Применение ИКТ на занятиях клуба английского языка «Интерфабрика» в системе дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Иркутска
«Дом детского творчества № 5»


Культурные ценности англоговорящей страны Великобритании
(Применение ИКТ на занятиях клуба английского языка «Интерфабрика» в системе дополнительного образования)







Автор:

Труфанова Ритта Анатольевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МБУДО города Иркутска «Дом детского
творчества № 5»











Иркутск, 2015




Культурные ценности англоговорящей страны Великобритании
(Применение ИКТ на занятиях клуба английского языка «Интерфабрика»)
План методической разработки:
1. Введение
2. Основная часть:
2.1 Научно-теоретическое и практическое обоснование
2.2 Опыт и результаты автора разработки
3. Выводы и заключение
4. Список литературы
5. Приложение
1. Введение
В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему дополнительного образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения иностранным языкам. Перед современным педагогом встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что могу использовать ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации на занятиях английского языка в системе дополнительного образования, учитывая большую и серьезную заинтересованность обучающихся компьютером. Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности педагога дополнительного образования и ребенка. Следовательно, меняется и роль педагога в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.
Применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции обучающихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности. В процессе работы я пришла к выводу, что использование компьютерных технологий помогает:
-привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; -делать занятия более наглядными и интенсивными; -формировать информационную культуру воспитанников; -активизировать их познавательный интерес; -реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении; -снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»; -активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
Педагог, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении (компьютерные занятия), контроле, участии в презентациях, тестировании, самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, виртуальных путешествий.
ИКТ должна стать «проникающей» технологией. Иными словами применение компьютера не должно становится самоцелью, а быть эффективным инструментом развития навыков и умений.
Методическая разработка по теме «Культурные ценности англоговорящей страны Великобритании (Применение ИКТ на занятиях клуба английского языка «Интерфабрика») создана для обучения детей английскому языку в Детском творческом объединении «Интерфабрика» с использованием компьютерных технологий.
Данная разработка создана и реализуется в рамках адаптационной программы на основе учебно-методического пособия «Путь вперед» (авторы Принта Эллис, Мэри Бауэн, издательство: Макмиллан, Великобритания).
Начиная с третьего года, обучение ведется практически полностью с применением информационно-компьютерных технологий (показ видеофильмов, прослушивание лингофонных текстов, совершение заочных путешествий по англоязычным странам с помощью компьютера, участие в дистанционных конкурсах, викторинах различного уровня. На практических занятиях обучающиеся создают авторские презентации по истории и культуре Великобритании.
2. Основная часть:
2.1 Научно-теоретическое и практическое обоснование
Экономические, политические и социокультурные изменения в нашей стране требуют сегодня глубоких знаний в области английского языка. Целью обучения данному предмету в системе дополнительного образования является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации обучающихся. Создание данной методической разработки было обусловлено усилением роли английского языка как культурологического направления. Разработка призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания воспитанников в области изучения иноязычной культуры и английского языка. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры англоговорящей страны Великобритании с живой культурной традицией своей страны.
        Новизна разработки заключается в  приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение  внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами.
Цели данной разработки - это формирование социокультурной компетенции и расширение кругозора обучающихся, культуроведческое развитие средствами иностранного языка, развитие умений самообразования, творческого поиска.
Задачи – знакомство с историческим прошлым и настоящим, традициями и достопримечательностями страны изучаемого языка Великобритании, воспитание уважительного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей культуры через контекст культуры англоязычной страны.
В содержание программы ДТО «Интерфабрика» входят разнообразные темы, отражающие реалии Великобритании, достопримечательности столицы и городов этой страны, праздники, традиции, особенности и обычаи народов, проблемы экологии и пр. Речь идет о страноведении. Сегодня использование компьютерных технологий предоставляет актуальные и творческие возможности в изучении данного материала.
Содержание программы для третьего года обучения включает цикл занятий, посвященных разделу «Страноведение» («Культура англоговорящей страны Великобритании») с использованием ИКТ. Данная методическая разработка создана с целью представить ряд таких занятий, вызывающих особенный интерес у обучающихся.
Занятие № 1
«Великобритания»
Цели:
- расширение кругозора учащихся, обогащение знаний по страноведению;
- развитие навыков чтения, обсуждения прочитанного, закрепление умения составлять пересказ основного содержания текста;
- развитие умения работать самостоятельно, ставить задачи и находить пути решения проблемных ситуаций;
Задачи:
- работа над диалогической и монологической речью;
- работа над навыками письма;
Оборудование: ПК
Ход занятия (на английском языке). Но представлено с переводом на русский язык:

1. Организационный момент. Приветствие.
Добрый день, ребята. Начнем наше занятие.
Рада вас видеть. Как ваши дела?
Аня, представь, что ты сейчас педагог английского языка Пройди к доске и задай несколько вопросов нашим ребятам. Список слов для твоих вопросов ты можешь увидеть на доске.
Ребенок выходит к доске и, занимая место педагога, ведёт опрос других детей, используя следующую лексику: как, из, работа, любимый, цвет, месяц, возраст, день, домашний питомец, нравиться.
Аня:
Как ты себя чувствуешь сегодня? Где ты живешь? Из какой страны родом? Кем работает твоя мама? Сколько тебе лет? Какой твой любимый день в неделе\месяце? Твой цвет? Твоя цифра? У тебя есть дома животное? Какой животное у тебя живет дома?
Педагог: Спасибо, Аня! Мне очень понравился вопрос про местопроживание наше. А какая столица нашего государства? Мы уже много раз говорили, зачем нам изучать английский язык. А какие англоговорящие страны вы знаете?
2. Объявление цели занятия.
Сегодня мы поговорим о Великобритании и узнаем много интересного о ней.
Занятие будет необычным. Оно пройдёт в форме презентации и игры.
3. Основная часть занятия.
3.1. Педагог с помощью ПК представляет вниманию детей “Политическую карту” атласа и рассказывает о политическом строении Великобритании.
Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии расположено на Британских островах. И состоит из четырех государств: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Лондон это столица Англии, Эдинбург – Шотландии, Кардифф – Уэльс, Белфаст – Северной Ирландии. Столица Великобритании – Лондон. Все эти города очень большие и красивые. Власть принадлежит королеве Великобритании и Премьер-министру государства.
3.2. Работа над текстом:
Педагог читает текст, давая объяснения правил чтения новых и сложно произносимых слов;
К географической карте на экране ПК вызываются дети, и педагог просит каждого найти и показать на карте какое-нибудь географическое название Великобритании (города, страны)
3.3. Игра «Спрятанные слова»: найти пять слов на экране ПК (страны, государство, министр, столица, королева)
C
O
U
N
T
R
I
E
S

M
I
N
I
S
T
E
R
T

Q
W
T
E
R
T
Y
U
A

A
S
D
I
F
G
H
O
T

J
K
Q
U
E
E
N
P
E

L
Z
X
C
V
S
B
L
N

C
A
P
I
T
A
L
M
N

W
E
R
T
Y
U
I
O
Q

(Если возникают трудности в написании названий, то можно попросить назвать слово по буквам с помощью наводящих вопросов: например, «Чем является для Великобритании Лондон?»
3.4. Игровые задания
А. «Заполните пропуски»
-------столица Англии.
Кардифф - столица ---------.
Эдинбург ------- Шотландии.
------- имеет столицу Белфаст.
Лондон - столица -------
Б. «Найдите четыре страны» (Великобритания, Англия, Шотландия, Северная Ирландия)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В. Куда они направляются? ( В Северную Ирландию, Уэльс, Шотландию, Англию)








3.5.Каждому обучающемуся педагог раздаёт заранее приготовленные карточки с лексикой для составления диалогов:
например:
Имя: Джейн
Возраст: 10 лет
Проживание: Уэльс
Город проживания: Кардифф
3.6. Знакомство с достопримечательностями Лондона
Презентация содержит самые знаменитые места столицы Великобритании – Трафальгарская площадь, Дома Парламента, Аббатство, Собор Святого Павла, Б
·укингемский дворец, Лондонская башня, река Темза, парки Лондона. (Приложение № 1)
4. Итоги занятия. На этом этапе обсуждение допустимо вести на русском языке, так как тема политического устройства Великобритании достаточно сложна для детей третьего года обучения. Рефлексия.
В последнее время много говорится о дистанционных формах образования: олимпиады (эвристические, обучающие), конкурсы, викторины, турниры и т.д., в которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей.
Значимость данных мероприятий:
- позволяют обучающимся активизировать собственные знания, умения и навыки, способствуют самообразованию, самоорганизации и самодисциплине;
- помогают увидеть необычное в самом обычном, обыденном и привычном благодаря занимательным заданиям конкурсов;
- способствуют развитию логики, креативности, мышления, фантазии;
- помогают детям в овладении компьютерными и информационными технологиями, развивают навыки сетевого общения, работы в сети Интернет, с поисковыми системами и электронной почтой.
В содержании программы ДТО «Интерфабрика» для третьего года обучения имеет место традиционное участие во Всероссийских дистанционных викторинах, посвященной страноведению. К примеру, в 2013 -2014 уч.г. обучающиеся приняли активное участие в данных мероприятиях Интернет-портала «Мир конкурсов», КГОАУ Школа космонавтики г.Железногорск. таких, как «Удивительная Британия» и «Англоговорящие страны». Рассмотрим викторину «Удивительная Британия».
Занятие № 2
«Всероссийская дистанционная викторина
«Удивительная Британия»
Цели:
- Выявление знаний страноведческого характера (Великобритания);
- Развитие творческой деятельности в сочетании с навыками английского языка
Задачи:
- способствовать творческому развитию личности ребенка, воспитанию чувства уважения к национальной культуре и обычаям Великобритании;
- повышать интерес детей и юношества к национальной культуре Великобритании
Оборудование: ПК
Ход занятия (на английском языке).
Но представлено с переводом на русский язык:
1. Организационный момент. Приветствие
Педагог: - На занятиях английского языка в ДТО «Интерфабрика» мы не раз совершали виртуальные путешествия по достопримечательностям англоговорящих стран, но сегодня мы сделаем остановку на Великобритании и с удовольствием примем участие во Всероссийской викторине «Удивительная Британия». Отвечая на вопросы викторины, мы не только сможем усовершенствовать знания английского языка, но также узнаем много нового и интересного об этой стране. Мы встретимся со многими известными людьми: писателями, политическими и историческими деятелями, спортсменами, членами королевской семьи, а также посетим множество достопримечательностей не только Лондона, но и других городов Великобритании.
Всероссийская дистанционная викторина по английскому языку «Удивительная Британия» разработана для детей 10-13 лет (третьего года обучения). Викторина включает в себя вопросы и творческое задание. Победители викторины получат дипломы победителя, а участники – сертификат участника.
Задания викторины представляются в формате PDF. Ответы на задания должны быть представлены в предложенном нами бланке (Excel 97/2000/XP и/или Word 97/2000/XP).
Вопросы викторины:
-Место в Великобритании, где проходят известные теннисные турниры? (пригород Лондона [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
- Самая высокая вершина Британских островов? (Бен Невис)
- Как называется британская валюта? (фунты стерлингов)
-Любимая собака королевы Великобритании? (корги)
- Улица Лондона, связанная с британской прессой (Флит стрит)
- Название музея Лондона, где можно встретить известных английских персонажей разных времен? (Музей восковых фигур им. Мадам Тюссо)
- Где в Лондоне проходит традиционная смена караула? (У Букингемского дворца)
-Кому установлен памятник на Трафальгарской площади? (Адмиралу Нельсону)
-Кто был по профессии Конан Дойль до написания своих романов о Шерлоке Холмсе? (хирург)

Творческое задание:
Создать рекламное объявление, адресованное туристам, приехавшим в наш город (Какие достопримечательности предлагаем посетить и почему?)
Вы современны и хотите многое знать?
Вы любите путешествовать, узнавать новое, посещать новые места и знакомиться с культурой?
Тогда наше предложение как-раз для Вас!
Добро пожаловать в наш региональный центр Иркутск!

Может быть Вы и были когда-то здесь.
Но!!!
Сегодня здесь все не так!
В этом году Иркутск праздновал свою 130-летнюю годовщину.
Поэтому сегодня столько преобразований.
Появились новые памятники и исторические объекты.
Давайте совершим увлекательную экскурсию на автобусе!
Наша поездка доставит только приятные впечатления.
Вашей видеосъемке не будет границ!
Итак...
1.
Московские Ворота, триумфальная арка в честь десятилетия восшествия на престол Александра I.

2. Шестиметровый монумент из бронзы в честь основателя Иркутска Якова Похабова на Нижней Набережной. Постамент высотой 5 метров облицован красным гранитом. Пятитонная скульптура Якова Похабова, боярского сына, основавшего Иркутский острог, появилась на Нижней Набережной недалеко от собора Богоявления

3. Памятник Святым Благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским Чудотворцам, которые с давних времен считаются покровителями любви и брака на территории Спасской церкви на нижней набережной реки Ангары.

4. А здесь мы задержимся надолго...
130-ый квартал - специально создаваемая зона исторической застройки в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], включающая в себя несколько десятков [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и истории города. Квартал расположен в южной части «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» у подножья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], имеет форму [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Квартал станет популярным место отдыха для жителей Иркутска и гостей города: достопримечательности, магазины, кафе, развлечения.

Не упустите свой шанс!
2.2. Опыт и результаты
- Участие в данных дистанционных мероприятиях помогает педагогу сформировать портфолио достижений своих обучающихся. Каждому участнику конкурсов и викторин в электронной форме или почтовым переводом отправляется сертификат участника, а лауреатам и победителям – именные дипломы и подарки. Результаты участия во Всероссийских и Международных дистанционных мероприятиях входят в портфель достижений – портфолио ребенка. Результаты воспитанников, полученные ими в клубе английского языка «Интерфабрика», будут играть большую роль при итоговом оценивании в школе и могут представляться в приемные комиссии вузов наряду с результатами ЕГЭ. (Приложение № 2)
- Вышеизложенное занятие № 1 по теме «Великобритания» служило подготовительной деятельностью для участия в дистанционных викторинах «Удивительная Британия» и «Англоговорящие страны». Роль компьютерных технологий здесь необычайно велика, поскольку они выполняют мотивирующее значение вследствие следующих факторов:
а) объединение в общем образовательном пространстве детей, присутствующих на занятиях третьего года обучения;
б) высокая скорость передачи и обработки информации;
в) использование современных компьютерных технологий.
3. Выводы и заключение
Применение инновационных технологий на занятиях английского языка в системе дополнительного образования является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации обучающихся.
Компьютерная поддержка с применением презентаций неоценима при введении нового лексического материала. Посредством компьютера и экрана монитора выводятся новые слова, приводятся примеры употребления или визуальные образы, дети должны догадаться о значении новых слов по примеру или изображению. Применение презентации также целесообразно при проведении тестовых заданий, так как возможности презентации позволяют осуществить взаимный контроль с наглядным представлением ответов на экране.
Применение компьютерных презентаций на занятиях ДТО «Интерфабрика» позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование ИКТ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: теория, практика и контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать детей к дальнейшему изучению английского языка.





























































































































































































Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3



Заголовок 115