Разработка внеурочного занятия по программе Жить в мире с собой и другими — Толерантность.











Конкурс уроков и внеурочных разработок
Номинация «Внеурочное занятие»
по программе «Жить в мире с собой и другими»
«Толерантность» 5 класс
(социология)













Разработала:
социальный педагог ОПСОП
высшей категории
учитель технологии МБОУ СОШ №177
высшей категории
Мищенкова Л.П.




2015 г.
Внеурочное занятие по программе «Жить в мире с собой и другими» учитель технологии МБОУ СОШ № 177 Мищенкова Л.П.
«Толерантность» 5 класс
Цель внеурочного занятия:
- формирование установок толерантного сознания учащихся.

Задачи:
Обучающая:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
- показать, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
Развивающая:
-развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Воспитательная:
- воспитывать уважение друг к другу, уметь находить правильное решение в жизненных ситуациях;
- показать учащимся на примерах, что любой класс нашей школы – это своеобразная микромодель современного многонационального общества.

Дидактический материал: презентация «Толерантность»; видеофильм «Мы + вместе»; заготовка на плакате мишка Бадди (контур фигуры приложение 1); заготовка на плакате мост «Дружбы»; заготовка «Ладошки» на группу; цветы ромашка, лилия, василек, маргаритка, оливковая ветвь; песня г. Дюна «Коммунальная квартира»; песня «Радужный мост»; конверты с заданиями «Ромашка», «Маргаритка», «Лилия», «Василек», «Оливковая ветвь»; цветные карандаши; фломастеры; бумага для создания эмблемы толерантности; мультфильм «Цветик - семицветик».

План внеурочного занятия:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Первичное закрепление
5. Работа над созданием образа «Толерантность в классе, в школе»
6. Подведение итогов.





1. Оргмомент.
- Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь как вам удобно.
Посмотрите на «пушистиков» и покажите мне, какое у вас сегодня настроение (ребята показывают эмоции, у кого какое настроение). Молодцы.
(слайд 1)

2. Актуализация знаний.
- Учитель: А сейчас обратите, пожалуйста, внимание на экран. Вы увидите видеофильм «Мы вместе».
(слайд 2)
- ребята, как вы думаете, о чем хотел рассказать автор данного фильма?
(ответы учащихся)
- молодцы, а как вы думаете какая тема нашего занятия сегодня?
(ответы учащихся....)
- Правильно, молодцы. Учащиеся формулируют тему нашего занятия - «Толерантность»
(слайд 3)
- Учитель: Ребята, вы знаете, что наша планета огромна, красива. Вспомните карту России. Наше государство занимает огромные территории. Неудивительно, что на ней проживает большое количество разных людей с различными национальностями. Но мы все являемся одним народом этой большой страны. Мы должны относиться с уважением к культуре, традициям, обычаям различных национальностей. Ребята посмотрите друг на друга в классе. Среди нас, как на большой планете, находятся ребята различных национальностей. Мы разные – но мы с вами вместе!
- Учитель: Ребята, а почему мы разные, и почему мы вместе?
- Учащиеся: Мы обучаемся в одном классе, у нас одинаковые увлечения, нам нравится..
- Учитель: Ребята, давайте посмотрим в энциклопедии понятие слова «национальность».
(НАЦИОНАЛЬНОСТЬ  принадлежность человека к определённой этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Понятие «национальность» носит как исторический и духовный смысл, так и политический и правовой  (википедия).
(слайд 4)
3. Изучение нового материала
Термин толерантность.
- Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «толерантность»?
- Учащиеся: отвечают.
- Учащийся: (доклад учащегося, выполненный в качестве домашнего задания)
Разбираем определение понятия - толерантность. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
- Учащиеся читают и разбирают понятия слова «толерантность» на разных языках.
(слайд 5)
4. Первичное закрепление
-Учитель: 16 ноября международный день толерантности. Рассмотрим принципы толерантности.
- Учащиеся знакомятся с принципами, разбиваются на 2 группы и предлагают, какие можно взять принципы для своего класса (одна группа), для школы (другая группа).
(слайд 6)

Учитель: давайте немножко отдохнем и проведем физминутку –
Поднимите все ладошки       И потрите их немножко.       Дружно хлопните раз пять: 1,2,3,4,5.       Продолжайте потирать!       Мой сосед такой хороший-       Я ему пожму ладоши.       И другой сосед хороший-       И ему пожму ладоши.       Руки вверх поднять пора.       Дружбе крикнем мы: Ура!

- Учитель: Молодцы ребята, подвигались, отдохнули. Давайте дальше работать.
5. Работа над созданием образа «Толерантность в классе, в школе»
- Учитель: В 2001 году знаменитый актер и посол ЮНИСЕФ – сер Петр Устинов в Германии задумал создать международную художественную выставку «Содружество медведей Бадди».
В 2002 была впервые организована выставка, цель которой пропагандировать -
«МИР, ЛЮБОВЬ, ТЕРПИМОСТЬ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ МЕЖДУ НАРОДАМИ». В настоящее время выставка побывала на 5- и континентах и охватила почти 30 миллионов людей.
(слайд 7-8)
- Учитель: Ребята посмотрите внимательно на мишек, как они выглядят, что характерно для всех фигурок
- Учащиеся: предлагают разные варианты
- Учитель: правильно, молодцы. Все мишки протягивают ручки вверх к солнышку, а открытые ладошки – это знак дружбы. Давайте создадим и мы с вами своего мишку, который будет в нашем классе, призывать нас к толерантности, к терпимости, к милосердию.

Практическая работа: учащиеся на плакате с помощью фломастеров, карандашей создают своего мишку Бадди
- Учащиеся: поочередно, группами выбегают к доске и вносят свой рисунок, орнамент, кусочек творческой мысли в общее дело (пока ребята работают, звучит песня группы «Дюна» - «Коммунальная квартира»).
(слайд 9)
- Учитель: Следующее задание – я приглашаю вас на цветущую поляну и предлагаю построить МОСТ ДРУЖБЫ.
(слайд 10)
Для этого вам нужно разделиться на группы, группа названа именем цветка, символизирующего мир, дружбу, верность, терпение, сострадание и сочувствие (приложение 3). Каждая группа, выполнив задание, оформляет мост дружбы своим цветком.
Конверт «РОМАШКА» - верность, дружба, символ русской природы:
Выберите качества толерантного человека - снисходительность, злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сотрудничество, злость, диалог, вспыльчивость, терпимость, любовь.
Конверт «МАРГАРИТКА» - терпение:
Выберите позиции, чувства, качества, способствующие вовлечению в конфликт - любовь, ненависть, терпимость, оскорбление, благородство, снисходительность к слабым и недостаткам других, унижение, ложь, требовательность к себе, чувствительность, драка, вспыльчивость, тактичность, внимательность, сочувствие, гармония, ссора, бессердечность, вспыльчивость, зависть.
Конверт «ЛИЛИЯ» - мир:
Закончите незаконченное предложение, можно несколько вариантов на каждое предложение:
Я чувствую боль, когда.
Я переживаю, когда.
Я недоволен, когда.
Я злюсь, когда.
Я радуюсь, когда.
Я доволен, когда.
Конверт «БУЗИНА» - сострадание, сочувствие:
Составьте список мероприятий, дел - помощи, проявляя при этом сострадание, сочувствие, милосердие.
Конверт «ВАСИЛЕК» - верность:
У каждого в группе есть заготовка ладошки. На каждом пальчике напишите все хорошие качества, черты ваших одноклассников и в центре пожелание классу, школе.
Конверт «ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ» - мир:
Группа учащихся создает заготовку – эмблему толерантности, дружбы, мира между народами.
Конверт «ВАСИЛЕК» - верность, постоянство.
Вставьте пропущенные слова в пословицы о терпении:
Терпение и .. все перетрут.
На хотенье есть .........
Терпенье это такое , которое не в каждом .. растёт.
Бог терпел, и велел.
.. дает умение.
Терпенье лучшее .
Всякое .. терпением одолеть можно.
Всякому бывает конец.
Беды терпеть каменное . иметь.
Час .., а век жить.
Терпеть не ., было бы чего ждать.
Тут и у . терпенье лопнет.
Сырого не ., жареного не ., варёного терпеть не ..
Носи ., не складывай; терпи ., не сказывай.
слюбится.
Лучше терпеть , нежели беду сделать кому.
Терпя и . треснет.
Попадёшься в руки – муки.
На всякое имей терпение.
(пока ребята работают, звучит песня «Радужный мост»)
- Учитель: Ребята, а сейчас подведем итоги. Выслушаем представителей команд и давайте построим МОСТ ДРУЖБЫ.
- Учащиеся: на доске оформляют мост Дружбы заготовками - цветами.
- Учитель: Мы говорили с вами в начале занятия, что мы разные, но мы вместе.
- Ребята, скажите, на что похож наш мост?
(ответы учащихся)
- Учитель: Молодцы! Спасибо. Наш мост похож на венок дружбы.
Итак, сегодня на занятии мы с вами познакомились с одной из самых актуальных особенностей нашего государства, с проблемой, которая возникает в обществе в последнее время – толерантное отношение к людям.
- Скажите ребята, пожалуйста, какую цель в начале занятия мы поставили?
- Учащиеся: отвечают..
- Учитель обобщает высказывания детей..
Мы поставили в начале занятия цель – формирование установок толерантного сознания учащихся и на протяжении всего занятия играли, выполняли задания. Мы должны уважительно и бережно друг к другу относиться, помнить о том, что нет плохих и хороших наций, мы составляем единый народ. Наша планета – одна и как она прекрасна!
И в заключении ребята, посмотрите отрывок из мультипликационного фильма о милосердии «Цветик – семицветик», о том, как девочка отдает последний лепесток волшебного цветочка и мальчик становится здоровым.




Приложение 1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 2

Пословицы о терпении:
Терпение и труд все перетрут.
На хотенье есть терпенье.
Терпенье это такое растение, которое не в каждом огороде растёт.
Бог терпел, и нам велел.
Терпение дает умение.
Терпенье лучшее спасенье.
Всякое зло терпением одолеть можно.
Всякому терпению бывает конец.
Беды терпеть каменное сердце иметь.
Час терпеть, а век жить.
Терпеть не беда, было бы чего ждать.
Тут и у святого терпенье лопнет.
Сырого не ем, жареного не хочу, варёного терпеть не могу.
Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай.
Стерпится слюбится.
Лучше терпеть самому, нежели беду сделать кому.
Терпя и камень треснет.
Попадёшься в руки – натерпишься муки.
На всякое хотение имей терпение.









Приложение 3
























Приложение 3






маргаритка цветок фотоРисунок 13маргаритка цветок фотоOLIVE BRANCH1076321Visual Photos / ImageState RM / Foodfolioblack, branch, crop, cut out, food, fresh, fruit, leaf, olive, peace, plant, produce1076321 [RM] © www.visualphotos.com
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·“
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ы
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Д
·
·
·
·15