Конспект внеклассного занятия Жить в мире с собой и другими


Младший школьный возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Ребенок постепенно начинает включаться во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивать различные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Задача школы – ребенок должен занять позицию терпимости и доверия .Цели игры
дать первоначальное понятие толерантности
дать понять ученикам, что любое явление мира обладает разными характеристиками одновременно
придти к выводу: чтобы ребенок вырос достойным членом общества, его нужно воспитывать
1. Игра «Кружка».
Трое учеников занимают разное положение по отношению к кружке. Глядя на нее, играющие поочередно описывают то, что видят, и сообщают об этом классу. У всех трех разные описания одной и той же кружки.
- Кто же из вас прав?
- Поменяйтесь местами (ученики сообщают классу свои наблюдения)
- Почему так получилось, что вы изменили свое мнение? (сначала видели кружку только с одного ракурса, а потом с другого).
Обращение ко всей группе:
- Посмотрите на экран. Кого вы здесь видите? (заяц, утка) Кто прав? (Обе стороны правы)
- Часто люди ссорятся, обижаются только потому, что не хотят посмотреть на предмет по - другому.
- Скажите, а может быть такое, что на людей мы тоже иногда смотрим однобоко? Видим, например, какой – то его недостаток и думаем, что человек плохой?
- Кому, например, я делала вчера замечания?
- Значит ли это, что … плохой человек? (нет)
- А почему вы так думаете? (надо посмотреть на него по – другому, постараться найти что – то хорошее)
- Скажите что – нибудь хорошее про …
- К какому выводу мы пришли? ( Все люди разные. У всех есть недостатки. Но в человеке всегда есть и что - то хорошее.
- Нужно учиться видеть в людях хорошее. Знаете, есть такое замечательное слово - толерантность. Толерантность – это значит терпимость к другому человеку, умение принимать его таким, какой он есть. Это значит доброжелательность, уважение чужого мнения.
Толерантность – это значит жить в мире с собой и другими.
- Но как же быть с недостатками? Представьте, что ручка у кружки сломана. Значит, с одной стороны она станет некрасивой. Как обычно в таком случае поступают с кружкой? (Ее обычно выбрасывают)
- А если это не сломанная кружка, а человек с каким – нибудь недостатком? Его тоже выбросить? (нет).
- А как же тогда быть? Если недостаток этого человека мешает нам? Допустим, ученик все время опаздывает на первый урок, мы отвлекаемся, когда он заходит в класс. Что мы можем сделать? (Тактично сказать ему об этом. Предложить помощь. А КАК мы ему это скажем?)- А что может сделать учитель? (Тоже сказать). А если ребенок не обращает на это внимания и продолжает опаздывать? Может ли учитель ПОРУГАТЬ ученика? (может)
- А родители?
- А ваши родители вас ругают?
- Значит, мы не принимаем вас такими, какие вы есть и не соблюдаем толерантность???
- А почему они вас ругают? (потому что любят и хотят воспитать нас достойными людьми)
- У родителей и у учителя большой жизненный опыт. Они знают, что какой – нибудь недостаток их ребенка может вылиться в большую проблему в будущем. Если ребенок все всегда забывает и не исправит эту проблему еще в детстве, в будущем он не сможет работать на ответственной работе. Например, идя на совещание, вы забудете флешку с приготовленным отчетом. Ни одному руководителю это не понравится. Руководитель может уволить такого нерадивого работника.
- Родители и учитель могут предугадать дальнейшие события, поэтому они стараются вас воспитывать со всей ответственностью.
2. Герань.
- Посмотрите на эти 2 цветка. Что это за цветы? (Герань). Название одно, а вид совершенно разный. Почему?
- Одну герань просто посадили и ничего больше с ней не делают, только поливают. От недостатка внимания, ухода она вытянулась. Она такая неухоженная ((( -А что вы можете сказать про второй цветок? (он пышный, красивый) А почему? (за ним ухаживают).
- А теперь представьте, что цветок – это ребенок, а цветовод (тот, кто выращивает этот цветок) – родитель. Что вы можете сказать?
- Если ребенка не воспитывать, он может вырасти недостойным человеком. Как первый цветок. А если воспитывать – он вырастет человеком, которого в обществе все будут уважать.
- Когда второй цветок был совсем маленький, мне пришлось его обрезать. Думаете, мне его не жалко было? (жалко). Но я его воспитывала. Потому что знала, что после обрезки он даст боковые побеги и будет пышным. Так же и родители. Знают, что наказание для ребенка иногда просто необходимо. И когда они вас наказывают, ругают, они тоже расстраиваются, возможно, даже плачут, пока вы не видите.
3. Физминутка.
- Можно ли сказать, что эти мультяшные герои толерантны?
- А дети могут так относиться друг к другу?
4. Работа в парах.
Работа с картинками. На каждой парте – картинка. Рассмотрите картинку и определитесь, присутствует ли здесь толерантность и обсудите, почему вы так решили.
5. Рефлексия.
– Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
-Что вам запомнилось больше всего?
- Какое новое слово мы сегодня узнали?
-Что оно обозначает?
- А кто из вас теперь попробует быть толерантным друг к другу?
- Повернитесь друг к другу, пожмите друг другу руки. Похвалите своего соседа за хорошую работу на занятии.
- Повернитесь к нашим гостям, покажите им смайлик своими личиками. Скажите – до свидания!