Работа с одаренными детьми старших классов (из опыта работы)

Из опыта работы с одаренными детьми.
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный» М.Монтень
Одаренные дети – это будущее России.
Поэтому проблема одаренности так привлекает представителей разных слоев общества. В 2010 году утверждена национальная образовательная программа «Наша новая школа», в которой разработана система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Если одаренный ребенок получил все необходимое для развития и поддержки его дара во время обучения, то он сможет полноценно жить и успешно реализовывать себя в профессиональном плане. Эти дети будут обеспечивать процветание своей страны в современном конкурентном мире высоких технологий. Поэтому раннее выявление и сопровождение одаренного ребенка во время обучения – святая обязанность современной школы перед обществом и одно из приоритетных направлений работы, а учителей математики особенно.
Какого же ребенка считать одаренным? Зачастую принято считать одаренными тех детей, которые стабильно хорошо учатся в силу высокой мотивации и поддержки со стороны родителей. Но «одаренность» - от слова «дар» (в словаре Даля «божий дар»), ее нельзя полностью отождествлять с высокой мотивацией. В моей практике встречались дети, не имеющие высокой мотивации, но, несомненно, одаренные. Специалист в области психологии одаренности и развивающего образования В.И. Панов определяет одаренность как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии средовых условий. Отнесем к группе одаренных по математике тех детей, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению со сверстниками интеллектуальные способности, высокую восприимчивость к обучению, творческие возможности и их проявления.
Работу отдельного учителя с одаренными детьми нельзя успешно осуществить изолировано (даже частично) от единой программы учебного заведения. Специфика нашей школы с наличием математических и профильных классов позволяет на деле решать проблему детей с признаками одаренности. Программа «Одаренные дети» отражает основные направления: а) возможности учебного процесса; б) углубленное и профильное изучение предметов; в) система дополнительного образования. Работа проводится в три этапа (1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы) соответственно уровню развития ребенка и имеет на каждом этапе свои особенности. Эта программа реализуется в тесном сотрудничестве учителя, психолога, ученика и его родителей. Основной метод работы – индивидуальный подход. По-настоящему академически одаренных детей единицы и важно не просмотреть такого ребенка. С этой целью проводится постоянное сопровождение психологом. Кроме того, учителей, особенно молодых, необходимо учить приемам работы с такими детьми, взяв за основу принцип «не навреди». В противном случае, может быть ситуация, когда на уроке вместе с таким учеником тоскует и его учитель.
В моей работе с одаренными детьми есть правило - постоянно держать тесную связь с психологом, учителями-предметниками, родителями и преподавателями дополнительного образования. За годы работы сложилась определенная система деятельности:
Работа с психологом по результатам тестирования.
Знакомство с родителями, в результате которого вырабатывается примерная программа взаимодействия. Поддержка родителей - очень важный момент в работе с одаренным учеником.
Составление примерной программы работы на уроках и дополнительного образования.
Мое твердое убеждение, что одаренного в математике ребенка необходимо учить дополнительно специалисту именно в области решения олимпиадных задач. Школьный учитель может дать хорошую базу для успешного восприятия олимпиадной математики и первичные умения через кружок и участие в различных конкурсах и олимпиадах, которых сейчас множество. Лишь единицы из нас могут успешно сочетать преподавание школьной и олимпиадной математики. Ни в коем случае не хочу обидеть коллег, но жизнь подтверждает мои слова.
Несколько лет назад я организовала школу олимпиадной математики. Занятия в этой школе проводили лучшие математики школы и преподаватель ВШЭ Нижнего Новгорода - Кузнецов Дмитрий Юрьевич. В силу объективных причин сейчас эта школа продолжает работать, но на базе ВШЭ.
Приведу один пример.
В 7 классе занятия в ВШЭ посещали 7 моих учеников, а в 10 классе осталось 3 человека. Из них только один почти всегда успешно выступал на различных олимпиадах и конкурсах, остальные двое реже и не могли выдержать нагрузку, хотя посещать занятия им нравились.. Этот ученик N в банке данных школы числился как одаренный, что соответствует действительности. Работая по сложившейся системе, мы к десятому классу достигли в математике хороших успехов. Он являлся призером многих олимпиад разного уровня(победитель городских олимпиад последних лет, открытой олимпиады при ВШЭ, региональной олимпиады «Будущие исследователи – будущее науки», призер областной математической олимпиады и др.).
В 2013 году уже большее количество учеников посещали школу при ВШЭ. Ученики 7-9 классов (16 человек) с удовольствием посещали занятия и имели лучшие успехи, чем у сверстников. В этом учебном году осталось в школе всего 9 человек, всерьез увлеченных математикой. Считаю, что это достаточно на школу, в которой 500 учащихся.
Но в работе с одаренными детьми есть обратная сторона медали. Одаренные дети почти всегда отличаются от сверстников в поведении или физически, их характер многим непонятен и кажется «тяжелым». Это «неудобные» ученики. Учителю надо хорошо знать проблемы одаренных детей.
Одна из проблем: неприязнь к школе. Если в математике и физике одаренный ребенок успешен и работает, то по другим предметам он не делает ничего. Учебная программа им скучна или неинтересна, отсюда нарушения в дисциплине. Мой ученик N имел эту проблемы в полном объеме. Он очень любил спецкурс по геометрии, который проходит в виде «математического боя» и всегда активен на этих уроках. На уроке-лекции он скучал, мог прогулять. На уроке-практикуме всегда имел индивидуальное задание из дополнительных источников. На уроке по новой теме по мере возможности просила его выступить в роли учителя, что он с удовольствием делал. Надо постоянно что-то придумывать, чтобы такой « одаренный» работал и не мешал классу.
Другая проблема – монополизация внимания учителя. Это вызывает трения с классом. Если на каком-то уроке учебная игра, то он может урок сорвать, так как игра ему неинтересна и очень проста. Его нетерпимость и презрение отталкивают не только учеников, но и учителей. В 8 классе нашей школы есть одаренный ученик, который на контрольных работах пишет только ответы. Объясняет это тем, что решал в уме. Для таких учеников пишется индивидуальный план работы на уроке. В моей практике были и одаренные «беспроблемные» дети, но их было меньше. Я стараюсь много беседовать со своими учениками. Мы обсуждаем результаты проделанной работы, любимые занятия, общественные явления и другие темы. Это помогает лучше корректировать поведение, стимулировать к деятельности. На турнирах Кубка в ВШЭ или при решении олимпиад-онлайн сама участвую вместе с учениками (в команде учителей). Потом обсуждаем успех или поражение.
Подводя итог, хочу сказать, что учитель математики может и должен «выращивать» одаренного ребенка. Но это возможно только тогда, когда сам учитель – увлеченный математикой человек и имеет четкое представление о сути такой работы.
Рагина Н.И – учитель математики
МБОУ СОШ №2 с углубленным изучением
предметов физико-математического цикла
г. Дзержинска Нижегородской области.


15