Конспект мероприятия, в рамках Дня правовой помощи на тему Твой закон — твоя защита


Мероприятие, посвященное дню правовой помощи на тему
«Твой закон- твоя защита».
Цель: углубление правовых знаний учащихся.
Задачи:
способствовать творческой и познавательной активности учащихся;
формировать мотивы к активному изучению права;
научить учащихся уважать Международные документы по правам человека, законы РФ;
формировать базисные знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, программа-презентация «Твой закон – твоя защита», сигнальные карты или звуковые сигнализаторы, грамоты для награждения победителей, Гражданский кодекс РФ, декларация о правах человека, конституция РФ. Глава II, конвенция о правах ребенка, семейный кодекс РФ, трудовой кодекс РФ.
Ребята, назовите сегодняшнюю дату. Кто знает, что знаменательного в этой дате? (ответы детей)
20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира. Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана в честь принятия ООН в этот день в 1959 году Декларации прав ребенка. В этот же день, но в 1989 году была принята также Конвенция о правах ребенка.
Дети слабее взрослых, поэтому им нужна особая защита. И эта защита должна исходить от взрослых. А чтобы взрослые имели возможность защищать детей от других взрослых и от неприятностей, понадобились специальные законы. Закон и наказание за его нарушение удерживает многих людей от плохих поступков.
Но так думали не всегда. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром. Это еще очень недавно!  В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, и предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.  И только в конце XIX — начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый.
Видеоролик «Право на жизнь».
Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей.
Сегодняшняя наша встреча, посвящена этой теме, а проходить она будет в форме познавательной игры «Твой закон - твоя защита».
Правила игры.
Фемида – древнегреческая богиня права и законного порядка. Фемида изображается с закрытыми глазами, мечом и весами. Повязка символизирует объективность и честность. Весы считались символом меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные людьми при жизни. А мечом выносится вездикт.
2. Выбор жюри.
3. Игра.
1.Разминка. Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
1.Книга, в которой собраны правовые нормы.
2.То, на что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течении 9 лет.
3. То, что имеет каждый человек.
4.По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
5. У каждого человека есть ….
6.Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.
По вертикали:
1.Документ, регламентирующий права детей.
к о де к с о б ра зо в а ни е
нпра в о ре б е но к нци м я о б я за нно с т ьКакое главное слово у нас получилось? Правильно, Конвенция. Конве́нция о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права.
Кто назовет известные права ребенка? (Молодцы).
2.конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. По набору слов нужно определить право.
Карточка №1.
1.Ребенок —    к о р ё н б е
2.Семья – м я с ь е
3.Родители – д и л и е т о р4.Право – В О Р А П
5.Опекун – К Е У Н О П6.Отец – Ц Е Т О Право на семью
7.Человек – Л О В Ч Е К Е
8.Малыш – Ш Ы Л А М
9.Радость – Д О Р А С Т Ь
10.Опека – К Е П О А
11.Согласие – С И Л А Г О С Е
12.Забота – Б О З А Т А

Карточка №2.
1.Жизнь – з и н ь ж и
2.Группа – П Р А П У Г
3.Подросток – С О Д Р О П К Т О
4.Слово – В О С О Л
5.Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
6.Школа – Л О К А Ш Право на образование
7.Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
8.Право – В О Р А П
9.Ребенок —    к о р ё н б е
10.Человек – Л О В Ч Е К Е
11.Дружба – Ж Б А Р У Д
12.Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Пока наши участники думают, для зрителей игра
Игра для зрителей «Да! Нет!»
Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Участники справились с заданием. У первой команды получилось право на семью.  Испокон веков семья помогала, человеку появится на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.  Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
У второй команды получилось право на образование. Главное, ради чего существуют школы – это обучение детей, предоставить им возможность получить образование. Учёба – это ваша работа - в чём вы тоже можете добиться успехов. Хорошая оценка по одному предмету - это первая ступень по лестнице "успеха", хорошие оценки за год - это вторая ступень к успеху. Сдача выпускных экзаменов - это тоже успех, потому что от этого зависит ваше будущее. Достигнув успеха сегодня в учёбе, завтра вы достигните успеха в жизни. Поэтому можно сделать вывод: имея право на бесплатное общего образование у вас появляются обязанности, не только учиться, но и многие другие.
3. Задание «Права или обязанности?»
Из перечисленных фраз определить, что относиться к правам, а что к обязанностям обучающихся.
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
Соблюдение Устава
Получение бесплатного общего образования
Бережное отношение к школьному имуществу
Уважение человеческого достоинства
Получение дополнительных образовательных услуг
Добросовестно учиться
Уважение чести обучающихся сотрудников школы
Выбор форм образования
Выполнение требований работников школы
Носить школьную форму
Посещать мероприятия в школе
Отдыхать, играть, развлекаться
Медицинское обслуживание
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Пока вы находитесь в школе нужно хорошо учиться и строго соблюдать правила поведения в школе.
Видеоролик «Правила поведения в школе».
Ну, а теперь проверим ваши знания.
4. Викторина «Вопрос- ответ»
Караоке-песня «Песенка о правах».
А теперь творческий конкурс
5. Составь стихотворение.
________________________права.
________________________слова.
________________________угон.
________________________закон.
Конкурс для зрителей. «Угадай-ка»
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
6. Конкурс «Кот в мешке».
Определи статью конвенции по предмету.

п/пПредмет Статья Конвенции
1. Сердце (мягкая игрушка) Право на жизнь
2. Паспорт, свидетельство о рождении Право на имя, гражданство
3. Лекарства Право на бесплатную медицину
4. Кисточка для рисования, тетрадь, карандаши, ручка Право на образование
5. Мяч, скакалка, микрофон Право на отдых и досуг
6. Веник, ведро Право на посильную работу.
7. Блокнот, телефон, фотоаппарат и т.д. Право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию
8. Иконы (календарь) Право на свободу мысли, совести и религии.
Право пользоваться своей культурой.
Социальный ролик «Мировой порядок».