Интеллектуально-правовая игра «Выборы Лидера школьного содружества» как средство воспитания социально-активной личности


Интеллектуально-правовая игра
«Выборы Лидера школьного содружества» как средство воспитания социально-активной личности
Хорошева О.Н., Попова И.А., педагоги-организаторы, учитель истории и обществознания Хорошев С.А. МКОУ «Прорывинская СОШ» Звериноголовского района
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося.
Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи.
Педагогический коллектив нашей школы со всей ответственностью осознает необходимость решения вопросов духовности в учебно-воспитательном процессе с учетом всего лучшего, что достигнуто в русской, советской и мировой педагогике за предыдущие годы.
Духовно-нравственная сфера стала одной из главных составляющих воспитательной системы  школы, всего воспитательного процесса.
     Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.
   Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность, а так же на современном этапе в России, учитывая вызовы времени, необходимо обладать чувством долга, гражданской позиции и патриотизмом. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.    Сегодня нужны люди особой энергетики, особого понимания проблемы, со своеобразным набором свойств и качеств. Таких людей принято называть лидерами, способными взять на себя инициативу и ответственность за принимаемые решения. Лидер –это человек, который через собственные амбиции реализует общественный интерес. Как правило, это любознательная, деятельная, честная, целеустремленная, ответственная, смелая, творческая личность, умело преодолевающая преграды и достигающая успеха. Более того, сегодняшнему поколению лидеров придется нести ответственность не только за себя, за других людей, за свою кампанию или предприятие, но и за мир в целом, включая и решение глобальных проблем, охраны окружающей среды, сохранения современной цивилизации. Поэтому уже со школьной скамьи необходимо воспитание чувства ответственности за свои действия и принимаемые решения.
На уроках обществознания ребята получают основы правовых знаний, но теории без практики не бывает. Поэтому в основу воспитательной работы заложена практическая деятельность. С 2002 года в школе создано ученическое самоуправление, в работе которого используются различные формы деятельности. Наиболее эффективной формой в процессе формирования гражданско-правовых знаний учащихся в нашей школе явилась интеллектуально-правовая игра - «Выборы лидера школьного содружества», которая проходит с 2004 года.
В выборах лидера школы могут принимать участие учащиеся, родители учителя и обслуживающий персонал школы.
Актуальность и новизна игры заключается в том, что ученик поставлен в ситуацию проживания роли гражданина своей страны, что помогает ему осознать всю степень ответственности и причастности к общественной жизни.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Ему должны быть присущи определенные качества нравственного характера, которые вырабатываются с детства. Это, прежде всего, любовь к своей Родине, сопереживание, соучастие, главное не быть равнодушным. В этом смысле надо понимать всем известные слова “Гражданами не только рождаются, но и становятся”.
Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Понимая роль политики в жизни общества, стремясь к активным действиям в политической области, нужно, как минимум, проявлять себя и в роли избирателя.
Необходимо помнить, что твой выбор - фундамент будущего страны, твоих детей, внуков. Основными документами, регулирующими выборы, являются: Конституция РФ и Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан”, школьные локальные акты и положения.
Выборы в нашей школе проходят в установленном порядке приближенные к выборам, которые проходят в стране с соблюдением основных нормативных правил.
Согласно плану работы органов ученического самоуправления на очередном заседании рассматривается вопрос о выборах и данное решение выносится на общее собрание школьного содружества, где назначается дата выборов и формируется избирательная комиссия. В состав избирательной комиссии избираются преимущественно учащиеся и учителя. По положению о выборах в органы ученического самоуправления, избирательная комиссия избирается в количестве 7 человек. Всем членам комиссии выдаются удостоверения.
На заседании из избранных членов избирательной комиссии путем тайного голосования избирается председатель избирательной комиссии.
Через два дня после избрания комиссии по выборам проводится организационное заседание избирательной комиссии, где председатель рассказывает о предстоящих выборах, о должностных обязанностях членов избирательной комиссии и избираются заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии.
На организационное заседание избирательной комиссии приглашается председатель участковой избирательной комиссии, который помогает в организации выборов и подготовке документации.
Полномочия избирательной комиссии:
- Принимать документы от кандидатов для их регистрации.
- Проверять достоверность подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку кандидатов.
- Принимать решение о регистрации кандидатов, либо об отказе в регистрации, выдать удостоверения зарегистрированным кандидатам.
- Выдавать удостоверения доверенным лицам кандидатов.
- Определять результаты выборов.
- Публиковать результаты выборов в общешкольной газете «Голос Содружества».
- Рассматривать жалобы (заявления) избирателей, принимать по ним решения.
На первом заседании избирательная комиссия утверждает количество избирательных округов. Обычно в нашей школе один округ – один класс. От каждого избирательного округа выдвигается не менее одного кандидата.
На следующий день после первого (организационного) заседания избирательной комиссии объявляется день выборов и состав избирательной комиссии, а также вывешивается график работы избирательной комиссии. Со дня объявления о выборах начинается агитационный период.
В течение агитационного периода кандидаты выпускают листовки, участвуют в публичных дебатах, проводят встречи с избирателями, представляют необходимую документацию и избирательные программы, оформляется наглядная агитация.
Для оказания помощи кандидатам и избирателям, в школе оформляется “Информационный стенд по выборам”, где можно видеть весь поэтапный процесс избирательной кампании. По мере сдачи документации от кандидатов в избирательную комиссию, проводится их регистрация, составляется протокол избирательной комиссии о регистрации, а на общешкольной линейке кандидатам вручаются временные удостоверения. Документация принимается, проверяется подписной лист на оригинальность подписей.
В списки избирателей включаются ученики 4-11 классов, где по положению о школьных выборах 4-6 класс пассивные избиратели, а 7-11класс обладают активным избирательным правом. Списки избирателей составляются согласно количеству учащихся в классе. Основными документами для получения бюллетеней в день голосования является свидетельство о рождении или паспорт учащегося.
Если ребенок заболел, уезжает и не может проголосовать в день выборов, он пишет заявление о досрочном голосовании.
День выборов это большой праздник для всей школы.
Выборы открываются с Гимна РФ и Гимна содружества.
Первым проголосовать предоставляется кандидатам и тем, кто впервые стал избирателем.
По окончанию голосования подводятся итоги голосования, составляются протокол и отчет о голосовании. На следующий день после выборов оглашаются результаты голосования на общешкольной линейке, и вывешивается итоговый протокол. Назначается день инаугурации, на которой проводится присяга лидера, затем Лидер представляет новый состав ученического самоуправления.
Участвуя в школьных выборах, ребята учатся использовать свое конституционное право голоса. Выбор каждого ученика в будущем будет определять дальнейшую судьбу России.
Полученные знания позволяют ребятам участвовать в школьных, районных и областных конкурсах, олимпиадах по избирательному праву, занимая призовые места. ( В 2011году Конева Анастасия учащаяся 10класса принимала участие в районной олимпиаде «Избирательное право», заняв 1место, что позволило стать ей участницей областного мероприятия по избирательному праву для школьников. В 2014 году Носова Ольга учащаяся 11класса победительница школьного конкурса «Если б я был губернатор» стала участницей областного конкурса. За период с 2010-2014 год ребята- участники конкурсов и олимпиад получили свидетельства участников.)
В этом году выборы лидера школьного содружества совпали с выборами губернатора Курганской области и в местные органы самоуправления. Поэтому к подготовке школьных выборов, ребята подходят с большой ответственностью, проявляя инициативу, активность. Учащиеся понимают, что это не просто игра, а то, что они становятся участниками исторического процесса, который происходит в стране.
Участвуя в школьных выборах, подростки получают необходимые правовые знания, знакомятся с деятельностью и механизмом формирования органов власти, приобретают навыки публичного выступления, изучают основы психологии делового общения. В результате у подростков вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция, появляется осознание себя как субъекта государственной и общественной деятельности.
Выпускники школы уже понимают, что от их активного и осознанного участия уже в государственных выборах, заинтересованности в результатах избирательных кампаний зависит качество демократического преобразования в новой России.