Методические рекомендации по теме Содержание методики формирования у учащихся контрольно-оценочных умений


Содержание методики формирования у учащихся контрольно-оценочных умений.
Этап самоконтроля. Цель данного этапа – сформировать у учащихся умения сравнивать результат своей деятельности с эталоном; осуществлять самопроверку по алгоритмам, памяткам. Для формирования у учащихся указанных умений использовали карточки самоконтроля: карточки-задания, карточки-ответы и информационные карточки. На первой карточке дано задание. Карточка-ответ содержит образец выполнения задания.
Информационная карточка включает материал, необходимый для выполнения задания. На первом этапе работа с карточками строилась таким образом: ученик брал карточку-задание, выполнял его в своей тетради, предварительно изучив материал информационной карточки, а затем проверял свой ответ по карточке-ответу. На втором этапе работа проходила так: ученик выполнял задание, а затем проверял свой ответ по карточке-ответу. В случае ошибочного выполнения задания обращался к информационной карточке. Приведем примеры карточек, которые были разработаны и апробированы нами в ходе формирующего эксперимента.
Тема: Звонкие и глухие согласные. Обозначение их на письме.
Карточка-задание.
Прочитай. Какой звук произносится в конце выделенных слов?
1. У окна ро(з, с) куст ро(з, с). 2. Мы часто ходим в ле(с, з). 3. Медве(д, т)ь ловко ле(з, с) на дерево. 4. В корзинке появился первый гру(з, с)дь. 5. В голосе Маруси я почувствовал гру(с, з)ть.
Карточка-ответ.
1. У окна рос (расти) куст роз (розы). 2. Мы часто ходим в лес (леса). 3. Медведь (медведи) ловко лез (лезет) на дерево. 4. В корзинке появился первый груздь (грузди). 5. В голосе Маруси я почувствовал грусть (грустить).
Информационная карточка.
Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных надо проверять. Для этого измени слово или подбери родственное, чтобы после согласного был гласный: гараж [ш] – гаражи [ж], сказ[с]ка – сказ[з]очный.
Тема: Перенос слов.
Карточка-задание.
Раздели данные слова на слоги для переноса и поставь в них ударение.
Простор, ужас, группа, объём, щавель, пьеса, сарайчик, лекция, шоссе, возьми, подъехать.Карточка-ответ.
Про – стóр, ỳжас, грỳп – па, объ – ём, ща – вéль, пьé – са, са – рáй – чик, лéк – ция, шос – сé, возь – мú, подъ – éхать.
Информационная карточка.
Надо помнить основные правила переноса слов.
1. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, которая не составляет слога (правильно: про – смотр; неправильно: просмо – тр).
2. Нельзя отрывать согласную от следующей за ней гласной (правильно: лю – бовь, дя – денька; неправильно: люб – овь, дяд – енька).
3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от той согласной, после которой они стоят (правильно: подъ – езд, боль – шой; неправильно: под – ъезд, бол – ьшой).
4. Нельзя отрывать букву й от гласной, после которой она стоит (правильно: вой – на, май – ор; неправильно: во – йна, ма – йор).
Тема: Понятие о предложении. Предложения, различные по цели высказывания. Восклицательные предложения.
Карточка-задание.
Определи, где заканчивается каждое предложение, какое оно по цели высказывания и по интонации. Спиши предложения, ставя в конце каждого из них нужный знак препинания.
В воскресенье мы ходили в лес как красивы величавые ели под деревьями лежит слой хвои под елью мы заметили пустые шишки кто это их набросал интересно в лесу сходите туда на прогулку, ребята
Карточка-ответ.
1. В воскресенье мы ходили в лес. 2. Как красивы величавые ели! 3. Под деревьями лежит слой хвои. 4. Под елью мы заметили пустые шишки. 5. Кто это их набросал? 6. Интересно в лесу! 7. Сходите туда на прогулку, ребята.
По цели высказывания: 5-е предложение – вопросительное; 7-е – побудительное, а все остальные – повествовательные.
По интонации: 2-е и 6-е – восклицательные, а остальные – невосклицательные.
Информационная карточка.
Предложение – это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. По цели высказывания предложения бывают повествовательными (в них о чем-нибудь или о ком-нибудь рассказывается), вопросительными (в них о ком-либо или о чем-либо спрашивается) и побудительными (в них побуждают кого-либо к действию, т.е. просят, приказывают или советуют что-нибудь сделать). По интонации предложения могут быть восклицательными, если в них выражаются какие-либо сильные чувства: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т.п.).Тема: Главные члены предложения.
Карточка-задание.
Прочитай текст. Найди главные члены предложения в третьем, пятом и седьмом предложениях.
Это было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. Они перебегали с одного листка на другой. И листья вспыхивали ярким огнем.
Скоро, очень скоро ноябрь затянет тучами небо. Темным и грустным станет лес.
Карточка-ответ.
3. Лес прощался с солнцем. (Что?) лес – подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Лес (что делал?) прощался – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
5. Световые зайчики играли на опавших листьях. (Кто?) зайчики – подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Зайчики (что делали?) играли – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
7. И листья вспыхивали ярким огнем. (Что?) листья – подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Листья (что делали?) вспыхивали – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
Информационная карточка.
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. К подлежащему ставится вопрос кто? или что? (Кто?) Игорь читает. (Что?) Лес шумит.
Сказуемое раскрывает то, что говорится о подлежащем. К сказуемому ставятся вопросы что делает? что сделал? что сделает? кто он? каков он? Игорь (что делает?) читает. Лес (что сделал?) зашумел.
Тема: Связь слов в предложении.
Карточка-задание.
Прочитай текст. Поставь вопросы и определи члены второго предложения текста.
Снежные хлопья всё росли. Под конец они обратились в огромных белых кур. Но вдруг разлетелись во все стороны. Большие сани остановились. Из них вышла ослепительно белая женщина в шубе и шапке.
– Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку, – сказала старушка.
Это была сама Снежная королева.
Карточка-ответ.
(Кто?) они – подлежащее.
Они (что сделали?) обратились – сказуемое.
Обратились (когда?) под конец – второстепенный член предложения.
Обратились (в кого?) в кур – второстепенный член предложения.
В кур (каких?) огромных – второстепенный член предложения.
В кур (каких?) белых – второстепенный член предложения.
Информационная карточка.
Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.
Второстепенные члены предложения могут зависеть как от подлежащего, так и от сказуемого, а также один второстепенный член может зависеть от другого. Из распахнутых ворот солнце красное идёт. (Что?) солнце. Солнце (что делает?) идёт. Солнце (какое?) красное. Идёт (откуда?) из ворот. Ворот (каких?) распахнутых.
Тема: Сложное предложение.
Карточка-задание.
Прочитай текст.
Рыбы-синоптики
Рыбы остро чувствуют изменения в природе. Перед ненастьем они выскакивают из воды. Но настоящими предсказателями погоды здесь оказываются насекомые. От влажного воздуха набухают крылышки насекомых, и они падают в воду, а рыбы хватают их на лету.
Сколько в тексте предложений? Какое из них сложное? Из скольких частей оно состоит? При помощи каких слов соединяются части сложного предложения? Запиши его и подчеркни в каждой части главные члены предложения.
Карточка-ответ.
В тексте четыре предложения. 4-е предложение сложное, т.к. оно состоит из трех простых предложений: 1) От влажного воздуха набухают крылышки насекомых, 2) они падают в воду, 3) рыбы хватают их на лету.
Части сложного предложения соединяются словами и и а.
Главные члены первого предложения: (Что?) крылышки – подлежащее.
Крылышки (что делают?) набухают – сказуемое.
Главные члены второго предложения: (Что?) они – подлежащее. Они
(что делают?) падают – сказуемое.
Главные члены третьего предложения: (Кто?) рыбы – подлежащее.
Рыбы (что делают?) хватают – сказуемое.
Информационная карточка.
Два и более простых предложения могут объединяться в одно сложное предложение. На письме части сложного предложения разделяются запятыми, а в устной речи соединяются интонацией. В каждой части сложного предложения есть своё подлежащее и сказуемое. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.
Части сложного предложения могут соединяться словами и, а, но.
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Карточка-задание.
Запиши слова.
Свис…нуть, здра…ствуй, трос…ник, счас…ливый, грус…ный, прелес…ный.
Карточка-ответ.
Свистнуть (свистеть), здравствуй (здравие), тростник (тростинка), счастливый (счастье), грустный (грусть), прелестный (прелесть).Информационная карточка.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, подбери такое родственное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: звёздный – звезда, устный – уста.
Тема: Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками.
Карточка-задание.
Прочитай пословицы.
1. Повторен…е – мать учен…я. 2. Учен…е – свет, а неучен…е – тьма. 3. По плат…ю встречают, по уму провожают. 4. Красна птица пер…ем, а человек умен…ем. 5. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли с…есть. 6. Хлеба ни куска – так в тереме тоска, а хлеба край – так и под ел…ю рай. 7. Не за то волка б…ют, что сер, а за то, что овцу с…ел. 8. Труд людей об…единяет.
Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы. Какие правила надо знать, чтобы вставить пропущенные буквы?
Карточка-ответ.
1. Повторенье – мать ученья. 2. Ученье – свет, а неученье – тьма. 3. По платью встречают, по уму провожают. 4. Красна птица перьем, а человек уменьем. 5. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. 6. Хлеба ни куска – так в тереме тоска, а хлеба край – так и под елью рай. 7. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 8. Труд людей объединяет.
Надо знать правила написания слов с разделительными твердым и мягким знаками. Информационная карточка.
Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые заканчиваются на букву, обозначающую согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я: въезд, съёмка, разъяснил.
В остальных случаях перед буквами е, ё, ю, я после буквы, обозначающей согласный звук, пишется разделительный мягкий знак: платье, бельё, вьюга, семья.
Тема: Род имен существительных.
Карточка-задание.
Прочитай.
Среда, тропинка, мяч, клюква, лекарство, Игорь, небо, гвоздь, порт, суббота, гречиха, болото, хлебница, голубь, жилище, урожай, Наташа, поле, собака, море, бревно, Чернигов, лестница, молоток, рисунок, воскресенье, яблоко.На сколько групп можно разделить эти имена существительные? Запиши имена существительные по группам.
Карточка-ответ.
Эти имена существительные можно разделить на три группы: существительные м.р., ж.р. и ср.р.
М.р. Ж.р. Ср.р.
мяч среда лекарство
Игорь тропинка небо
гвоздь клюква болото
порт суббота жилище
голубь гречиха поле
урожай хлебница море
Чернигов Наташа бревно
молоток собака воскресенье
рисунок лестница яблоко
Информационная карточка.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Если к существительному можно подставить слово мой или заменить его словом он, то это существительное мужского рода. Например, к слову дом можно подставить слова он, мой – значит, слово дом м.р.
Если к существительному можно подставить слово моя или заменить его словом она, то это существительное женского рода. Например, к слову квартира можно подставить слова она, моя – значит, слово квартира ж.р.
Если к существительному можно подставить слово моё или заменить его словом оно, то это существительное среднего рода. Например, к слову жилье можно подставить слова оно, моё – значит, слово жилье ср.р.
Тема: Правописание имен существительных женского и мужского рода, которые заканчиваются на шипящий.
Карточка-задание.
Прочитай слова.
Кирпич…, пляж…, полноч…, дич…, плащ…, реч…, борщ…, молодёж…, багаж…, морж…, дрож…, мякиш…, мыш…, камыш… .Запиши слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Какое правило надо помнить, чтобы при письме не допустить ошибок?
Карточка-ответ.
Чтобы правильно писать эти слова, надо знать правила написания имен существительных женского и мужского рода, которые заканчиваются на шипящий.
Кирпич, пляж, полночь, дичь, плащ, речь, борщ, молодёжь, багаж, морж, дрожь, мякиш, мышь, камыш.Информационная карточка.
Мягкий знак после букв ж, ш, ч, щ пишется только в именах существительных женского рода единственного числа: брошь, вещь, дрожь, дочь.
На конце имен существительных мужского рода после букв после ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется: борщ, душ, гараж, грач.
Тема: Не с глаголами.
Карточка-задание.
Прочитай.
1. После дела (не) раздумывай. 2. После пожара за водой (не) бегут. 3. (Не) разгрызёшь ореха – (не) съешь ядра. 4. Ссора до добра (не) доведет. 5. Кто много обещает, тот ничего (не) делает. 6. Чего (не) знаешь, за то (не) берись. 7. Правды (не) перехитрить. 8. Решетом воду (не) носят. 
Спиши пословицы, раскрывая скобки. Какое правило надо помнить, чтобы правильно написать глаголы?
Карточка-ответ.
Чтобы правильно писать эти глаголы, надо знать правила написания не с глаголами.
1. После дела не раздумывай. 2. После пожара за водой не бегут. 3. Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра. 4. Ссора до добра не доведет. 5. Кто много обещает, тот ничего не делает. 6. Чего не знаешь, за то не берись. 7. Правды не перехитрить. 8. Решетом воду не носят.
Информационная карточка.
Не с глаголами пишется раздельно.
Для формирования навыков самоконтроля использовали различные тесты с ответами.
Тесты по теме «Безударные гласные в корне слова».
1. Расставь ударение в словах:
1) на первом слоге
2) на втором слоге
3) на третьем слоге
а) дежурный г) ландыши
б) карандаш д) ожила
в) лисица е) звонит
Ответ: 1г); 2а), в), е); 3б), д).2. Соедини пропущенные буквы со словами:
1) а а) в...дичка б) в...дяной2) о в) тр...винка г) тр...ваОтвет: 1в), г); 2а), б).3. Определи особенности проверочных и проверяемых слов:
1) проверочные слова а) слова с ударным гласным звуком в корне
2) проверяемые слова б) слова с безударным гласным звуком в корне
Ответ: 1а); 2б).4. Укажи проверочные и проверяемые слова:
1) проверочные слова
2) проверяемые слова
а) глазок б) глазной в) столик
г) настольная д) лесник е) грибной
ё) лисята ж) лисийОтвет: 1в), г), ж); 2а), б), д), е), ё).5. Дополни: Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо...
а) изменить слово;
б) подобрать однокоренное слово;
в) подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным.
Ответ: а), б), в).
6. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне слова:
а) ставлю под ударение;
б) нахожу безударную гласную в корне слова;
в) пишу ту же гласную в безударном слоге;
г) под ударением...
Ответ: б), а), г), в).
7. Укажи, какие безударные гласные в корне слова надо проверять:
а) а, о, е, и; б) а, я, о, ё, и; в) а, о, е, и, я.Ответ: в).
8. Соедини проверяемое и проверочное слова:
1) слизал а) чистый
2) слезал б) часто
3) частота в) влез
4) чистота г) лижет
Ответ: 1г); 2в); 3б); 4а).9. Соедини пропущенные буквы со словами:
1) и а) ж...вет б) в...селый в) з...ма2) е г) в...сной д) т...шина е) т...плоОтвет: 1а), в), д); 2б), г), е).Работа с алгоритмом.
1. Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания: читаю задание; представляю результат; определяю форму выражения результата; составляю план действий.
2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем.
3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения задания.
4. Выполняю задание и получаю результат.
5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.
6. Провожу самооценку полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы.
7. Сравниваю конечный результат с целью.
8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах успешности.
Как видим, ученик сам оценивает свою успешность, а учитель только после этого оценивает выполнение задания. Таким образом происходит согласование позиций внешнего и внутреннего контроля в устной или письменной форме.
Наблюдения показывают, что работа с карточками самоконтроля, тестами и алгоритмом оказывает положительное влияние на формирование у третьеклассников навыков контроля и самоконтроля.
Общая целевая установка этапа взаимоконтроля – сформировать у учащихся умение проверять и анализировать результат деятельности одноклассников. Взаимопроверка – наиболее любимый младшими школьниками способ, им всем хочется побыть в роли учителя. Это способ, когда учащиеся, обмениваясь тетрадями, отмечают ошибки в работах друг друга. При этом проверяющий исправляет ошибки, выносит количество ошибок на поля, ставит оценку, указывая свою фамилию. При таком способе проверки учитель может поставить за одну работу две оценки: и выполнившему работу, и проверившему ее, проанализировав знания каждого ученика с обеих сторон. При взаимопроверке возможен и полезен прием «Веер», суть которого в следующем: проверив на перемене работы нескольких сильных учащихся, учитель назначает консультантами тех из них, кто выполнил домашнюю работу без ошибок или с 1–2 ошибками, но смог объяснить их, прокомментировав правило, которым следует руководствоваться; затем консультанты проверяют работы своих одноклассников.
Для формирования у учащихся умения проверять и анализировать «чужую» работу использовали прием какографии – умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. Упражнения, содержащие дидактический материал с ошибками, в методической литературе называют корректурными. Приведем примеры корректурных упражнений по теме: «Правописание не с глаголами».
Упражнение 1. Найди и исправь ошибки.
Нелюблю, не хочу, не буду, не работаю, не навижу, не обижаю, не тащу, не хожу, не годую, не прощаю, недоумеваю, непомогаю.
Упражнение 2. Найди и исправь ошибки.
В пути не смолкает, вдаль увлекает.
Сам нешагает – шагать помогает.
Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно – больше плотника оно.
Ненайдешь у нас пилы.
Не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом.
Упражнение 3. Найди и исправь ошибки.
1. Он неможет трудиться в поле. 2. Не хочешь ли прогуляться? 3. Галя не навидит грубиянов. 4. Друзья не спешили попрощаться. 5. Саша нерастается с книгами.
Упражнение 4. Найди и исправь ошибки.
Советы
1. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. 2. Холода небойся, по пояс мойся. 3. Нетеряй без пользы ни минуты. 4. Не купайся зимой, закаляйся летом. 5. Неоставляй вещи не на своем месте.
Корректурные упражнения обобщающего характера.
Упражнение 1. Найди и исправь ошибки.
1. Нет рук, нет ног, а гремит, стучит, грохочет. 2. Есть крылья, а не летаит, ног нет, а недогонишь. 3. Режут меня, вяжут меня, бьют; пройду огонь и воду, а конец мой – ножь да зубы.
Упражнение 2. Найди и исправь ошибки.
О лесе
1. Огромную пользу приносит лес. 2. С давнего времене строют люди из брёвен дома. 3. Из дерева делают нужные для жизне предметы. 4. Лес не только дает древесину, но и очищаит воздух от пыли. 5. Там, где много лесов, небывает засух. 6. Лес прекрасен всегда, он украшает нашу землю.
Прием «Цветовые сигналы» направлен на развитие у учащихся умений осуществлять контроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая свою работу с образцом по заданной инструкции. Его мы использовали при оценке письменной работы. После выполнения самостоятельной работы, учитель даёт задание ученикам проверить и оценить свою работу: «Рядом с заданием нарисуйте кружок зелёного цвета, если считаете, что задание выполнено верно и при выполнении работы вы не испытывали затруднений; кружок жёлтого цвета, если допущены 1–2 ошибки; кружок красного цвета, если вы испытывали затруднения, и вам нужна помощь». Далее идёт взаимооценка. Учитель даёт задание проверить и оценить работу товарища. Работа проверяется и оценивается по тем же критериям. Рядом со своим кружком проверяющий указывает инициалы. После взаимооценки учащиеся сравнивают свою работу с образцом (эталоном), а учитель подводит итог: «Поднимите руку те ребята, кто выполнил задание верно, не испытывая затруднений (учитель фиксирует для себя результаты), а теперь те, кто при выполнении допустил 1–2 ошибки». В поле зрения учителя остаются дети, которые испытывали затруднения при выполнении задания.
«Научи меня». Проводится в паре. Один ученик выступает в роли учителя. Пара получает задание, соответствующее теме урока, например, разобрать слово по составу. «Учитель» должен рассказать «ученику» последовательность действий, которые необходимо для этого выполнить, и проконтролировать правильность выполнения задания. Если «учитель» ошибается (предлагает сначала найти корень, а не окончание), «ученик» поправляет его, объясняя, что сумел заметить «ловушку». Затем учащиеся меняются ролями (каждый разбирает по два слова).
Основная задача третьего этапа экспериментального обучения – оценочного – заключалась в формировании у младших школьников умений оценивать свою работу и работу одноклассников, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника). Для решения этой задачи были использованы следующие методы и приемы.
«Волшебная линеечка». Этот прием нацелен на развитие у учащихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку по однозначному критерию. Он эффективно применяется на самом первом этапе формирования котрольно-оценочной самостоятельности. Школьники учатся оценивать себя и работу товарища по какому-то одному критерию. Критерии: 1) правильно – неправильно; 2) легко – трудно; 3) интересно – неинтересно. После предложенного учителем задания детям предлагается оценить его выполнение по заданным критериям или предложенными самими учащимися. «На самом верху «линеечки» крестик может поставить тот ученик, который выполнил задание правильно, а внизу – кто выполнил задание неправильно». Таким образом, выполнив задание, ученик ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения.
«Оценивание при помощи знаковых символов, используя ранее известные способы проверки». При проверке своей письменной работы ученик правильно выполненное задание помечает знаком «+», неправильно – знаком «–», а проверяющий рядом с заданием приводит доказательства поставленного знака.
«Оценивание по заданной инструкции». После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.). При подведении итога данной работы учащиеся сравнивают свою работу с образцом по инструкции учителя.
«Солнышко». Перед уроком детям выдаётся карточка в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без лучиков. Учитель предлагает учащимся дорисовывать в течение всего урока по желанию по 3 лучика солнышку, если при выполнении задания они не испытывали затруднений, и настроение было хорошим. При подготовке к уроку учитель должен так спланировать изучаемый материал, чтобы «ситуация успеха» была у каждого ученика. При подведении итогов урока дети прикрепляют своё «солнышко» на доску рядом со словами: я доволен уроком, потому, что ...; я не доволен уроком, потому, что ... . Далее проводится рефлексия собственной деятельности: «Я доволен уроком, потому, что ...» (узнал новое, выполнять задания мне было интересно и т.д.).
«Мы – вместе». Перед уроком детям выдаётся карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2-й строке – самооценка учеником выполненного задания, в 3-й – оценка учителя.
№ задания 1 2 3 4
Оценка ученика Оценка учителя Итог: При использовании данного приема особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль. Учащийся должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.
«Радуга». Учащимся выдаётся карточка – круг, разделённый на такое количество частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно, дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зелёным цветом, три и более ошибки – жёлтым цветом. Этот прием эффективно используется на обобщающих уроках.
«Древо творчества». Данный прием используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно он применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске – наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки. Рядом указаны критерии оценивания: яблоко – урок прошёл плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итогов урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя находятся все дети. По собственному желанию дети могут комментировать свой выбор. Учитель фиксирует результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Для них планируется коррекционная работа.
Рабочая тетрадь с индивидуализированными заданиями.
1. Задание учебника.
Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему «Что я знаю об имени прилагательном». План рассказа составь самостоятельно.
2. Индивидуализированное задание рабочей тетради.
Если ты испытываешь затруднения в составлении плана, то обратись к подсказке № 1.
Подсказка № 1.
План
1. Что обозначают имена прилагательные?
2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Приведи примеры.)
3. Для чего имена прилагательные используются в речи?
4. С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? (Приведи примеры словосочетаний.)
5. Каким членом предложения является имя прилагательное? (Приведи примеры.)
Если ты испытываешь затруднения в составлении рассказа и после прочтения подсказки № 1, то обратись к подсказке № 2.
Подсказка № 2 (примерный вариант рассказа).
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. Например: веселый, яркая, зеленое, цветные. Имя прилагательное связано с именем существительным, причем имя существительное – главное слово, имя прилагательное – зависимое. Например: солнце (какое?) яркое, дорога (какая?) длинная, день (какой?) пасмурный. Имена прилагательные делают нашу речь образнее, красивее, помогают точнее выразить мысль, передать чувства, переживания. Имя прилагательное является второстепенным членом предложения. Например: Наступило солнечное утро. Главные члены предложения: (что?) утро (что сделало?) наступило. Второстепенные члены предложения: утро (какое?) солнечное.
Проговори свой рассказ вслух, используя план. Оцени свое выступление, руководствуясь следующими критериями:
1. На все ли вопросы плана ты ответил?
2. Подробно ли ты ответил на каждый вопрос, смог ли привести примеры?
3. Оптимальным ли был темп речи?
4. Оптимально ли была выбрана громкость речи?
5. Последовательно ли ты переходил от одного пункта плана к другому?
Если на все вопросы ты ответил положительно, то поставь себе 5 баллов, если ты ответил положительно на 4 вопроса, то поставь себе 4 балла, ответил на 3 вопроса – 3 балла, на 2 вопроса – 2 балла, на 1 вопрос – 1 балл, не ответил положительно ни на один вопрос – 0 баллов.
Внимание! Если ты поставил себе от 0 до 3 баллов, то тебе необходимо
исправить ошибки в своем рассказе и проговорить его еще раз, после чего снова оценить свое выступление. Попроси родителей и соседа по парте оценить твое выступление. Согласен ли ты с их оценками? Если нет, то выясни причины, по которым тебе поставили именно эти оценки. Докажи свою точку зрения. Пришли ли вы к единому мнению? Если нет, то попроси учителя рассудить вас.
2. Задание учебника.
Выпиши из предложения имена прилагательные и перечисли все их признаки.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
(Ф. Тютчев)
Образец записи;
Бодрый (серп) – (какой?), н.ф. бодрый, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.2. Индивидуализированное задание рабочей тетради.
Если ты испытываешь затруднения в определении имен прилагательных, то обратись к подсказке № 3.
Подсказка № 3.
Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какое? какая? какие? и обозначает признак предмета. В предложении имя прилагательное связано с именем существительным. Например: сторона (какая?) родная, лес (какой?) темный, яблоко (какое?) спелое.
Если и после прочтения подсказки № 3 ты испытываешь затруднения, то обратись к подсказке № 4.
Подсказка № 4.
Бодрый (серп), тонкий (волос), на праздной (борозде).
Если ты испытываешь затруднения в перечислении признаков имен прилагательных, то обратись к памятке № 1 и смотри образец записи.
Памятка № 1. Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., Им. п.).
3. Непостоянные признаки: число, род, падеж.
4. Роль в предложении.
Проверь свою работу, сравнивая ее с образцом.
Образец выполнения: Тонкий (волос) – (какой?), н.ф. тонкий, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл. На праздной (борозде) – (на какой?), н.ф. праздный, прил., ж.р., ед.ч., П.п., второст. член предл. Оцени свою работу.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Если ты
выполнил и
оформил задание правильно, не пользуясь
подсказками
и памяткой
или используя
только памятку. Если ты верно
выполнил задание, но при этом
использовал подсказку № 3 и памятку или допустил 1 ошибку или 2 недочета в оформлении работы. Если ты
использовал подсказку
№ 4 и памятку
и при этом
допустил 2
ошибки или 3 недочета воформленииработы.
Если ты допустил 3
ошибки или 4 недочета воформленииработы.
Если ты допустил 4
ошибки или
5 недочетов.
Если ты допустил более 4 ошибок или более 5 недочетов.
Самооценка Оценка товарища Оценка учителя, рекомендации
Внимание! Если ты допустил более 2 ошибок или более 3 недочетов, то тебе необходимо повторить правила, используя индивидуальную папку помощи по русскому языку.
3. Задание учебника.
Спиши и вставь пропущенные буквы. Подбери и запиши антонимы к данным прилагательным. Обозначь в словах знакомые орфограммы.
Гла_кая поверхность – ...
Высокий бере_ – ...
У_кий прохо_ – ...
Скупой ч_л_век – ...
Доброе слово – ...
Жес_кая п_душка – ...
Ле_к_мысленный поступок – ...
Ре_кие заросли – ...
2. Индивидуализированное задание рабочей тетради.
Если ты испытываешь затруднения в подборе антонимов, то обратись к подсказке № 5.
Подсказка № 5.
Антонимы – слова, противоположные по значению, например: темный – светлый.
Если ты испытываешь затруднения в написании пропущенных букв, то обратись к подсказке № 6.
Подсказка № 6.
а) Для того чтобы правильно обозначить на письме парные звонкие и глухие согласные на конце слов и перед парными согласными, необходимо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный. Например: поездка– ездить, дуб – дубы.
б) В слове человек нужно писать гласные е и о. Правописание этого слова необходимо запомнить.
в) В сложных словах (состоящих из двух корней) пишем соединительную гласную о, если первый корень заканчивается твердым согласным, и гласную е, если первый корень заканчивается мягким согласным.
Проверь себя, используя образец.
Образец выполнения:
Гладкая поверхность – бугристая поверхность, высокий берег – низкий берег, узкий проход – широкий проход, скупой человек – щедрый человек, доброе слово – грубое слово, жесткая подушка – мягкая подушка, легкомысленный поступок – обдуманный поступок, редкие заросли – густые заросли.Оцени свою работу.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
1. Подбор антонимов. Если ты верно
подобрал антонимы, не пользуясь
подсказкой
№ 5.
2. Написание
пропущенных букв. Если ты верно
выполнил задание, не пользуясь
подсказкой
№ 6.
1. Подбор антонимов. Если ты правильно подобрал антонимы,
но при этом
использовал
подсказку № 5
или допустил
1 ошибку.
2. Написание
пропущенных букв. Если ты выполнил задание, используя
подсказку № 6
или допустил
1 ошибку. 1. Подбор антонимов. Если ты использовал подсказку № 5 и при этом
допустил 2
ошибки.
2. Написание
пропущенных букв. Если ты допустил 2 ошибки, используя подсказку
№ 6.
1. Подбор антонимов. Если ты допустил 3 ошибки.
2. Написание
пропущенных букв. Если ты допустил 3 ошибки.
1. Подбор антонимов. Если ты допустил 4 ошибки.
2. Написание
Пропущенных букв. Если ты допустил 4 ошибки.
1. Подбор антонимов. Если ты допустил 5 ошибок.
2. Написание
пропущенных букв. Если ты допустил более 4
ошибок.
Самооценка Оценка товарища Оценка учителя, рекомендации
Подбор антонимов Вставка пропущенных букв Внимание! Если ты поставил себе от 3 до 1 балла, то тебе необходимо
повторить правила, используя индивидуальную папку помощи по русскому языку. При желании ты можешь попросить соседа по парте или кого-нибудь из одноклассников оценить твою работу. Сравни их оценку твоей работы со своей собственной. Совпали ли ваши результаты? Как ты думаешь, почему?
4. Задание учебника: Прочитай. Выпиши только предложения. Какие правила записи предложений ты знаешь?
Летний день год кормит.
Дело мастера боится.
Играть работа трудно дружныйУ лентяя Егорки всегда отговорки.
Индивидуализированное задание рабочей тетради. Выполняя упражнение, действуй по алгоритму:
1. Внимательно прочитай задание к упражнению.
2. Вспомни, что называется предложением, как предложения оформляются на письме.
3. Внимательно прочитай первую строчку.
4. Предложение ли это? Докажи.
5. Если это предложение, то запиши его.
6. Выполняй упражнение до конца.
Если ты испытываешь затруднение при ответе на второй пункт алгоритма, то воспользуйся подсказкой № 1.
Подсказка № 1.
Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. Отличительные признаки предложения:
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
3. В конце предложения ставятся знаки . ? ! ...
Проверь, верно ли ты выполнил задание, используя образец:
Летний день год кормит.
Дело мастера боится.
У лентяя Егорки всегда отговорки.
Составь и запиши еще два предложения.
Если ты испытываешь затруднения в составлении предложений, то обращайся к подсказке № 2.
Подсказка № 2.
Составь предложения из слов на, распустились, ольхе, листочки, клейкие, купаются, лужах, в, воробьи.Оцени свою работу.
Если ты правильно выбрал и записал все предложения, не пользуясь подсказками, то поставь себе 5 баллов. Если ты верно выполнил задание, используя подсказки, или допустил 1 ошибку, то поставь себе 4 балла. Если ты допустил 2 ошибки, то поставь себе 3 балла, 3 ошибки – 2 балла, 4 ошибки – 1 балл. Если ты неправильно выполнил это задание, то поставь себе 0 баллов.
«Загадка» способствует развитию умения анализировать собственный опыт, умение дополнить его и, если это необходимо, грамотно и эмоционально изложить (устно и письменно). Приведем примеры загадок, составленных учениками при изучении служебных частей речи.
* * * * * *
У этого словечка Не назовет,
Особое местечко. Не расскажет,
Особая служба: А лишь укажет
Свяжет все, что нужно. (Местоимение)
И члены свяжет однородные,
И предложения
В составе сложного.
(Союз)
Таким образом, в ходе опытной работы в экспериментальном классе систематически использовались специальные методы и приемы, посредством которых учащиеся овладевали умениями видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям. Кроме этого, используемые методы и приемы позволили повысить мотивацию и эмоциональный настрой учащихся, создать на уроке атмосферу творчества, активизировать внимание учеников, стимулировать мыслительные процессы, сформировать положительные черты характера. Вся эта работа в конечном итоге способствовала повышению уровня сформированности у учащихся контрольно-оценочных умений, что подтвердилось результатами контрольного этапа экспериментального обучения, анализ которых представлен в следующем параграфе.