Аппликация как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста












Тема исследования: «Аппликация как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста при реализации программы «Умелые ручки»








Автор: Головко Людмила
Александровна,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «ДДТ» г. Можга










Можга, 2014
СОДЕРЖАНИЕ

Введение..3
Глава I. Теоретические основы обучения детей младшего школьного возраста аппликации.
1.1 Сущность эстетического воспитания.6
1.2 Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста8
1.3 Аппликация как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста..12
Глава II. Аппликация как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста при реализации программы «Умелые ручки».
Характеристика программы20
2.2 Аппликация, как один из разделов образовательной программы "Умелые ручки"... .23
Заключение26
Список литературы...27
Приложение.. .28













Введение.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...», в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались также специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.).
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по- иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в дополнительном образовании, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
Актуальность выбранной темы.
Аппликация – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Аппликация – одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Аппликация лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею, имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у школьников патриотических чувств, потребности к труду, а так же расширению умственного кругозора.
Проблема – как организовать учебно-воспитательный процесс, какие применить технологии и приемы, чтобы сформировать у ребенка эстетический вкус? При каких условиях возможно успешное внедрение этих технологий в практику работы?
Цель исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста посредством аппликации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность и содержание занятий по аппликации с детьми младшего школьного возраста;
- внедрить средства и способы развития у детей знаний, умений и навыков, необходимых на занятиях по аппликации;
- изучить роль мотива в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ научно- методической литературы, изучение
педагогического опыта;
- работы детей за период обучения;
- диагностические методы.
Предмет исследования – процесс осуществления эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на занятиях по аппликации.
Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством аппликации.
Гипотеза – мы предполагаем, что занятия аппликацией будут успешны при следующих условиях:
- наличие соответствующих материалов;
- подготовка педагога по данной теме;
- психологическая обстановка в коллективе;
- соответствующая мотивация у детей.



















Глава 1. Теоретические основы обучения детей младшего школьного возраста аппликации.
1. 1 Сущность эстетического воспитания.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
В-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Наиболее удачно отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человекобразованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства". Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Таким образом, эстетическое воспитание подразумевает, что вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

1.2 Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится педагог. Именно через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды педагога, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела. Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей, с учетом их возрастных особенностей, состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые, содержательные, идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т.Лихачев.
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках".
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования, просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление". А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью.
Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли".
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет педагог. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

1. 3 Аппликация как средство эстетического воспитания
детей младшего школьного возраста.
Согласно общепринятому определению, аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.
Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого результата станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.
В системе по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Аппликация – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Аппликация – одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Аппликация – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Различают следующие виды аппликации:
Виды аппликации


По содержанию
По количеству По форме По способу По количеству По
способу
используемых изготовления деталей крепления
цветов деталей
деталей

По содержанию:
-предметная;
-сюжетная;
- декоративная.
2. По количеству используемых цветов:
- силуэтная (монохромная);
- цветная (полихромная).
3. По форме:
- геометрическая;
- не геометрическая.
4. По способу изготовления деталей:
- резанная;
- рваная.
5. По количеству деталей:
- целая силуэтная;
- раздробленная на части;
- мозаика.
6. По способу крепления деталей:
- однослойная;
- многослойная.
Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение – невозможно.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Структура занятия по аппликации состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Аппликация тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги:
- сгибание;
- резанье;
- разрывание и обрывание;
- наклеивание.
Таким образом, аппликация содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.
Для того чтобы создать аппликацию ребенку необходимо произвести разметку. Различают следующие виды разметки на бумаги:
- на глаз;
- по трафарету;
- по шаблону;
- на просвет;
- через копировальную бумагу;
- сгибанием.
Значение занятий аппликацией для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Аппликация должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
Для создания аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Аппликация учит ребят преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша, к следам оставляемым им на бумаге, интерес работы с ножницами; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенную поделку.
Анализ литературы, позволяет сделать вывод, что школьники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата, формированию трудолюбия, навыков самообслуживания, способствует участию ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение аппликации заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе аппликации создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Главная задача в эстетическом развитии посредством аппликации - это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми младшего школьного возраста педагог должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать, возможно, опять же лишь в деятельности.
В работе по эстетическому воспитанию
·важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.
Содержание и богатство чувств, выраженных посредством аппликации, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Дети младшего школьного возраста, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще только формируется способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния школы, дополнительного образования и семьи, то оно может задержаться. Поэтому педагог должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.
Таким образом, необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.



Глава II. Аппликация как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста при реализации программы «Умелые ручки».
2.1 Характеристика программы
В основе моей педагогической деятельности лежит развивающее обучение с направленностью на эстетическое развитие личности и индивидуальности каждого ребёнка.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В объединении "Умелые ручки" дети учатся шить, вышивать, выполнять аппликации. Ручной труд помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
Образовательная программа «Умелые ручки» составлена на основе «Положения об образовательных программах педагогов дополнительного
образования МОУ ДОД ДДТ г. Можги Удмуртской Республики», типовой программы «Умелые ручки» и опыта работы педагога. Продолжительность обучения по данной программе 3 года.
Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая.
Новизна образовательной программы. Программа профилирует детей на получение будущей профессии.
Актуальность образовательной программы:
- доступность изготовления аппликации и мягкой игрушки с 1-го класса;
- небольшие затраты для изготовления подделок используя отходы материалов швейной фабрики и ателье города;
- развитие эстетического вкуса.
Педагогическая целесообразность заключается в развитии у обучающихся индивидуальности, творческой активности, фантазии и изобретательности.
Цель образовательной программы:
Создание условий для познавательной и творческой деятельности обучающихся при обучении изготовлению аппликации и мягкой игрушки.
Задачи:
1. Освоение техники изготовления аппликации и мягкой игрушки.
2. Развитие познавательного интереса, мотивации к труду.
3. Воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, усидчивости.
4. Развитие моторных навыков, образного мышления, художественного вкуса.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ в выборе форм, использовании педагогического мониторинга.
Возраст детей участвующих в реализации образовательной программы 7-14 лет.
Продолжительность обучения в объединении -3 года.





Этапы освоения образовательной программы.
Степени обучения
Этапы обучения
Уровень освоения образовательной программы.

1 Ступень
1 Подготовительный
Развивающий

2 Ступень
2 Начальный
Научить правилам безопасной работы с иголкой, ножницами, свободно пользоваться лекалами.
Общекультурный

3 ступень
3 Углубленный
Умение копировать лекала из книг, изготавливать лекала
Практико-ориентированный


Формы и режим занятий. Занятия в объединении проводятся по 2-3 часа с перерывом 5-10 минут. Учебное занятие содержит теоретическую и практическую части. 1 год обучения – 144 часа. 2 год обучения - 216 часов, 3 год обучения – 216 часов.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: дети должны уметь самостоятельно пользоваться техникой изготовления аппликации, мягкой игрушки, аккуратно и добросовестно выполнять порученные задания, используя знания, умения и навыки. Используя художественный вкус и образное мышление создавать новые игрушки и сувениры.
Формы подведения итогов: участие в городских, республиканских конкурсах, викторинах, выставках, написание исследовательских работ, творческих проектах.

2.2 Аппликация, как один из разделов образовательной программы "Умелые ручки".
Содержание программы состоит из нескольких разделов: аппликация из бумаги и ткани, игрушки-сувениры, объемные игрушки, новогодние сувениры, игрушки народов Поволжья. Девиз каждого раздела, как и всей программы в целом «От простого к сложному». Особенность заданий для выполнения на занятиях кружка состоит в их методическом обеспечении в оптимальные сроки, что позволяет юным мастерицам не утратить интерес к своей работе и завершить ее на творческой "нотке". Такой подход позволяет избежать непродуктивных заданий, культивировать вкус к самому процессу постижения мастерства. Каждому разделу программы соответствуют формы контроля или подведение итогов. Это: собеседование и выставки, зачетные и контрольные работы, тестирования, творческие задания, самостоятельная работа.
Большое внимание в программе уделяется аппликации. Аппликация позволяет определить способности детей при работе с ножницами, бумагой, картоном, клеем, подручными материалами. На занятиях я стремлюсь научить детей думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию. В объединении могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения. Главная задача на первом этапе – установить с ребенком тесные дружеские отношения, принимать его таким, какой он есть. Ребенок должен чувствовать себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства, иначе о творчестве не может быть и речи.
Основная форма организации обучения – занятие, в рамках которого применяются различные формы работы: беседа, рассказ и обязательно практическое занятие. Экскурсии в музеи и на предприятия города помогают в организации обучения.
На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. Высказывания, в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
На первом году обучения предлагаются более легкие в изготовлении композиции, с минимальным количеством деталей, дети получают элементарные знания по аппликации, знакомятся с видами и свойствами бумаги, учатся правильно ее сгибать, вырезать, клеить, ориентироваться на листе бумаги, знакомятся с цветовой палитрой, основами композиции.
Элементарное образование - это целевое образование на основе специально определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно-культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития и образования ребёнка.
На втором, третьем году обучения предлагаются более сложные поделки, происходит углубление, расширение знаний и возможностей, добавляется изготовление аппликаций из природных и вспомогательных материалов - ниток, проволоки, бисера, бус, различных видов ткани, тесьмы. Аппликация становится более сложной и интересной – это и фоторамки, и картины, и коллажи, и оформление готовых изделий аппликацией.
Знания и практические навыки, полученные в процессе обучения, ребята могут использовать как в жизни, так и в профессиональной деятельности. Результаты творческой деятельности детей повышаются в зависимости от продолжительности обучения в объединении. Так, например, в начале обучения из предложенного цветового круга, только 20% детей могут правильно подобрать сочетаемые цвета, а к концу обучения процент вырастает до 90%.
Во время обучения дети принимают участие в городских, республиканских конкурсах, викторинах, выставках, написании исследовательских работ. В 2009 году дипломом участника в Республиканском творческом конкурсе "Искусство радуги" награждена К. Оксана; в 2010 году в Республиканском творческом конкурсе "Россия глазами детей" Д. Мария награждена дипломом 2 степени, а К. Оксана и П. Олеся дипломами участника.
Ежегодно ребята участвуют в городском празднике "Озорной фестиваль", Конкурсе детского творчества по противопожарной безопасности, мастер - классе "Ярмарка мастеров".
Одним из показателей результативной работы объединения является то, что многие выпускники продолжают обучаться в объединениях: «Конструирование и моделирование одежды", «Дизайн костюма». Это О. Ирина, С. Виктория, К. Оксана и другие.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе для достижения цели были поставлены определенные задачи, изучен и проанализирован научно-методический и практический опыт по проблеме. Данная проблема нашла отражение в образовательной программе "Умелые ручки".
В процессе работы мы рассмотрели, как организовать учебно-воспитательный процесс, какие применить технологии и приемы, чтобы сформировать у ребенка эстетический вкус посредством аппликации. Выявили условия, при которых возможно успешное внедрение этих технологий в практику работы. Эстетическое воспитание представляется нам особенно важным и актуальным сегодня.
Анализ изученной литературы и собственной работы по проблеме эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами аппликации позволяет сделать следующие выводы:
1. Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
2. Аппликация - один из важных факторов эстетического развития личности.
З. В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.
4. Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.
Работа по эстетическому воспитанию обучающихся в объединении будет продолжаться, и совершенствоваться благодаря добавлению в программу новых методов и приемов работы.


Список литературы

Никитин Б.П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. М.: Знание, 2004.
Павлов Д. Методические разработки по использованию аппликации в образовании. Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.
3. Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая Л. Энциклопедия профессора Фортрана.
Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. С-Пб.: издательство Буковского, 1994.
Безуглая Т. И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника. – Калининград, 1998.
Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. Вопросы психологии. 1990. № 4.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1982.
Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т.М.: Мир, 1992. Т.2.
Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 2002.
Рукавицын М.М. Эстетическое воспитание детей. М.: Знание, 2002.
Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М., 1984.





















Приложение
















Приложение №1
Структура занятия по аппликации

-Вводная часть.
Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.


- Основная часть (практическая).
Именно в практической части занятия происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.


- Заключительная часть.
Происходит сравнение работ, похвала.









Приложение №2
Открытое занятие "Аппликация из мятой бумаги -"Цветы"
Пояснительная записка
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Для хорошей, веселой игры нужны и хорошие игрушки; многообразие предметов, которые в игре могут быть всем, что задумано ребенком. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Ребенок растет, и вместе с ним растет его игровой арсенал, продолжая соответствовать его физическому и умственному развитию.
То, что мы видим в играх наших детей, - это отражение того мира, который мы им "подарили". Да, часто мы, взрослые, изобретаем и покупаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных, неосознаваемых порой, пристрастий. Но ведь игрушка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого ребенок осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Дети испытывают потребность вовсе не в дорогих игрушках, во "вкусе" взрослых, а в разумно организованном игровом пространстве.
Практическая деятельность объединения «Мягкая игрушка» определяется программой «Умелые ручки». Программа объединения составлена на основе опыта педагога, рассчитана на 3 года обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся. Занятия в объединении проводятся по 2-3 часа с перерывом по 5-10 минут, в ходе занятий проводятся физкультминутки. Содержание программы ориентировано на трудовое, эстетическое воспитание обучающихся, способствует развитию их творческой активности и художественных способностей.
Знания и умения, полученные в объединении «Мягкая игрушка» обучающиеся могут применять в своей будущей жизни, создавая интересные и оригинальные поделки, игрушки, украшая интерьер своего жилища, рабочего места.
На занятиях объединения «Мягкая игрушка», первого года обучения отведён раздел «Аппликация из мятой бумаги».
Актуальность работы заключается в том, что изготовив цветы из мятой бумаги можно не только выполнить аппликацию, но и декорировать ими открытку, вазу, панно. Каждый цветок будет индивидуален и неповторим. Аппликация, сделанная своими руками, принесёт тепло и любовь тому, кому её подарят. Занимаясь творчеством у детей повышается интерес к своей работе, развивается мышление, интеллект, прививается любовь к творчеству.
Данная работа может быть использована как поздравительная открытка с Днем рождения, с 8 Марта, с Днем Победы и как украшение вазы.
Содержание методической разработки
Тема: Аппликация из мятой бумаги «Цветы».
Цель: Изготовить аппликацию «Цветы» из мятой бумаги.
Задачи: 1.Познакомить с понятием аппликация.
2. Закрепить умения работы с бумагой, ножницами и клеем.
3. Развивать творческие способности при изготовлении и
оформлении аппликации.
4. Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, интерес,
любознательность, чувство взаимопомощи и товарищества.
Материалы и инструменты: Бумага цветная, картон цветной, ножницы, клей, карандаш.
Презентация «Последовательность выполнения аппликации из мятой бумаги «Цветы».
Ход занятия
Подготовительный блок.
Организационный этап.
Создание мотивации на учебную деятельность и активизация внимания обучающихся. Девизом сегодняшнего дня станет изречение: «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в душе дорожи».
Основной блок.
Подготовительный этап.
"Эта страница зеленого цвета,
Значит, на ней - постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег!" (С. Маршак)
Аппликация (от лат. applicatio прикладывание) один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашивании их на другом материале, принятом за фон. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, бумагу, картон.
Виды аппликации:
- предметная, на ней выполняют отдельные предметы, портреты людей и животных, растения, транспорт;
- сюжетная, отображает сюжет сказки, песни, рассказа;
- декоративная, изображает узор или орнамент.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украшать ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы
Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.
Мы настолько привыкли к этому виду изобразительной техники, что даже не задумываемся о том, что художественные возможности аппликации намного шире и интереснее, чем традиционное наклеивание на плоскость кусочков цветной бумаги.
Всем известна и доступна предметная аппликация, которая представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный образ окружающих предметов. Изображаются предметы с отчетливой, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.
Намного сложнее из целого листа бумаги или из нескольких получить полуобъемное изображение этого же объекта даже без использования ножниц. Такая техника изображения называется пластической аппликацией из мятой бумаги.
Лист цветной бумаги сначала скомкаем, чтобы он стал пластичным и податливым к механическим воздействиям. Затем легкими движениями выпрямим его и начнем формировать из него изображаемый объект. Края листа постепенно сминаем вовнутрь до получения нужной формы, оставляя внешнюю площадь изображения ровной. Внутренняя часть скомканного образа намазывается клеем и приклеивается к фону. Общее изображение готово. Осталось добавить мелкие элементы, подчеркивающие его образ. Необходимо постараться создать их так же в объеме и приделать к основной форме путем приклеивания.
В момент приклеивания на плоскость возможна корректировка: создание дополнительных складок, выравнивания, растягивания или сжатия и т.д.
Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т.п.).
- Сегодня мы с вами изготовим аппликацию из мятой бумаги «Цветы».
- Рассмотрим образец. Какие цвета используем для аппликации?
2. Основной этап.
- Вспомним правила техники при работе с ножницами, клеем, карандашом (Называем правила).
- Приступим к работе. Работу выполняем в соответствии с технологической картой.
Практическая работа
Технологическая карта.

Содержание операции
Рисунок

1
Берём три листа цветной бумаги (красный, желтый, синий), перегибаем по диагонали – получаем три квадрата.
Слайд №2,3,4,5,6,7



отрезать


2
Три квадрата по очереди сминаем, разглаживаем и опять сминаем и разглаживаем.
Слайд №8,9,10


3
Складываем лист пополам, в середине сгибаем и сминаем «трубочкой». Углы расправляем.
Получили цветок.
Слайд №11,12



средина расправить

4
Оставшиеся полоски от квадратов надрываем (нарезаем) на полоски шириной 1см. не дорезая до конца 1 см. и каждую полоску закручиваем на карандаш спиралью. Получили тычинки.
Слайд №13,14


разрезать




расправить

5
Вставляем тычинки в цветок предварительно смазав низ клеем.
Слайд №15,16


ПВА

6
От бумаги зеленого цвета отрезаем три узкие полосы, шириной 2-2,5см., оставшуюся бумагу делим на три части.
Слайд №17


7


Широкие полосы используем для стебля. Стебель скручиваем в трубочку, край проклеиваем.
Слайд №18,19
ПВА

8
Узкую зеленую полоску перегибаем вдоль – пополам и срезаем уголок, получаем лист.
Лист приклеиваем к стеблю.
Слайд №20,21,22



срезаем

9
Основание цветка вставляем в трубочку, намазав клеем.
Слайд №23,24


10
На лист картона располагаем три цветка, приклеиваем.
Слайд № 25


Физкультминутка (2-3 мин.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения, сопровождается движениями взрослого и ребенка.
Продолжаем нашу работу.
Итоговый блок.
Рефлексия.
- Вам понравилась ваша работа? Каждый ребенок делает анализ своей работы. Называем трудности в работе. Кому можно подарить такой подарок.

2. Итоговый этап.
-Мы с вами познакомились с термином аппликация, и ее видами. Вспомним их: (предметная, сюжетная, декоративная).
- Все работали хорошо, молодцы.
3. Информационный этап.
- До новой встречи, мы с вами встречаемся
















ЛИТЕРАТУРА
1. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги, издательство: Скрипторий 2003, 2008 2. И.А.Лыкова Аппликация из бумаги (Цветы), издательство: ООО «Карапуз-Дидактика», серия: Шаг за шагом , 2007
3. С.Антонов, Аппликация: Для мамы, бабушки, сестрёнки. Цветы, издательство: Стрекоза, 2009 4. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах,М:Просвещение,1978




Приложение №3
Тест по сочетанию цветов в цветовом круге.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Приложение № 4



















Работа из соломки «Семейный самовар»
Автор: К. Оксана,
участница Республиканского творческого конкурса «Искусство Радуги»,
работа отмечена грамотой участника.



Приложение №5


Работа «Страна Никляндия»
Автор: Д. Мария,
участница Республиканского творческого конкурса «Россия глазами детей»,
награждена дипломом второй степени в номинации «Декоративно- прикладное творчество».




Приложение №6






Работа «Цветы России»
Авторы: К. Оксана, П. Олеся, участники Республиканского творческого конкурса «Россия глазами детей»,
награждены дипломами участников
в номинации «Декоративно- прикладное творчество».

Приложение №7



Работа на тему «Подари мне платок, озорной лоскуток»
Авторы: К. Оксана, П.н Олеся, О. Ирина, Н. Юлия,
М. Александра,
участники городского Озорного фестиваля «Праздник платка».
Работа награждена дипломом за победу в номинации «Декоративно- прикладное искусство».






Работа на тему «Цветы на платке»
Автор: К. Оксана, П. Олеся,
участники городского Озорного фестиваля
«Праздник платка».
Работа награждена
дипломом за победу в номинации
«Декоративно- прикладное искусство».






Работа «Матрёшки в платочках»
к 175-летию города Можги
Авторы: М. Анастасия, Ф. Полина, М. Рината,
участники городского Озорного фестиваля,
работа награждена дипломом участника.













 Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 2002, с.42
 Рукавицын М.М. Эстетическое воспитание детей. М.: Знание, 2002, с.56

 Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 2002, с.183

 Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 2002, с.55


 Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 2002, с.56

 Рукавицын М.М. Эстетическое воспитание детей. М.: Знание, 2002, с.29
 Приложение №1, с. 29
 Приложение №2, с. 30-37
 Приложение №3, с. 38
 Приложение №4, с. 39
 Приложение №5, с. 40
 Приложение №6, с. 41
 Приложение №7, с. 42-44









13PAGE 15


13PAGE 14215