вернуться к нормальной жизни.
*Впадать в уныние, если ваша первая попытка исправить положение не удалась. *Ребенок должен знать, что вы не опустили рук и обязательно пойдете дальше.
*Отчаиваться, решив, что все кончено, помнить, что безнадежных случаев не бывает.

И самое главное – от вас родители действительно зависит, какими людьми вырастут ваши дети. Хотя и от самих мальчиков и девочек зависит многое. Сегодняшних подростков подстерегает гораздо больше опасностей, чем их сверстников еще поколение назад, они испытывают гораздо большие стрессы, чем мы родители в своем детстве, но при этом получают все меньше внимания со стороны родителей. А именно оно подростку совершенно необходимо, причем постоянно. Как необходимы ему любовь в сочетании со строгостью, понимание – с требованиями дисциплины, предоставление ему свободы действий в сочетании с контролем. Формирование личности подростка, его взглядов, системы ценностей напрямую связано с вами -родителями.
Дети не становятся проблемными подростками в одночасье: перед этим раздаются немало предупредительных «звоночков». Важно не пропустить их. Ведь ключевая задача семьи – помочь ребенку разрешить проблемы, а не наказывать за них. Лучше поверить ребенку, чем незаслуженно оскорбить недоверием, не дожидаясь объяснений. Он должен знать, что домой всегда можно и нужно возвращаться, а проблемы, если они возникли, обсудят, и будут решать чуть позже.
Хорошими родителями быть не просто, зато плохими очень легко.


Заголовок 2 Заголовок 415