Программа экологического клуба Почемучки

Программа экологического клуба "Почемучки"
Пояснительная записка.

Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно - нормативных, практических),
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Программа клуба “Почемучки” разработана для детей младшего школьного возраста (начальная школа).

Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Актуальность программы.
В настоящее время экологическое образование школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах, на разных ступенях общего образования и в учреждениях дополнительного образования. Оно получает дальнейшее развитие с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Важно обратить внимание на проблему развития у детей младшего школьного возраста потребности к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности населения, которая существует в любом промышленном городе.
Таким образом, данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе.


Содержание программы
Проект.
« Экологическая культура младших школьников в рамках ФГОС»
Цель:
Развитие у младших школьников способность к рефлексии и оценке своей экологической культуры и окружающих людей.
Задачи:
Провести диагностику экологических знаний обучающихся и их родителей.
Формировать экологическую культуру младших школьников.
Формировать культуру ЗОЖ.


№п/п
Содержание
Виды деятельности
Сроки
Мониторинг

1.
«Её величество – ель!»
Классный час «Её величество ель»
Конкурс рисунков.
Конкурс стихов.
Конкурс плакатов.
Поделки « Альтернативная ель»
1 раз в неделю
II четверть 2012-2013 учебного года
ноябрь-декабрь
Проведение выставки рисунков и поделок ««Альтернативная ель».
Конкурс стихов о природе и ёлочке.

2.
« Мой питомец»
Анкетирование обучающихся.
Рисунки питомцев, поделки-аппликации.
Инсценировка сказки.
1 раз в неделю
III четверть 2013-2014 учебного года
январь - март
Выставка рисунков и поделок-аппликаций.
Показ инсценированной сказки.

3.
« Островки радости»
Классный час « О цветах и семенах»
Разрабатываем дизайн клумбы.
Выращиваем рассаду.
1 раз в неделю
IV четверть 2014-2016
апрель-май
Оформление клумбы на пришкольном участке (или комнатных растений – в зависимости от погоды)







Ожидаемые результаты.

Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Информационные ресурсы:

Для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А “Наш дом – природа”Журнал “Начальная школа” 1998г. №10

Для воспитанников:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999








15