Статья Использования методов фреймовых схем как средство повышение качества знаний на уроках истории и обществознания

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ФРЕЙМОВЫХ ОПОРНЫХ СХЕМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Г. А. Кетова
МБОУ «Цнинская СОШ №2» п. Строитель Тамбовский район

Ограниченность времени на освоение объёмных школьных программ, перегрузка учащихся обуславливают необходимость применения интенсивных методов и технологий обучения, которые позволили бы расширить объёмы усваиваемых учащимися знаний без увеличения времени, отводимого на их изучение. Традиционные формы обучения устарели. Последние годы ознаменовались активным поиском и широким использованием методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения истории. Одна из таких методик- фреймовый подход. Фреймовая схема предполагает наличие визуализированной жёсткой каркасной структуры («болванки», «клише»), накладываемой на множество исторических тем и являющийся средством структурирования учебного материала. Считаю, современное знание по истории в школе должно быть методически построено так, чтобы учебный материал воспринимался учащимися не как статистическая мёртвая информация для запоминания и точного воспроизведения, а как средство развития мышления. Главная цель педагога- научить учащихся мыслить логически, понимать и анализировать исторические события. Поэтому на занятиях по истории применяется метод фреймовых опорных систем, который является средством интенсификации учебного процесса и активизации мыслительной деятельности учащихся.
Методическими основаниями фреймового подхода являются теории и концепции отечественных и зарубежных учёных, исследовавших механизмы речемыслительной деятельности. Это О.С.Анисимов [1], Т.А. Дейк [6], Н.И. Жинкин [7],П.Я.Гальперин [3], С.Д. Кацнельсон, Г. Лакофф, М.Минский и другие.
Согласно теории П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной формирование умственных действий происходит поэтапно. Таких этапов пять:
1.Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действий (ООД). ООД- текстуальная или графическая модель изучаемого действия (инструкция),которая включает мотивацию действия, представление о действии, систему условий правильного его выполнения. Такой инструкцией может быть любая опора.
2.Материализованное действие, выполняемое учащимися в соответствии с инструкцией и учебным заданием во внешней материальной развёрнутой форме. Они получают задания и дидактический учебный материал в виде различных материальных объектов: реальных моделей, схем, опорных конспектов. На этой стадии учащиеся сверяют свои действия с ООД (инструкцией). После выполнения ряда однотипных действий необходимость обращаться к инструкции (схеме, опоре) отпадает: обучаемый выходит на следующий – третий этап- этап внешней речи.
3.Этап внешней речи характеризуется тем, что функцию ООД (инструкции) выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие (операцию), которое в данный момент осваивают. Так формируется умение, и выполняемое действие начинает автоматизироваться.
4. Этап внутренней речи характеризуется свёртыванием информации и переводом ООД во внутреннюю речь: обучаемый проговаривает выполняемое умственное действие про себя, то есть мысленно, с помощью внутренней речи контролирует выполнение операции.
5. Этап автоматизированного действия. На этом этапе учащиеся могут автоматически выполнять отработанное действие; при этом отпадает необходимость в его мысленном контроле (проговаривании во внутренней речи). Действие интериоризировалось, перешло во внутренний план. Необходимость во внешней опоре и внешней речи полностью отпадает.
У опорных конспектов и фреймовой схемы есть сходство и различия. Сходство в том, что все они наглядны апеллируют к образному мышлению. Они включают в мыслительную деятельность образную память, позволяют сжимать информацию учебных текстов. Опорный конспект- концентрированный конспект параграфа (темы)- представляет собой набор рисунков, схем параграфа (темы). Структурно- логическая схема- изложение параграфа в виде абстрактных фигур (квадраты, флажки и т.д.). Каждый (каждая) из них –неповторим. Фреймы же, наоборот, стереотипны. Фреймовая схема- скелетная структура- жёсткая конструкция, каркас, содержащий в качестве элементов пустые строки или пустые окна, которые должны быть заполнены и могут многократно ( в отличие от опорных конспектов и структурных схем) перезаряжаться новой информацией.
Фреймовые схемы- новое поколение опор высокого уровня обобщения. Главный принцип их построения- стереотипность, алгоритм. Преимущество фреймовых схем перед другими видами опор в том, что их количество исчисляется единицами. Если опорный конспект или структурно- логическая схема составляется на каждую тему, то фреймовых схем может быть несколько на весь изучаемый курс, так как они имеют глобальный характер обобщения.
Использования фреймовых схем значительно интенсифицирует обучение. Современные тенденции модернизации образования диктуют незамедлительное развитие таких перспективных направлений «интенсива», как алгоритмизация учебного процесса, разработка учебных пособий фреймового типа. Необходимость обучения способам сжатия информации сегодня ни у кого не вызывает сомнений и не оспаривается, так как её обучающий потенциал в методике преподавания чрезвычайно высок. Сложность в том, что процесс свёртывания информации по фреймовому типу требует высокого уровня понимания основного содержания текста и способами представления сжатой информации виде знаков, моделей, схем.
Учащимся старшего звена приходится затрачивать много времени и прилагать значительные усилия для запоминания и усвоения огромных объёмов теоретических и практических знаний, фактического материала в процессе обучения истории. Фреймовый подход обеспечивает свёртывание (сжатие) и компактное представление информации для усвоения и запоминания[5]. Приведём примеры схем- фреймов, позволяющих структурировать исторический материал для усвоения, а также грамотно воспроизводить (излагать) исторические события и факты[9].
Структурирование исторического учебного материала
Фреймовый подход позволяет глубже изучать исторические источники. Существуют правила чтения исторических текстов, которые составляют содержание фреймовой схемы (рис.1), включающей семь блоков.




Рис.1. Схема, отражающая правила изучения исторических текстов
Самостоятельная работа с учебным материалом предполагает распределение информации по «файлам» («полочкам»)- его структурирование по определённой жёсткой схеме, в структуру которой входят четыре обязательных элемента ( рис.2).
Вначале уясняется сущность исторического факта и заносятся в схему. Далее учащимся простоит разобраться с причинами, его породившими, а затем выяснить, как этот факт вписался в исторический процесс, как он взаимодействовал с окружающей действительностью. И в заключении работы над историческим фактом необходимо определить его значение для времени его совершения и современности.
4

Значение факта (события)

Для времени
его
совершения
Для современности






Рис.2.Схема- фрейм процесса структурирования учебного исторического материала
Изложение исторического события, факта (война, реформа, революция и т.д.) должно быть построено по определённому сценарию- фрейму- повествованию. Изучение исторических фактов сопряжено с поиском и усвоением основных и дополнительных сведений. Блоки в фреймовой схеме располагаются в определённой последовательности, и по степени значимости делятся на основные и дополнительные. Схема содержит три набора блоков: основной набор и два дополнительных. Основные блоки составляют стержень фрейм- схемы и определяют сценарий ответа, дополнительные блоки отражают информацию, добытую из официальных документов и исторических источников и носят детализирующий характер. Каждый блок фреймовой схемы содержит единицу информации и служит исходным материалом для дальнейшего моделирования. Сценарий изложения исторического события (война, реформа и т.д.) представлен на фрейм- схеме (рис.3).



Исторический материал
Дополнительный блок Основной блок Дополнительный блок
информации (сведения информации (стержень) информации(сведения
из документов) из исторических
источников














Причинно- следственные связи исторических событий. При обучении истории большая роль отводиться формированию умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи исторических событий. В этом преподавателю помогают фреймовые схемы (рис.4).

а)

В и С являются причинами А




D и Е следствие А ( А привело к D и Е)

б)

1 приводит к 2, 2 приводит к 3

Рис.4.Фреймовые схемы, иллюстрирующие причинно- следственные связи исторического события

а) Причинно-следственная модель получения власти исторической личностью; А- получение власти (приход к власти) историческими личностями, как следствие; В,С- причины, факторы, оказавшие влияние на получение власти; D и Е-следствия прихода к власти исторической личностью (D- разрушительные, Е- созидательные). При этом специально выбираются формы символов- фигур, заключающие в себе идеи созидания (изображение домика) или разрушения (символ взрыва).
б)1,2,3- исторические события. Причинно-следственная цепочка хода (развития) исторических событий:1- причина события 2;2-следствие события 1; 3- следствие события 2.
Итак:
-учащиеся с помощью фреймовых систем могут обобщать и систематизировать свои знания по истории, что облегчает им подготовку к экзамену, зачётам, контрольным работам, Единому Государственному Экзамену;
-важно, чтобы учащиеся поняли принцип фреймового схемного моделирования, что позволяет им в дальнейшим трансформировать любую учебную информацию в сжатом виде самостоятельно;
-задача преподавателя в том, чтобы представить учебную информацию в виде фреймовых схем, а также научить учащихся правильно считывать с них информацию и презентабельно излагать исторический материал.

Литература
1. Анисимов О.С., Охрименко В.А., Князев Н.М., Чернушевич В.А. Системно-деятельностный подход к проблеме практической подготовки студентов. Пенза,1981.
2. Атаманская М.С.Формирование теоретических обобщений у учащихся на основе взаимных образно- логических связей: Автореферат. дис. канд. наук. ростов н/Д, 1999.
3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».М.,1965.
4. Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Фреймовое представление знаний. М., 2007.
5. Гурина Р.В.Фреймовые схемы- опоры как средство интенсификации учебного процесса// Школьные технологии. 2004.№1.С.184-195.
6. Дейк Т.А., Кинч В. Стратегия понимания связанного текста// Новое в зарубежной лингвистике. 1988.№23. С 153-211.
7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
8.Зенькович А.П. Оптимизация сложности учебного текста. М., 1981.
9.Фёдорова С.И. Использование новой методологии в преподавании истории// Проблемы преподавания гуманитарных наук в XXI веке. Материалы межвузовской научно- методической конференции. Ульяновск: УГСХА, 2002. С.25-30.
1.(Н)
наименование

ь


2.(А)
автор

ь


3.(В) выходные
данные


ь


4.(О) основное
содержание


ь


5.(Ф) фактические
данные


ь


6.(НК) новизна материала,
спорные моменты, критика


ь


7.(П) возможности использовании на практике


ь


1
Сущность
историч.
факта
(события)

2
Причина
его
происхож-
дения

3
Процесс вза-
имодействия
историч. факта с окружающей
действитель-
ностью

1.Причины

2.Повод

3.Цели

4.Задачи

5.Этапы

6.Периоды

7.Итоги

8.Значение

9.Оценка

А

В

С

А

Е

D

2

3

1



15