Семинар «Организация совместной творческой деятельности учителя и ученика»

Семинар
«Организация совместной творческой деятельности учителя и ученика»
Дата проведения: 10 ноября 2013 г.
Место проведения: МБОУ СОШ № 35
Время проведения: 10.00-13.00
Форма проведения: семинар
Приготовить – 5 листков для работы в группах с вопросам; 17 листов для работы с интеллектуальными картами + цветные карандаши; бумага для квиллинга; Жетоны разных цветов – 5 цветов по 7 шт.
Цель: демонстрация педагогического опыта по организации методической работы, направленной на развитие творческого потенциала обучающихся.
Задачи: 1. Определить значение и сущность педагогической идеи творческого сотрудничества.
2. Отработать на практическом опыте технологии творческого сотрудничества.
3. Проанализировать работу школы по формированию и развитию творческого потенциала обучающихся.
Приветствие директора школы № 35 – Анульевой И.Г. участников семинара. Предупреждает о том, что идет учебный процесс, и возможно выступающие семинара будут заходить во время семинара
1.Вступительное слово Гашевой О.П. - специалист УО
Гашева О.П. обосновывает актуальность темы в контексте выявленных проблем и направлений стратегического развития школы, формулирует цель и задачи участников педагогического совета по ее реализации, напоминает принятые ранее правила ведения открытой дискуссии и знакомит участников с регламентом.
2. Теоретический ввод – Пастухова С.Б. – зам. дир. ВР
Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Взаимодействие учителя и обучающихся на уроке является центральным звеном в педагогике сотрудничества. Педагогическая идея творческого сотрудничества определяет новые методы обучения, способы воспитательных коллективов, отношения между взрослыми и детьми, самими детьми. Идеи педагогики сотрудничества зрели давно, они развивались в работах прогрессивных педагогов-мыслителей прошлого, развиваются и сегодня, это непрерывно развивающаяся концепция.
Уважаемые коллеги! Каждый из вас при входе получил жетон, и вы разместились за столом в соответствии c цветом жетона. А теперь, принимая во внимание ваш педагогический опыт, я прошу обсудить ряд вопросов (они представлены на листах на каждом столе):
Работа в группах «Творческое сотрудничество».
Каждой группе нужно выбрать представителя, который по окончанию обсуждения будет зачитывать вслух ответ на вопрос. Карточки с вопросами на партах. 10 минут на обдумывание.
1 группа: Понятие творчества. Признаки и ступени творчества.
2 группа: Источники творчества учителя
3 группа: Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Можно ли тренировать способности к творчеству?
4 группа: Творчество и мастерство – одно и то же или нет?
5 группа: Творческий учитель – творческий ученик. Какие качества творческого учителя позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика?
Группы работают 10 минут. Ответы зачитывает представитель группы.
Информация по данным вопросам – зачитываю я, как итог:
1 группа – Творчество – это научно обоснованный выбор лучшего из возможного. Выбор – операция творческая. Творческая активность – это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности.
2 группа - Источниками творчества могут быть: а) анализ учебно-воспитательного процесса, выявление «узких» мест и «западающих» проблем; б) изучение опыта коллег; в) чтение научной литературы; г) общение с коллегами, друзьями, учащимися; д) система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются.
3 группа - Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству: умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное; способности – гибкость и нестандартность мышления, владение умением поиска.
4 группа - Творчество или мастерство. Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, и мастерство, как правило, связывает с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.
5 группа - от творческого учителя к творческому ученику. Качества такого учителя: нацеленность на формирование творческой личности; педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; развитое чувство юмора; поощрение учителем детского воображения; знание учениками творческих способностей и склонностей учителя.
Уважаемые коллеги, Спасибо за работу в группах и мы продолжаем нашу работу.
Развитие творческого потенциала личности обучающегося является одним из ведущих направлений деятельности нашей школы. В школе сложилась определенная система работы: это и работа факультативов и элективных курсов, разнообразных конференций, олимпиад, международных игр по математики и языкознанию, городских конкурсов. Накоплен опыт организации научно - исследовательской деятельности обучающихся в школьных научных обществах обучающихся («Земля и небо» -1-4 классы, «Малая академия наук» - 5-11 классы), результатом работы которых стало 3 командное место на городской НПК в 2010-2011 учебном году.
Работа строится по следующим принципам:
* самореализации личности обучающегося;
* индивидуализации образовательной траектории учащихся;
* интегральности – объединение учебной и исследовательской деятельности обучающихся;
* преемственности – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания;
* сотрудничества - социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности.
Существует мнение, что высокий уровень интеллекта у ребенка гарантирует высокий уровень творческих способностей (креативности). Это мнение не всегда справедливо.
Интеллект – это способность решать любые задачи на основе имеющихся знаний.
Общая творческая способность (креативность) – это способность к преобразованию знаний (воображение, фантазия, нахождение гипотез и т.д.)
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся научиться преобразовывать интеллектуальную энергию в творческую. Для того чтобы «творить, нужно усвоить образец активности человека творящего, путем подражания выйти на новый уровень овладения культурой и устремиться дальше». К тому же для творчества необходимы личные познавательные усилия.
Какую же личность можно считать творческой? Большинство ученых, занимающихся этой проблемой, считают, что наличие мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности.
К личностным чертам творческого человека следует отнести:
- независимость;
- открытость ума;
- высокую толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;
- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Перечисляя параметры креативности, американский ученый У. Гилфорд упоминает следующие:
- способность к постановке и обнаружению проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость как способность продуцировать разнообразные идеи;
- оригинальность как способность отвечать на раздражители нестандартно;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
Практически все указанные способности, так или иначе, могут быть задействованы и получить импульс к развитию на всех уроках. Но эта деятельность не может быть только прерогативой учителя, а должна стать необходимой для обучающихся, потому что против воли ребенка заставить его быть творческой личностью нельзя. Это качество либо присуще ребенку от рождения, либо сознательно взращено им самим с помощью значимого взрослого, в роли которого может выступать учитель.
Известный советский ученый - педагог –новатор Шато Амонашвили писал: «Если хочешь воспитывать в детях интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
Учитель должен видеть в каждом из своих учеников его достоинства, верить, что каждый ребенок талантлив.




Взгляни горе в лицо – тупа вершина,
А сбоку посмотри – она остра,
Иди к горе – она всё выше,
А от горы – и ниже всё она.
О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же, - в этом суть,
А измененья от того зависят,
С какого места на неё взглянуть.
В зависимости от способностей детей каждый ребенок должен получать свое индивидуальное творческое задание. В результате класс превратится в коллектив личностей.
Красноречивому и артистичному ребенку можно предложить подготовить доклад, сочинение, сказку и т.д. При этом можно запустить машину времени и перенестись на несколько лет или веков назад. Ребятам нравится перевоплощаться в образ другого человека. Тогда рассказ ведется от первого лица.
Усидчивым можно предложить составить кроссворд с каким – либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием.
Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, выполнить рисунки, созданные по типу опорного конспекта.
Хорошо использовать проектную методику с последующей защитой своего проекта.
Обучающимся должен быть интересен путь к познанию. Не лишне вспомнить слова Льва Николаевича Толстого: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Наша школа работает над проблемой «Создание условий для обеспечения развития школьника с учетом его способностей и образовательных потребностей».
Исходя из этого, мы стараемся создать такие условия, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы он с удовольствием шел в школу.
Коллектив Средней школы № 35 состоит из тридцати семи педагогов, средний возраст которых составляет 40 лет. Большинство учителей имеют высокий творческий потенциал, который передается детям.

В чем же это проявляется?
Для развития творчества ребенка используются различные методы и приемы.
Такой прием как подготовка доклада, используют все учителя без исключения, начиная с начальной школы.
Уроки пресс-конференции привлекают учителя истории Полякова В.В., учителя химии Белоусову Т.Н. и биологии Балабанову Н.Л.. Как элемент подготовки к таким урокам учителя часто практикуют технологию «мозговой штурм», главный прием которого заключается в том, чтобы за короткий отрезок времени ответить на как можно большее количество вопросов. Это великолепная тренировка памяти, сообразительности и нестандартного подхода к решению задач различных типов.
На своих уроках педагоги используют технологии проблемного обучения, суть которого заключается в том, что обучающийся сам формулирует учебный вопрос и способы его решения. Например, на уроках литературы, решая проблемы, поставленные писателями, ребята с интересом постигают азы жизни. Кроме того прекрасным результатом таких уроков являются сочинённые самими ребятами сказки, сборники иллюстраций к произведениям, словарики писателей.
Педагоги пытаются разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать.
Изготовлением презентаций и интеллект - карт любят заниматься учащиеся на уроках математики. Со структурой составления презентации мы с вами знакомы, а вот что развивают интеллект - карты, как с ними работать, как их создавать?
Об этом нам расскажет учитель математики – Беспутина Н.А.
* Мастер – класс «Использование интеллект - карт в развитии творческих способностей обучающихся на уроках» - Беспутина Н.А. (выступление + мастер – класс)
ШМО начальной школы работает по плану, который, как и во всех школах разрабатывается и утверждается в начале учебного года. Тема ШМО «Развитие познавательной активности обучающихся».
Исследовательская работа обязательно включена в один из разделов плана. Малое Научное общество обучающихся в начальной школе «Земля и небо» действует уже на протяжении нескольких лет. Работу Общества представит зам. директора по УВР – Чернышова Н.И.
* Презентация МНО «Земля и небо» Чернышова Н.И., зам. дир. по УВР
Вовлечение учащихся в научно - исследовательскую деятельность так, чтобы она стала потребностью ребенка, процесс длительный и сложный.
Проектная методика востребована как учебном, так и в воспитательном процессе.
Через проектную деятельность каждый ребенок вовлечен в творческий союз – Учитель – ученик. Многое в этом тандеме зависит от педагога, который, должен стать хорошим менеджером. Он организатор помощи ребенку со стороны взрослых – родителей, учителей – предметников, библиотекарей. Учитель кроме того решает и личностные проблемы ребенка, организует его досуга и общение. Всё это взаимодействие основано на идеях гуманизма, толерантности и открытости. Наши дети должны научиться жить в социуме, как это принято во всем мире. Такая деятельность требует большого профессионализма, повышение уровня педагогической компетентности.
Педагоги совместно с обучающимися в своей практике используют такой вид работы как выполнение и защита творческого проекта. Ежегодно обучающиеся школы участвуют в городской НПК, где занимают призовые места. На следующем этапе ребята защищают свои проекты на Областных форумах и НПК. Так в 2013 г. на Экологическом форуме, где были представлены работы, в том числе учеников экологических лицеев, 3 место заняла ученица 5 класса нашей школы - Шакирова Анастасия. Настя несколько месяцев вместе со своим руководителем Пастуховой С.Б. увлечённо занималась проектом «Газированная вода - вред или польза», провела в несколько опытов, произвела расчеты, результатами которых поразила и членов жюри, и всех участников форума. Особенно жюри отметило подачу проекта: Настя наизусть помнила все от начала до конца, поскольку каждый этап проекта был пройден самостоятельно.
С большим энтузиазмом берется за работу по созданию научно - исследовательских проектов учитель начальных классов Мареева Наталья Ивановна. Ее ученики, выступая на городской НПК занимают призовые места, а в 2009-2010 учебном году 1 место в Областном конкурсе творческих и исследовательских работ «Моя семья в военной истории Отечества»; в 2010-2011 уч. году Победа во Всероссийском детском конкурсе научно – исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».
* Выступление по теме «Первые шаги в науке: научно – исследовательская деятельность обучающихся в младших классах» - Мареева Наталья Ивановна, учитель начальной школы
В 2012-2013 году учитель математики Токмакова С.В., подготовила ученика 7 класса Токмакова Никиту с проектом «Наш приусадебный участок: математические расчеты и экономическая целесообразность»», который на городской НПК занял 2 место, а в областной НПК стал Победителем.
Своим опытом создания проекта с нами поделится Токмакова С.В., учитель математики
* Выступление по теме «Через тернии к звездам (из опыта экономического ликбеза)» - Токмакова С.В., учитель математики
Задача любого учителя передать ребенку знания, подготовить его к выпускным экзаменам, но вместе с этим мы, учителя, должны привить любовь к творчеству, сделать творчество потребностью, потому, что через творчество ребенок познает себя.
В нашей школе творчески проходят предметные недели, которые очень нравятся обучающимся: каждый из шести дней недели посвящён определенным наукам (математика, рус. язык и литература, история, химия, биология и т.д.), где проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия в различных в формах (урок – игра, круглый стол, конкурс шпаргалок и закладок, галерея иллюстраций, конкурс чтецов, сочинений, музыкальная и литературная гостиные, спортивные состязания). Особый интерес вызывает у обучающихся месячник военно-патриотического воспитания, в рамках которого проводятся смотр строя и песни, конкурс рисунков и плакатов, проводятся турниры знатоков истории Отечества, спортивные соревнования «Один день в армии», «Обязан быть ты воином», «Зарница».
В марте проводится традиционный для школы праздник «День открытых дверей», где участники – дети – учителя – родители: весь день - открытые уроки и мероприятия для родителей и гостей школы, праздничный концерт.
Педагоги дополнительного образования незаменимые помощники для развития творчества обучающихся. В школе работает 13 педагогов ДО по трем направлениям – спортивно –оздоровительное, художественно –эстетическое, социальное. Цель - Создание необходимых условий для развития личности, способной к самореализации и самоопределению в современных условиях.
Среди задач отметим главные:
стимулировать творческую активность ребенка.
развивать у учащихся творчество, фантазию и воображение.
Вот уже второй год в школе работает кружок «Волшебный квиллинг», цель которого всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.
С результатами своей работы вас познакомит руководитель кружка – Алифатова Н.Н., учитель начальных классов.
* Мастер – класс по квиллингу «Развитие творческого потенциала обучающихся в системе дополнительного образования», выступление Алифатовой Н.Н.
Дорогие гости, мне кажется девизом нашим учителей могли бы стать слова «Надо стараться быть, а не казаться творческой личностью. Тому же учить и своих учеников».
Творчество ребенка начинается с творчества учителя.
Что должен уметь любой педагог,
Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?
Чтоб души свои не отдав никому,
Доверились дети ему одному?
- Всегда терпеливым, серьезным немного,
Вердикт вынося, не судить слишком строго,
Случайным словцом не задеть, не обидеть,
За всяким поступком мотив должен видеть.
Он должен корректным и грамотным быть,
Проблемы понять, а печали – забыть.
На творчество, радость ребят вдохновлять,
Поддержкой, вниманием их поощрять.
Он должен быть личностью мудрой и чуткой:
Уметь разрядить климат доброю шуткой,
Оплошности сгладить, успех поощрить,
Конфликты уладить, проступки простить.
Своей добротой незаметной, незримой
Создать атмосферу неповторимой
И легкой, Воздушной, волшебной игры.
А может быть жизни?... Другие миры
Вдруг станут доступны, близки и понятны,
И смогут объять дети, что необъятным
Казалось Чтоб к грезам путь, творчество, жизнь
Вдруг в сердце ребенка теснее слились.
И чтоб возвращаясь из сказки чудесной
Во взрослую жизнь, кроме знаний полезных,
Ребенок, которые здесь получил,
Он сам чище стал и других вдохновил.
Чтоб солнцу всегда он умел улыбаться,
И жизнь ощущать, и мечтам предаваться.
Чтоб искорка счастья – частичка тепла
Всегда и повсюду с ним рядом была!
И удовольствие от открытий, понятий,
Что получал он во время занятий,
Светило б ребенку как сказочный луч
Сквозь жизни реальность и мрак серых туч!
Что должен уметь и кем быть педагог,
Чтоб в душу ребенка проникнуть он смог?

Подводя итог нашей встречи, давайте вместе выведем формулу достижения высшего мастерства педагога.
Формулу достижения высшего мастерства педагога я представляю как сумму взаимодействий детей, родителей и учителей, без взаимопонимания всех слагаемых отличного результата достичь невозможно. Чтобы взаимопонимание наступило, педагогу приходится искать новые формы и методы сотрудничества с детьми, родителями и учителями.
На месте стоять невозможно. Важно отметить, что все строится на любви в самом высшем её понимании. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть.
Уважаемые коллеги, давайте обменяемся впечатлениями от проведенного семинара. Что нового, интересного вы почерпнули для себя, что можете предложить из своего опыта?
*Открытый микрофон
Спасибо за внимание! Мы приглашаем вас к сотрудничеству!











15