Интенсификация процесса обучения иностранному языку детей младшего возраста при помощи речевых игр

План
Введение стр. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников иностранному языку.
Цели и содержание обучения английскому языку стр. 6
на начальном этапе.
Психолого-педагогические особенности учащихся стр. 8
младших классов.
1.3. Игра как средство организации работы на уроке стр. 22
Глава 2. Игровые технологии обучения языку и речи.
2.1. Роль игры в процессе обучения иностранному языку. стр. 24
2.2. Классификация игровых приемов на занятиях стр. 28
на основе аспекта английского языка.
2.2.1. Фонетические игры стр. 30
2.2.2. Орфографические игры стр. 33
2.2.3. Игры для работы с алфавитом стр. 35
2.2.4. Лексические игры стр. 37
2.2.5. Грамматические игры стр. 39
2.3. Ролевые игры. Ролевые игры в обучении иностранным стр. 41
языкам
Заключение стр. 45
Список использования литературы стр. 47













Введение.

Актуальность проблемы.
в игре человек испытывает такое же наслаждение
от свободного обнаружения своих способностей,
какое художник испытывает во время творчества.
Ф. Шиллер.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся
педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – овсе это дает
возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок
воображает себя летчиком, а стулья – сверхзвуковым самолетом, и мы
присутствуем на небольшом домашнем спектакле. Это и игра по заранее
установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.) где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.
С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как
речевое упражнение.
Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
. Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
. Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
. Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является
подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
В связи с этим тема нашей курсовой работы выбрана следующая:
Интенсификация процесса обучения иностранному языку детей младшего возраста при помощи речевых игр.
Объект исследования: младший школьник;
Предмет исследования: процесс обучения иностранному языку детей младшего возраста при помощи речевых игр.
Цель исследования: показать целесообразность включения речевых игр в процесс обучения младшего школьника иностранному языку.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть цели и содержание обучения английскому языку на начальном этапе;
дать характеристику психолого-педагогическим особенностям учащихся младших классов;
рассмотреть каково реально место игры в учебном процессе;
показать роль игры на уроке английского языка в младших классах;
дать определение понятию игра и охарактеризовать ее разновидности.
Методы исследования: наблюдение, изучение и анализ методической и учебной литературы по данной теме.

























Глава 1.

Теоретические основы обучения младших школьников иностранному языку.

Цели и содержание обучения английскому языку на начальном этапе.

Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения
иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной
компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. К начальному этапу, как правило, относятся 1-4 классы общеобразовательных учреждений. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем.
Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.
Английский методист Г. Пальмер, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка, писал: «Take care of the first two stages and the rest will take care of itself».
Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая
система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.
Как известно, построение начального этапа может быть различным в
отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой.















1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов.

Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 - до 6 лет. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
К моменту поступления в школу физическое развитие детей достигает школьной зрелости. Некоторое преобладание возбуждения уже не столь велико, как в дошкольном детстве; этим обеспечивается основа для формирования произвольного поведения. Развитие дыхательной и кровеносной систем способно обеспечить кровоснабжение мозга (доставку к нему кислорода) в степени, достаточной для довольно продолжительного поддержания умственной работоспособности. Это даёт возможность при правильной организации учебных занятий поддерживать у учащихся активность познавательных процессов. Важным является и развитие тонкой моторики (мелких дифференцированных движений пальцев рук), позволяющее успешно овладеть навыками письма.
Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие - между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Младший школьный возраст - качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной - согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.
При поступлении в школу главными побудительными силами, направляющими деятельность ребёнка, выступают мотивы, ориентированные на внешние атрибуты школьной жизни. В том числе те мотивы, которые сформировались в рамках дошкольной игры «в школу». В формировании адекватной мотивации собственно учебной деятельности решающую роль играет подкрепление положительного отношения ребёнка к учению. Чрезмерное внимание к внешней, формальной стороне учебных достижений приводит к искажению учебной мотивации, когда стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих превращается в ведущий мотив. Очень важно на начальных этапах обучения не фиксировать недостатки учебной работы школьников, чтобы каждый имел возможность быть оцененным положительно. При этом критерием оценки желательно избрать сравнение достижений учащегося не с успехами одноклассников, а с его собственными, более ранними.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии, так как только понимание мотивов поведения человека позволяет адекватно оценивать поступки и их следствия. Мотивация является «сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности».
Учение является ведущим типом деятельности человека на протяжении длительного промежутка времени. Оно побуждается целым рядом мотивов, которые входят в структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация - это частный вид мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью, направленностью, устойчивостью, динамичностью и модальностью.
Почему же мы так стремимся к тому, чтобы у ребенка сформировалась учебная мотивация, основанная именно на внутренних побуждениях, не исключая при этом внешних, но и не возводя их в ранг первостепенных?
Существует целый ряд объяснений такого рода предпочтения.
1. Обучение, основанное на внутреннем интересе, будет значительно успешнее, так как при наличии такого интереса ребенок способен работать дольше без каких бы то ни было внешних подкреплений. В то же время преобладание внешней мотивации способствует снижению познавательной активности. Поэтому достаточно часто при исчезновении внешних стимулов ребенок утрачивает интерес к учебе.
2. Школьники, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, склонны выбирать более сложные задания, что позитивно отражается на развитии их познавательных процессов.
Учащиеся с внешней мотивацией, как правило, не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении учебных задач. Поэтому такие дети выбирают более простые задания и выполняют только то, что необходимо для получения подкрепления. В условиях школы таким подкреплением чаще всего является оценка учителя.
3. Отсутствие внутреннего стимула способствует росту напряженности, уменьшению спонтанности
Кроме того, преимуществом внутренних учебных мотивов является:
- положительное влияние на решение творческих задач, не имеющих четкого алгоритма решения (эвристический метод);
- эмоциональное удовлетворение от выполнения задания, преодоления трудностей при решении учебных задач, что вызывает положительные эмоции, основанные, прежде всего на внутреннем интересе;
- повышение самоуважения ребенка, его самооценки.
Определив значение внешней и внутренней учебной мотивации учащихся, необходимо перейти к основным условиям формирования положительной мотивации учения.
Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются:
· содержание учебного материала;
· организация учебной деятельности;
· коллективные формы учебной деятельности;
· оценка учебной деятельности;
· стиль педагогической деятельности учителя.
Одним из лучших по силе воздействия внешних стимулов является оценка учебной деятельности. Существуют различные методики, которые позволяют повысить стимулирующее действие оценки, лучше выявлять и развивать творческие способности учащихся, развивать их познавательную активность.
В связи с указанными проблемами возникает необходимость повысить заинтересованность учащихся в получении знаний.
Рассмотрим это более подробно.
Будущие первоклассники, как правило, хотят учиться. Они хотят пойти в школу, стать учениками. Есть, правда, среди них и те, кто плохо представляет себе то, чем ему придется заниматься, но в школу все равно хочет. Кому-то интересно познавать новое, кому-то - просто «портфель носить», а кто-то хочет посмотреть, «куда отметки ставят», а кому-то хочется все это сразу. Учебная деятельность младших школьников поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов.
Социальные мотивы отражают внутреннюю позицию ребенка - первоклассника, связанную с потребностью занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим положением общественно значимую, серьезную, деятельность. На первых этапах обучения эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами, существующими у ребенка, способны обеспечить его включение в усвоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней.
По мере вхождения в школьную жизнь у младших школьников складывается сложная система мотивации учения. Эта система включает в себя несколько групп мотивов.
Во-первых, это мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1) Мотивы, связанные с содержанием учения. Ребенка побуждает учиться стремление узнавать новые факты, получать новые знания, овладевать новыми умениями и навыками, осваивать способы действия, проникать в суть явлений.
2) Мотивы, связанные с процессом учения. Учиться детей побуждает заложенное в них стремление к интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе нахождения решений трудных задач и др.
Во-вторых, мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, то есть, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1) Широкие социальные мотивы, которые включают в себя:
- мотивы долга и ответственности перед обществом в целом, перед родителями, перед учителем и т.п.;
- мотивы самоопределения (понимание значимости знаний для своего будущего, желание подготовиться к будущей учебе в вузе, найти хорошую работу и др.);
- мотивы самосовершенствования (стать умнее, развить в себе важные интеллектуальные и личностные качества).
2) Узколичные мотивы. Они у каждого ученика свои и включают в себя:
- мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки и др.);
- престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, желание быть лучшим, занять достойное место среди одноклассников и др.);
- отрицательные мотивы (желание избежать неприятностей, которые могут возникнуть из-за плохих отметок со стороны учителей, родителей, стремление избегать отрицательных эмоций и др.)
Могут быть и какие-то другие мотивы, побуждающие учеников заниматься учебной деятельностью. Как узнать, какой мотивы у данного конкретного ребенка является определяющим?
Можно выяснить это в беседе с ребенком, задавая ему и прямые, и косвенные вопросы об учебе и о школе. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Школа», «Моя школа», «Мой класс» и другие, а потом обсудить его с ребенком. Если выясниться, что определяющим является какой-то косвенный мотив, не связанный с познанием, то необходимо проводить с ребенком работу по формированию у него познавательных мотивов, поскольку именно они и являются основными мотивами учебной деятельности. Ведь, если ребенок ходит в школу только для того, чтобы «получать хорошие отметки», то в школе он занимается не учебной деятельностью как таковой (то есть приобретением новых знаний, умений и навыков), а деятельностью, которую можно назвать «получение хороших отметок» (то есть все усилия прилагает к тому, чтобы любым способом получить хорошую отметку).
В соответствии с психологической формулой интерес ? стимул ? реакция на стимул ? мотив действия ? само действие, лишив ребенка стимула, трудно ожидать от него успешного решения учебных задач.
Что может быть стимулом к определенному виду деятельности?
Рассмотрим понятие «стимул» как побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями. Именно стимул, как инициирующий и регулирующий фактор поведения, определяет тот или иной тип мотивации.
Как только такой фактор находится вне личности и ее поведения, то есть обусловлен внешней средой, мотивация становится внешней, а поведение внешне мотивированным. В отношении учебной деятельности внешними факторами становятся все виды подкреплений, которые мы используем как меры педагогического воздействия (наказание, поощрение, похвала ...).
Ребенку пообещали купить то, о чем он уже давно мечтал, при условии, что он станет лучше учиться. Вполне возможно, что успеваемость в таком случае значительно улучшится, ребенок станет более старательно выполнять домашние задания, проявлять активность на уроке, перестанет опаздывать в школу. Однако такие позитивные изменения могут иметь место лишь до момента получения обещанного.
Что касается учебной деятельности, то наиболее значимым внутренним стимулом, являющимся наиболее действенным и эффективным, является стремление к познанию нового, основанное исключительно на интересе к предмету познания. Если в случае возможности выбора определенного учебного предмета ребенок не выбирает тот предмет, который выбрали большинство его друзей, а идет на урок, который ему самому интересен, то таким образом он демонстрирует яркий пример внутренне мотивированного поведения.
Какая же мотивация предпочтительнее по отношению к учебной деятельности?
Процесс формирования учебной деятельности приобретает ряд специфических особенностей в соответствии с определенным возрастным периодом.
В начальной школе ребенок может достаточно успешно учиться, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Если доминирующим мотивом в этом возрасте у большинства детей выступает стремление доставить удовольствие взрослому, который является значимым для ребенка, порадовать его своими успехами или нежелание выслушивать упреки, то в старших классах влияние такого мотива утрачивает свою актуальность. На первый план выходит мотив, в основе которого лежит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других.
Конечно, и такие мотивы могут иметь место, но они не должны являться основными, определяющими в учебной деятельности ребенка. Такие мотивы должны играть скорее второстепенную, вспомогательную роль, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной. Условием успешного обучения все же является та мотивация, которая побуждает ребенка к определенной деятельности с целью расширения и углубления своих знаний, повышения уверенности и независимости от внешних факторов.
В условиях организованной учебной деятельности все высшие психические функции ребёнка претерпевают существенные изменения. Восприятие, память и мышление, ранее развивавшиеся на наглядно-действенной основе, формируются в словесно-логическом плане. Возрастает способность ребёнка к произвольной волевой регуляции поведения. Все это создаёт необходимые предпосылки для перехода к более содержательно насыщенному обучению в средней школе.
Однако важно помнить, что повышение познавательной активности, успешное усвоение учебной программы, более высокий уровень освоения теоретического материала становится невозможно в ситуации, когда любые стимулы, не имеющие отношения к учебе, являются основополагающими в учебной деятельности.
Урок для современного ребенка
Однако необходимо отметить, что нынешние малыши-шестилетки сильно отличаются от своих предшественников. Дошкольник, принимаемый в первый класс, имеет достаточно определенное представление о мире. В отличие от ребенка дотелевизионной эпохи, современный ребенок большую часть организованной информации получает не из книг и рассказов окружающих, а с телевизионных экранов. Телеэкран приобрел статус фактора, оказывающего огромное влияние на формирование человека, особенно на ребенка.
Начиная с 2-3-летнего возраста, маленький человек пребывает в потоке телеинформации, где сменяемость передач, возможность переключения каналов, сама манера построения фильмов - все это мозаика, приучающая с детства воспринимать различные сведения вне явной, линейной связи друг с другом.
В традиционной (несовременной) культуре знания, как считает А. Моль, представляли собой прочную структуру, напоминающую ткань, образованную в результате совершенно определенного и строго соблюдаемого переплетения нитей. Знания же нашего современника напоминают переплетение по типу «войлока».
Многие разрозненные, фрагментарные знания школьников, полученные из самых разных источников, наслаиваясь и соединяясь друг с другом, тоже представляют собой своеобразную мозаику. Характерны с этой точки зрения те примеры детских ответов, когда в них самых невероятным образом соединяются детали, имена, события из разных эпох. Взрослые, воспитанные в условиях «линейной» культуры, чаще всего называют это просто «кашей» в голове ребенка, не пытаясь объяснить себе причины ее существования или объясняя неверно (например, связывая это явление с низким интеллектуальным уровнем ребенка). Причина же часто кроется в особенностях современной культуры, в ее мозаичности. Средства массовой информации обеспечивают высокий информационный уровень общества, и информационная обстановка обращается в мозаичность мировосприятия.
Кандидат педагогических наук В.В. Назаретян в своей статье «Урок для современного ребенка» пишет, что для ближайших поколений это будет все более характерно. По оценкам психологов, формирующее влияние мозаичной культуры будет усиливаться компьютерным обучением.
Итак, современный ребенок приходит в первый класс. Он обладает более развитым воображением и визуальным мышлением по сравнению со своим ровесником дотелевизионной эпохи. Ряд особенностей отличает его память, восприятие, интерес. К первому классу он приходит достаточно опытным телезрителем. Все это надо учитывать, организуя процесс обучения.
Слушая телевизионную сказку, ребенок все время видит разные картинки - панораму, лицо, близкий и дальний планы, видит предмет в необычном ракурсе, то есть идет восприятие, основанное на непроизвольном внимании. Именно к этому и стремятся создатели телепередач. В значительно меньшей степени у ребенка 6 - 9 лет развито произвольное внимание, которое, безусловно, надо развивать в процессе обучения. Но зачастую практически все обучение в начальной школе строится на использовании произвольного внимания, даже тогда, когда дети не выдерживают таких условий более 2-3 минут. Они отвлекаются и усваивают не в полной мере то, что могло быть усвоено с легкостью, если бы захватило их внимание каким-либо непроизвольным образом.
В «Кратком психологическом словаре» читаем: «Наиболее простым и генетическим исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями». И далее: «Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании».
Использование произвольного внимания в работе с младшими школьниками оправдано в том случае, когда оно служит исходным, организующим моментом какого-либо учебного эпизода, который далее развивается уже на основе послепроизвольного (или вторично непроизвольного) внимания. Но по этой схеме учебные эпизоды строятся не часто. Во-первых, потому, что очень редкие учителя ставят перед собой задачу формировать, развивать таким образом произвольное детское внимание. Во-вторых, потому, что для такой организации учебного времени требуется высокий уровень мастерства учителя, возникающего, в свою очередь, при наличии методических знаний и интуиции.
В связи с этим современное обучение должно стремиться к приобретению новых черт, отражающих как специфику современной культуры, так и специфичность мировосприятия и мироощущения «нового» ученика.
Многие поколения учителей-методистов говорили о необходимости замены на уроке одного вида деятельности другим. Учителя, которые успешно это делают, таким образом не дают накапливаться у детей усталости, поддерживают на уроке интерес к работе, обеспечиваю разнонаправленность внимания. Однако в целом, как известно, интерес к урокам не только не повышается у младших школьников, но и становится меньше.
Очень важно, организуя урок для ребенка, стоящего в самом начале долгого ученического пути, в первую очередь опираться на то, что он умеет, чем он обладает. А обладает он развитым непроизвольным вниманием. Формируя у учащихся навыки произвольного внимания, мы будем учить ребенка учиться, но этот процесс не завершается за один день или даже год. Следовательно, просто нет оснований в начале обучения (может быть, вообще в начальной школе) строить работу с учащимися, исходя из того, что они пришли учиться и обязаны слушать, запоминать, описывать и так далее. Такую практику обучения многие из нас наблюдали, сами будучи учениками. Интерес к обучению от такой методики не возрастает, скорее, наоборот.
Непроизвольное внимание пассивно. Но именно оно помогает «включить» ребенка в процесс приобретения знаний. Именно на него опирается опытный учитель, без нажима, без команды умеющий вовлечь учеников в какой-либо вид деятельности. Этот стиль работы приобретает особое значение сейчас, когда в школу пришли шестилетние дети. Организовать с ними успешное обучение возможно лишь в том случае, если ребенок будет субъектом для учителя, именно он будет, с подачи учителя, «раскручивать» весь процесс познания на уроке. Учителю же в таком случае остается трудная, многогранная роль, говоря в телевизионных терминах, режиссера урока, оператора, ведущего, который формирует и направляет мысль, выбирает угол зрения, комментирует происходящее. То есть учитель во главу угла ставит не материал с его особенностями, а ребенка - с его особенностями.
Об этом говорит и все более широкое распространение в начальной школе игры как эффективного методического приема, совмещающего в себе использование непроизвольного внимания детей, участвующих в игре, занятых ею (элементы соревновательности, неизвестность конечного результата и тому подобное), и познавательных интересов, познавательных способностей детей. При этом учитель дифференцирует участие детей в игре, они вступают в игру по знаку учителя: сначала говорят те, кому доступно обнаружить лишь очевидные факты, отдельные элементы, затем наступает очередь тех, кто способен обобщить, сделать вывод, перенести знание на другой предмет.
Игра, таким образом, дает возможность всем детям внешне равноправно участвовать в игре и не чувствовать свою неспособность (щадящее отношение к личности, поощрение за то, что доступно ребенку), внутренняя же структура игры обнаруживает уровни, дифференцированность участия детей, незаметные для самих участников.
Ненасильственное вовлечение детей в учебный процесс, проходящий в форме игры, использование их непроизвольного внимания - это своего рода достижение современной практики обучения, хотя и медленно, но все-таки меняющей свой стиль.
Не менее важным в конструкции современного урока наряду с непроизвольным вниманием является правильная и своевременная замена одного вида деятельности учащихся на другой, расчлененность урока на фрагменты. Однако такая «мозаичность» урока - не бесцельное чередование методов и приемов, а гармоничная картина, хоть и составленная из разных кусочков, но представляющая собой нечто цельное, имеющее идею, смысл, конкретное назначение. Такой урок исключительно логичен, но его логика отличается от логики того урока, где каждый последующий фрагмент развивает мысль предыдущего. Здесь логика заключается в идее достижения цели. Ученик, непроизвольно «внимая» учителю, мотивированно выполняя работу, «впитывает» рассматриваемый материал, усваивает его легко и естественно. Но непроизвольно он не может «внимать» долго, если материал выглядит однообразно. Нужна яркая мозаика, нужно менять «картинки», прерывать какой-то фрагмент с тем, чтобы вернуться к нему, но уже с новыми знаниями.
Однако весь этот «хоровод» ракурсов и планов не будет иметь никакого смысла, если каждый из них в отдельности не будет очень занимать, интересовать маленького ученика, а все вместе они не создадут у него нового знания, нового представления о предмете.
Для усовершенствования скучного современного урока необходимо, чтобы на нем происходили какие-то события (имеются в виду именно события учебного характера). Но это должны быть события в полном смысле слова, которые привлекали бы внимание учащихся самим фактом своего существования и привлекали бы настолько, что ребенок, становясь участником происходящего учебного события, усваивал бы его содержательное ядро легко, на минимуме волевого усилия.
Распространенным просчетом учителей, тиражирующих скучные уроки, является их невнимание к информационной потребности детей, которая у современного ребенка выше, чем у детей прежних поколений. Ведь известно, что чем плотнее информационный поток, в котором происходит формирование личности, тем большей интенсивностью, напряженностью будет отличаться потребность этой личности в новых впечатлениях, новой информации. Сейчас наше общество переживает сильный информационный всплеск, который ощущают и дети, приобретая соответствующую информационную потребность. Учитель, преподающий в условиях современности, учитывает это, актуализируя у своих учеников потребность в новом знании, включая ее в контекст урока. Упражнения в таком случае - это способ добывания новой информации, извлечения нового знания.
Таким образом, основные особенности современного обучения «замыкаются» на особенностях личности современного ребенка, который как субъект должен находиться в центре процесса обучения, и только из его качеств: его умения воспринимать, запоминать, думать, его потребности в новых знаниях, его мироощущения, мировосприятия - и следует исходить, конструируя современный урок.
























1.3. Игра как средство организации работы на уроке.

Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения иностранному языку в младших классах я считаю, объясняется, прежде всего тем, что некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру как основной прием для расширения словарного запаса и как чуть ли неединственный путь к формированию навыков устной речи.
Известно, что длительное время педагоги считали дидактические игры основной формой обучения в школьных учреждениях. Однако позже было доказано, что никакая игра не может заменить организованного обучения. По мнению Е.И. Удальцовой, в связи с введением организованного обучения меняется роль и место дидактической игры в пед. процессе. Последняя, хоть и потеряла свое ведущее значение, остается, тем не менее "одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях".
К.Д.Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий "серьезной обязанностью ребенка", поскольку чем больше преподаватель будет оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее будет переход к ним. При этом он же предлагал "сделать серьезное занятие для ребенка занимательным" т.е. напрашивается вывод –стремясь привить детям любовь к иностранному языку, преподаватель должен так строить занятия, чтобы ребенок испытывал такое же удовлетворение, как и от игры.
Поскольку удельный вес игровой деятельности у школьников мл. классов значительно больший, чем у школьников старших классов, важно найти ту "золотую середину", которая обеспечила бы соблюдение нужной пропорции в учебе и игре, помня при этом, что игра должна подчиняться конкретным учебным задачам.
Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.
Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.
В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра (спокойная дидактическая, подвижная или ограниченно подвижная) должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.
Таким образом подводя итоги 1 главы нашего исследования, основываясь на выше сказанном можно утверждать, что игра как средство гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся, в отличии от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.
В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие и чем старше школьник, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. В связи с этим можно вполне согласиться с мнением известного педагога Шауцкого С.Т., который писал "игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бв бесполезна для человечества. В игре, этой специальной отработке жизненного материала, есть наиболее ценное ядро разумной школы детства".
Но как упоминалось ранее, не стоит увлекаться, помня о том, что игра, не смотря на все ее положительные моменты, это только средство, метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний.
Глава 2

Игровые технологии обучения языку и речи.


2.1. Роль игры в процессе обучения иностранному языку.


Игра, специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передавая часть интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста, призывала воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры.
Советская (отечественная) педагогика рассматривает детскую игру как важное средство воспитания и всестороннего развития детей. Для учеников младших классов игры имеют исключительное значение: игра для них – и учеба и труд и серьезная форма воспитания. Игра для школьников младших классов – способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
Основополагающим для работы педагога является так же утверждения А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Динамика и генезис игровой деятельности ребенка своеобразны и сложны, этим, видимо, можно объяснить существование противоположных мнений среди педагогов в оценке роли игры. А.В. Запорожец считает, что, с одной стороны, игры еще не заняли надлежащего места в школах, а с другой – «игру перегружают дидактизмом», регламентируют и контролируют каждый шаг и поступок ребенка». Причину этих недостатков А.В. Запорожец видит в непонимании многими преподавателями функции игры и ее значения в развитии человеческой личности, в слабой разработанности общих проблем игровой деятельности детей. «Один из путей решения этой проблемы, - заключает А.В. Запорожец, - ее комплексное исследование. Игра, близкая и простая для ребенка, представляет для науки схожую, многоликую проблему.
Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть обучение, т.е. овладение видами речевой деятельности как средствами общения.
Игра – дело серьезное, а то, что игра – это серьезно, утверждают ее теоретики. Крупнейший знаток проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру двумя важнейшими для человека вопросами: средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности», что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра – это:
деятельность (речевая);
мотивированность, отсутствие принуждения;
индивидуализация деятельности, глубоко личная;
обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
развитие психических функций и способностей;
«учение с увлечением»
Хотелось бы выделить цели использования игр на уроках иностранного языка. Основных целей шесть:
формирование определенных навыков;
развитие определенных речевых умений;
обучение умению общаться;
развитие необходимых способностей и психических функций;
познание (в сфере становления собственно языка);
запоминание речевого материала.
Но специфика игры, как точно подменил М.Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится». Ставить цель – отдохнуть, переключиться – нет необходимости: характер игры как таковой сделает свое дело.
Детская игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективных приемов обучение, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников.
Применение игры для развития навыков устной иноязычной речи – еще недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры –одна из первоочередных задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.
Особое внимание привлекают к себе в младших классах игры –драматизации, основой которых является короткая сказка. Они полезны прежде всего тем, что развивают образную, выразительную речь ребенка. Участвуя в игре – драматизации, ребенок становится одновременно объектом, на который направлена воля преподавателя и субъектом, познающим мир.
Игра – драматизация на занятиях по иностранному языку дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения. Порой на первый план выступают элементы "чистого" обучения, иногда же в центре внимания находится игра.
Одно из первых мест на занятиях по иностранному языку занимают дидактические игры как общепризнанная форма устного развития школьников младших классов, например, различные виды лото. Эта игра дает широкие возможности варьирования игровым материалом, что способствует прочному усвоению лексического материала. Ребенок постепенно переходит от наглядного действенного способа усвоения лексики (преподаватель называет предмет по-английски, показывая его) к словарно – образному (преподаватель строит разнотипные предложения о предмете, которого в данный момент нет). Следует добиваться, чтобы игра в лото стала неотъемлемым компонентом учебного процесса и способствовала постепенному и последовательному накоплению ребенком словарного запаса, а также всестороннему развитию школьника младших классов.











2.2. Классификация игровых приемов на занятиях на основе аспекта английского языка.

Игры можно разделить на два раздела.
Первый раздел cоставляют грамматические, лексические, фонетические и
орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры, занимающие по объему более трети пособия, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.
Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр –
способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.




























2.2.1. Фонетические игры.

1. Слышу – не слышу. Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный или , обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки или , все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
2. Широкие и узкие гласные. Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
3. Правильно – неправильно. Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определенные звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звук обучаемые поднимают руку с зеленой карточкой (флажком), при неправильном – руку с красной карточкой (флажком). Выигрывает команда, которая после подсчета очков наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.
4. Какое слово звучит? Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.
Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:
Вариант 1. Найти в списке слова произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.
Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем.
Вариант3. Записать на слух слова, которых нет в списке, и попытаться найти их в словаре, и, если они неизвестны обучаемым, выписать их значения, установить, имелись ли орфографические ошибки при их записи. Выигрывает тот, кто наиболее качественно выполнил задание.
5. Кто быстрее? Цель: формирование и совершенствование навыков установления звуко-буквенных соответствий и значений слов на слух..
Ход игры: обучаемым раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй – их транскрипция, в третьей – перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку следования. Каждый обучаемый должен, как только преподаватель произносит то или иное слово, поставить его номер рядом с соответствующими транскрипцией и переводом на русский язык (или соединить все три соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия между иноязычным словом, транскрипцией и переводом.
6. Кто правильнее прочитает? Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.
Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно
очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

























2.2.2. Орфографические игры.

1. Буквы рассыпались. Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слова и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
2. Дежурная буква. Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?» Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).
3. Из двух – третье. Цель: формирование словообразовательных и
орфографических навыков.
Ход игры: эта игра по смыслу очень близка к отгадыванию шарад. Поэтому приведенные в ее описании слова можно использовать и для игры в шарады. Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.
4. Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: англ. ct, ad, am, pn, rd, st, rn, tn, od, ta, lg, hn, hr, hs, fx, eg, et, db (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).
5. Картинка. Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.
Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написал слово, он долен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.












2.2.3. Игры для работы с алфавитом.

1. 5 карточек. Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: преподаватель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.
2. Кто быстрее? Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: обучаемым раздаются по 3-5 карточек с буквами и предлагается внимательно их рассмотреть. Затем преподаватель называет букву, а те, у кого есть карточка с названной буквой, быстрее ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Преподаватель проходит между рядами и собирает карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.
3. Первая буква. Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита.
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель по очереди называет по три слова каждой команде. Участники игры должны быстро назвать первые буквы этих слов. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание.
4. Испорченная пишущая машинка. Цель: формирование орфографического навыка.
Ход игры: преподаватель распределяет все буквы алфавита между обучаемыми. Затем он предлагает каждому ударить свою «клавишу», то есть назвать свою букву. После того как обучаемые научатся автоматически реагировать на услышанный звук или написанную букву, им предлагается «напечатать» слова, сначала предъявляемые преподавателем на карточках, а затем произносимые вслух.. Побеждает тот, кто сделает меньше ошибок.
5. Где буква? Цель: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.
Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква читается как . Выигрывает тот, кто это сделает.



























2.2.4. Лексические игры.

1. Цифры. Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
2. Числительные. Цель: закрепление количественных и порядковых
числительных.
Ход игры: образуются две команды. Преподаватель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
3. Запретное числительное. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: преподаватель называет «запретное» числительное. Обучаемые хором считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные). «Запретное» числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
4. Пять слов. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных уроков.
Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.
5. Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
6. Больше слов. Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.
Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд
записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.
7. Угадай название. Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры: каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий.
8. Озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
9.Найди цифру. Цель: развитие лексического навыка.
Ход игры: один из играющих называет любое слово, пришедшее ему в голову, желательно короткое. Второй участник должен назвать слово, рифмующееся с первым, третий – добавить еще слово в рифму и т.д. Тот, кто не может назвать слово в рифму, получает минус. Когда у кого-нибудь из играющих наберется три минуса, он выходит из игры. Выигрывает оставшийся последним.
Можно выбирать только существительные в именительном падеже
единственного числа или любые другие слова.
2.2.5. Грамматические игры.

1. Изображение действия. Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.
2. Игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д. За каждую ошибку начисляется штрафное очка. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.
3. Кубики. Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.
Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
4. Подарки. Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.



























2.3. Ролевые игры. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет
мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности
учащихся.
Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики- лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают
отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения. Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Основные требования к ролевым играм:
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
6. Учитель непременно верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.
7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно - побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в
значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие,
взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды
деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения,
проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.




















Заключение.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако, все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Большинство игр не связаны с какой-либо определенной темой, поэтому,
естественно, в них содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры. Приемы введения лексики могут быть различны. Один из них – зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной.
Знакомясь с той или иной игрой, учитель должен хорошо понять ее
движущую пружину. Если предусмотрено театрализованное действие, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита – они сделают игру более полноценной и убедительной. Если же это игровое упражнение, то все зависит от эмоциональности учителя. Большинство же игр построено на соревновании.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов:
подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течении 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы
необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Конечно, урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.
It’s more than a game. It’s an institution.
Thomas Hughes (1822-1896)






















13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515