Методическая разработка День правовой помощи детям


Автор разработки:
Ольга Дмитриевна Ковалёва,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 33» г. Владивостока
Приморский край
Тема:
«Методическая разработка мероприятия, посвященная Всероссийскому Дню правовой помощи детям».
Форма проведения:
круглый стол, диалог, «вопрос-ответ». Встреча учащихся, родителей с представителями правоохранительных органов, отдела опеки и попечительства, врачами-наркологами, психологами.
Время – 90 минут.
Цель и задачи мероприятия:
правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека формирование навыков практического использования знаний развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.
Задачи:
Образовательные: обозначение в сознании учащихся актуальности проблемы подростковой преступности; повышение правовой культуры; обучение грамотно работать с разными источниками информации; развитие критического мышления, логического и аналитического;
Воспитательные: формирование гражданственности личности; привлечение активности учащихся к решению данной проблемы; воспитание толерантности – терпимости к чужому мнению и выбору; воспитание ответственности за выполнение коллективной работы.
Развивающие: развитие умений и навыков самостоятельно и приобретать новые знания, проектировать свои действия; развитие навыков публичного выступления; применять знания и умения в нестандартной обстановке.
Оборудование:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка;
- компьютер;
- электронные презентации:
- плакаты;
- мультимедийная установка;
- анкеты.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся должны получить практические правовые знания;
- знать, как правильно использования правовые знания;
- получение правовой помощи детям, попавшие в трудную жизненную ситуацию;
- получить знания об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и административных правонарушений.
Опережающее задание для учащихся и их родителей и подготовительная работа:
- изучить документы: Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка;
- продумать вопросы специалистам приглашенных служб. Вопросы должны быть корректные, грамотно сформулированные, конкретные, практические;
- подготовить электронные презентации, цитаты.
Основные нормативные документы:
Конституция РФ.
Конвенция о правах ребёнка.
ФЗ № 273 «Об образовании»
Основные понятия: право, Конвенция, отрасли права, права и обязанности человека, ребёнка, виды юридической ответственности, виды правонарушений, актуальные проблемы несовершеннолетних, угроза терроризма, органы защиты прав ребёнка.
Историческая справка
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав. Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий. Добрый день! 20 ноября 2013 года - впервые был объявлен Всероссийский День правовой помощи детям. Этот день был приурочен ко дню принятия Конвенции о правах ребенка. В этот день прошли различные мероприятия, направленные на правовое информирование семей с детьми, граждан о бесплатной юридической помощи, предоставляемой государственными и общественными институтами.
И сегодня в рамках этого дня в нашей школе проходит 2-х сторонняя встреча, «круглый стол, на которой присутствуют учащиеся школы, родители, учителя и, конечно, специалисты государственных служб.
И мне хочется их представить:
1. Анна Ивановна Позняк, главный специалист управления по организации работы КДН (комиссия по ДН) и Защите Прав по Первомайскому району.
2. Анастасия Сергеевна Копысова, инспектор ОПДН (отделение полиции по делам несовершеннолетних) ОУУП и ПДН (отделение участковых уполномоченных полиции и подразделение по делам несовершеннолетних отдела МВД) 2-го отдела полиции УМ ВД России по г. Владивостоку, капитан полиции.
3. Ольга Станиславовна Конарева, старший юрист-консульт правового отделения УМ ВД России по г. Владивостоку.
4. Максим Владимирович Мазур, зам. прокурора Первомайского района г. Владивостоку.
5. Эльвира Михайловна Ометова, начальник отдела опеки и попечительства по Первомайскому району г. Владивостоку.
6. Валерия Андреевна Акимова, психолог МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Коррекция» г. Владивостока
И начнётся наша встреча с ПРИТЧИ.
Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светило ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому. Плохое настроение – трудно было людям добираться домой, к своему очагу. Так вела себя не только Луна. Также вели себя Звезды и Солнце, День и Ночь, Моря и Реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов, явлений.
Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен мир?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснуться не только природных явлений, но и его самого – человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только остаётся их чётко исполнять и его жизнь станет лёгкой, радостной и счастливой».
Отсюда возникают вопросы: Прав ли был мудрец? Что такое закон? Нужны ли людям законы? Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит? Почему человек преступает закон? Актуальные проблемы современных подростков и многое другое…
Вот примерно в формате этих вопросов будет, проходит наша встреча.
А теперь предлагаю Вам задавать вопросы специалистам. Прошу Вас представляться и определять кому из специалистов Вы задаете вопрос, консультацию какого специалиста Вы хотите получить.
Пожалуйста, 1 вопрос.
Через 4-5 вопросов – ВИДЕОРОЛИК о покупке подростками сигарет в табачном киоске и вопрос.
ВОПРОС. Пожалуйста, прокомментируйте это видео.
Через 4 вопроса –
ВИДЕОВОПРОС от родителей учащихсся.
Через 4 – вопроса записка из зала.
Результата анкетирования (перед специалистами лежат результаты анкетирования, диаграммы). Специалисты дают анализ вопросам и результатам.
Оставшиеся вопросы.
Заключительная часть.
Рефлексия. В завершении встречи хотелось бы подвести итоги. Итоги мы подведем и оформим в формате кластера: «Практические выводы встречи» (старшеклассники прикрепляют выводы, основанные на ожидаемых результатах)
- получили практические правовые знания
- узнали, как правильно использования правовые знания
- оказали консультативную помощь
- получили консультации по правовой помощи детям, попавшие в трудную жизненную ситуацию
- получили знания об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и административных правонарушений
- также доведена информация о негативных последствиях употребления алкоголя, табачной продукции, наркотических средств
- узнали об ответственности за их распространение
- повысили юридическую грамотность
- нужная и интересная встреча
ВЫВОД. Главный смысл этой встречи, нашего диалога – пополнение правовых знаний, в каких случаях и куда детям и родителям нужно обращаться за защитой. Помнить, в подростковой среде существует «незримый враг» в различных проявлениях.
При этом, дети также должны знать и помнить, что могут нести ответственность в случае нарушения закона.
Встреча прошла с пользой для детей, педагогов и гостей. Все пришли к единому мнению о необходимости проведения таких мероприятий
Слово специалистам, их мнение, впечатление, наставления, советы, рекомендации.
Спасибо за конструктивный диалог, за то, что Вы выделили время для встречи!