Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека(обмен опытом)


Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека(обмен опытом)
Хорзова Светлана Кузьминична-учитель музыки
Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение…
Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения можно использовать различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников.
Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под воздействием классической музыки улучшается рост растений, даже удой молока у коров. Она благотворно влияет на плод у беременных женщин. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только её “история” уходит корнями в глубокую древность.
А вот что касается некоторых современных направлений в музыке, они воздействуют на психику человека явно негативно. Например, Dark Wave, возникшее совсем недавно ответвление готического стиля, пробуждает в человеческой душе первобытные страхи. Известны современные музыкальные направления, вызывающие у слушателей сильную агрессию.
Особое значение в формировании субкультуры личности ребенка придается средствам искусства. В системе общего образования определена одна из основных задач музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии.
Каждый,кто занимается с детьми музыкой, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального слова настроение и мироощущение детей.
. Бывает и так, что на урок дети приходят взволнованные, очень шумные и несобранные. Предлагаю игры-упражнения, при которых ребята концентрируются и успокаиваются.
Например, упражнение “Минута внимания”. Закроем глаза. В течение 1–2-х минут будем слушать звуки, которые нас окружают. Что вам удастся услышать? Откроем глаза и перечислим все, что удалось услышать. Вспомним, в какой очередности мы услышали эти звуки.
Упражнение “Переключай внимание”. Слушаем звуки в течение 1–2-х минут, переключая свое внимание по сигналу. Итак, слушаем все звуки, потом “переключили” внимание на звуки за окном, далее “переключаемся” на звуки в комнате и т.д.
О влиянии пения на здоровье человека говорит исследователь А.Попов. Он советует петь во всех случаях жизни. В пении человек может освободиться от всех своих бед и переживаний. Когда человек поет, он слышит оттенки своего голоса, которые отражают все его проблемы. Пение – это работа голосообразующего органа гортани, которая находится под контролем энергетического центра в основании шеи.
Между голосом и здоровьем человека существует связь, голос является как бы индикатором физического, психического и духовного состояния человека. У печального человека голос “садится”, у слабого – голос тихий, горе звучит протяжно, низко, возрастая и убывая по силе. Страх звучит отрывисто, глухо. Радость звучит громко, переливчато, нежность – тихо, на одной ноте.
Наверное, каждый человек любит петь или пытается петь. Но мало кто знает, что правильное красивое пение имеет не только эстетический. Но и физиологический оздоровительный эффект. Правильное пение – это, в первую очередь, правильное дыхание, а также пение помогает вырабатывать плавную и полнозвучную речь.
На своих занятиях с учащимися веду беседу о роли дыхания во время исполнения музыкального произведения. Ученикам предлагаю ответить на ряд вопросов: сколько человек может прожить без пищи? Без воды? Без воздуха? Дети сами понимают, что дыхание – первооснова жизни. Далее мы вместе приходим к выводу о том, что правильное дыхание выполняет еще и профилактическую и терапевтическую задачи, не говоря уже о роли правильного дыхания в вокально-хоровой деятельности.
Я объясняю детям, что умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Если ребята взволнованны, я предлагаю им упражнение “Медленный выдох”, которое помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Упражнение- «Ой хорошо ,да как-как хорошо!»
Хочется вам порекомендовать игру-концерт.Дети ее очень любят. Суть игры заключается в том, что учащиеся выходят к доске группами и поют песни. Можно также исполнять стихотворение,изображение отрывка сказки,любимого героя.Группа, оставшаяся сидеть на местах, оценивает выступающих: характер исполнения, артикуляцию, интонацию, образную выразительность, эмоциональность исполнения. Затем группы меняются местами. Эта игра помогает детям посмотреть на себя со стороны и придает учащимся чувство уверенности в себе, заряд эмоциональности.
Основное внимание в своей работе я уделяю развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, чувства страха, постановки дыхания, двигательного раскрепощения ребенка и, как результат этой работы, – заинтересованное, доброжелательное отношение детей друг к другу, их открытость и готовность к восприятию нового. Главной задачей я считаю снятие нервно-психической перегрузки, восстановления положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся с помощью дыхательных упражнений, пения различных песен, восприятия классической музыки, проведения различных игр, а также проведения внеклассных мероприятий.
Также я пытаюсь показать, что работа со звуком, ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительным, образным насыщением песен не только приводит к качественному в техническом отношении исполнению песен, но и формирует, корректирует личность ребенка. Большую роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, т.е. звук извлекается на улыбке. Следовательно, он становится светлым, чистым и свободным в результате постоянной тренировки улыбки, качество звука переходит и на личность ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и дети уже с улыбкой смотрят на мир и людей. На развитие личности ребенка с помощью музыки, развитие его познавательных и созидательных способностей будет направлена моя дальнейшая работа.
И закончить я бы хотела словами В.А.Сухомлинского: “Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы”.