Программа игровой коррекции нарушений развития самосознания и общения у вновь прибывших детей школа-интернат VIII вида


государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района.
Утверждена.
Директор: ________/Л.Г. Землянская/
Прик. .№ ____ от _____ ______2015г.
Составлена на заседании ПМПкот ___._______.2015г. Протокол № ____
Председатель ПМПк: ________/.
Обсуждена и принята на заседании педагогического совета
от __._____2015г. Протокол № ____





Программа игровой коррекции нарушений развития самосознания и общения у вновь прибывших детей
на 2015 год
Программу составила: социальный педагог Сухомлина Елена Викторовна
Пояснительная записка
Цель данной программы:
Данная коррекционная программа рассчитана снятие нарушений развития самосознания и общения у вновь прибывших детей, устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я» ребенка. При обследовании вновь прибывших детей такие проблемы были выявлены у следующих обучающихся воспитанников: Волченко Юрий Иванович 22.07.2004г- 1 класс, Волченко Иван Иванович 22.07.2004г-1 класс, Калинина Любовь Сергеевна 12.08.2006гр.-1 класс, Маркин Иван Александрович 15.06.2004г -1 класс, Морозову Татьяну Александровну 24.11.2006
Поведение данных детей мешает их общению со сверстниками и взрослыми. Дети в игровой форме будут знакомиться с эмоциями и упражняться управлять ими, что поможет им преодолеть барьер общения и понять себя и других, снимать психическое напряжение и даст возможность самовыражаться. Программа рассчитана на 11 часов по одному занятию в неделю.Задачи:1. Формирование социального доверия. 2. Развитие социальной активности детей. З. Развитие социальных эмоций. 4. Развитие коммуникативных навыков. 5. Формирование адекватной самооценки детей. 6. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
Предмет коррекции: свойства субъекта самосознания и общения детей младшего школьного возраста. Средства коррекции: детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации (разотождествлению себя с каким-либо негативным состоянием).Этапы коррекции: I . Ориентировочный (2-3 занятия). II. Реконструктивный (5-6 занятий). III. Закрепляющий (1-2 занятия).
Календарно-тематическое планирование
№ п\пТема Цели и задачи Кол-во часов дата
I-этап Знакомство обучающихся с друг с другом. Снять первоначальную настороженность обучающихся1 «Курс спонтанных игр» Снижение потребности в деструктивном выражении чувств.
Формирование внутреннего контроля 2
II-этап
«Учимся выражать гнев и доводить дело до конца, устранение страхов».
Игра «Ассоциации», «Страшные сказки» Развитие умения осознанно и конструктивно выражать гнев. Формирование чувства умелости и компетентности. Развитие умения доводить дело до конца при выполнении заданий по инструкции 1 «Учимся выражать обиду. Учимся точно и быстро выполнять инструкции»
Игра «Зеркало» Развитие умения осознанно и конструктивно выражать обиду. Развитие навыков выполнения заданий по инструкции в группе. 2 «Что делать, когда грустно. Учимся творчески мыслить».
Игра «Передай по кругу» Развитие у детей способности к конструктивному самовыражению. Получение позитивного опыта принятия группой личности ребенка и результатов его творческой деятельности 2 III-этап
«Как поделиться радостью»
Игра «День рождения»
Игра «Путаница»
Игра «Чунга-Чанга» Развитие способности к осознанию и выражению эмоций в процессе творческой деятельности. Закрепление навыков выполнения задания по инструкции 2 1«Завершение работы» итоговое занятие Закрепление полученного позитивного опыта. Подведение итогов 1
I этап работы - ориентировочный 1-е занятие. Посвящено знакомству детей друг с другом. Дети садятся полукругом на стульчики около ведущего. Всем участникам взрослый предлагает назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Социальный педагог предлагает детям выбрать для себя любое имя или название животного (что имеет коррекционный и диагностический смысл). Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, названия животных, которые бывают глубоко символичными. В диагностическом смысле выбор не своего имени признак неприятия себя. Таким способом у ребенка проявляется ощущение собственного неблагополучия. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Педагог также называет себя. На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как это может отпугнуть ребенка. Этот вопрос можно обсудить потом. После такого знакомства ведущий предлагает детям игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые отношения соподчинения. Если дети играют активно, т.е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна и взрослый занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура. Затем педагог предлагает детям игру «Паровозик». Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, усиление произвольного контроля, развитие умения подчиняться требованиям одного. Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с «вагончиками» различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.2-е занятие.Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям. Педагог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры. Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей: 1) лидер (приветствуемый всеми); 2) товарищ лидера (прихвостень); 3) неприсоединившийся (оппозиционер); 4) покорный конформист (баран); 5) «козел отпущения» (изгой). Это означает, что первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается. Окончание этого уровня отличают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные интеракции, появление реакций на присутствие ведущего. Второй уровень I этапа -это этап направленных игр, содержание осознаваемых навыков и действий, которые задаются ведущим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое занятие» Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия. 3-е занятие.
1. Игра «Жмурки». Цель игры, создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе. Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь: -- Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду. 2. Игра «Жучок». Цель игры: раскрытие групповых отношений. Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки. 3. Свободное время. Предложить детям сюжетноролевые и настольные игры. 4. «Хоровод». Ход игры: дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. При этом основной акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение неравенства и пресечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вторых, возникают спонтанные тактильные, ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия. Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, второму, этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов.II этап работы -- реконструктивныйК началу II этапа педагогу уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого. Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это становится возможным лишь тогда, если ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками напряжения и обусловливают неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на I этапе коррекции, во время направленной игры. Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, используют такой методический прием, как обратная связь. Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты». Умело организуя обратную связь, ведущий помогает детям сформировать более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи с особенным акцентом на положительных сторонах личности ребенка. Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игры: «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой хороший. Я, конечно, не очень смелый, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте и сам их выдумывать. Я могу играть в необитаемый остров, владеть собой». Ключевой момент II этапа это игра «День рождения». Во время этой игры происходит усвоение требуемых качеств, «опускание» нужной характеристики личности, авансом, сверху. Таким образом, очерчивается зона ближайшего развития ребенка: Отработка новых навыков общения особенно целенаправленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать. Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого ребенка, который ставится постепенно в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет. 4-е занятие. 1. Игра «Ассоциации». Цель игры: воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изображать человека. Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает. 2. Игра «Страшные сказки». Цель игры: развитие смелости, уверенности в себе, снижение тревожности. Игра направлена на объединение группы. Ход игры: выключается свет или зашториваются окна. Дети начинают по очереди рассказывать в темноте страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте. 3. Гимнастика. 4. Спортивная игра «Турнир». Цель игры: воспитание произвольного контроля, корректировка аффективного поведения, развитие смелости, уверенности в себе, ребенок ставится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя. Ход игры: дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры: а) «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть, отперевшись руками сзади, и согнуть ноги. Перед ногами кладется мяч. Ребенок должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3--4 шагов; б) «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская; в) «Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкаясь либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге; г) «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками. 5. Хоровод. 5-е занятие. 1. Игра «Бип». Цель игры: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы. Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, присаживается по очереди на колени к детям и угадывает, у кого он сидит. Если он правильно угадал, тот, кого назвали, говорит: «Бип». 2. Гимнастика.3. «Семейный портрет». Цель игры: игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповые взаимоотношения. Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.
4. Игра «Зеркало». Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям. Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Педагог следит за правильностью отражения. 5. Свободное время. Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры. 6. Хоровод. Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются, водят хоровод.6-е занятие. 1. Игра «День рождения».Цель игры: для сплочения группы детям дается возможность высказать обиды, снять разочарование. Ход игры: выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику. 2. Игра «Путаница». Цель игры: игра поддерживает групповое единство. Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей. 3. Гимнастика с веселыми человечками. 4. Игра «Мальчик (девочка)-наоборот». Цель игры: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимаются двигательная расторможенность, негативизм. Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик наоборот должен делать не так, как все. 5. Свободное время (забавы за столом): а) «Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки; б) «Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соединяют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стула, заставит партнера положить руку на стол; в) различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила. 6. Хоровод. Можно предложить одновременное легкое покачивание вправо, влево. 7-е занятие. 1. Игра «Крепость». Цель игры: игра даст детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика - кто с кем захочет быть в команде. Ход игры: группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость. Одна команда защищает крепость, другая штурмует. Основное оружие - надувные шарики, мячи, мягкие игрушки. 2. Гимнастика. 3. Игра «Изображение предметов». Цель игры: воспитание наблюдательности, воображения, умения видеть другого. Ход игры: ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал - становится ведущим. 4. Игра «Щит и меч». Цель игры: выход агрессии, эмоционального напряжения. Ход игры: ведущий держит щит, дети бьют об него мячами. 5. Свободное время. Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал. 6. Хоровод. 8-е занятие. 1. Игра «Чунга-Чанга». Цель игры: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Ход игры: путешественник (педагог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова -- маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на шее -- бусы, а в волосах -- перья. С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В.Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и петь: Чудо-остров, Чудо-остров, Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга! Путешественник решил навсегда остаться на этом острове. 2. Гимнастика. 1. Попугай. 2. Лебеди. 3. Тюлень на суше. 4. Тюлень в воде. 5. Мартышка. 6. Змея. 3. Игра «Баба Яга». Цель игры: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга. Ход игры: дети сидят на стульчиках в кругу лицом друг к другу. Педагог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2--3 сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2--3 сценки.) 4. Спортивные игры. а) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок -- это голова дракона, последний -- кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего -- дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракон назначается другой ребенок. б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» -- они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех, игра кончается; в) «Расставить посты». Дети маршируют под музыку Ф. Шуберта «Марш» друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.). 5. Хоровод.9-е занятие. 1. Игра «Узнай по голосу». Цель игры: игра на внимание, умение узнавать друг друга по голосу. Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу. 2. Игра «Передай по кругу». Цель игры: достичь взаимопонимания, сплоченности. Ход игры: дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомима). 3. Гимнастика. 1. Фокусник. 2. Силач с гирями. 3. Клоуны с гирями. 4. Змея. 5. Клоун и змея. 6. Воздушные акробаты. 7. На батуте акробаты. 8. Клоун на батуте. 9. Йог ходит по разбитому стеклу, углям. 3. Игра «Два друга». Цель игры: игра на сопоставление различных черт характера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка. Ход игры: дети слушают в исполнении педагога стихотворение Т. Волиной «Два друга»: Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться, стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?» Пошли зимой два друга кататься на коньках. Один стрелою мчится - румянец на щеках, другой стоит растерянный у друга на виду. «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!» роза дружков, застала однажды на лугу. Один пробежку сделал согрелся на бегу, другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи: Лежит под одеялами - «Кха-кха!.. Апчхи!» Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют. 5. Этюд «Так будет справедливо». Цель этюда: эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера, обучение пониманию того, как оценивается то или иное поведение. Ход этюда: ведущий предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку. Вдруг щелкнул замок -- это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом. -- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? -- спросила мама. -- Так будет справедливо, -- серьезно ответил ей старший сын. -- Ведь это я придумал кидаться подушкой. Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев». 6. Хоровод. III этап -- закрепляющий Важное место в психокоррекционной работе занимает задача по развитию навыков произвольности поведения. Она решается на III этапе. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в которой широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми. Эффекты детской игровой психокоррекции можно разделить на специфические и неспецифические. Неспецифические эффекты проявляются прежде всего в изменениях самооценки, приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятия тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов. Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность. На III, заключительном, этапе проводятся три последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому; закрепляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками. 10-е занятие. 1. Игра «Разведчики». Цель игры: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм. Ход игры: в комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. 2. Гимнастика. Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить. 3. Игра «Дружная семья». Цель игры: развитие эмоционально-выразительных движений руки, адекватного использования жеста, отражает сложившиеся взаимоотношения в игровой группе. Ход игры. дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом, один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек». 4. Свободное время. Для преодоления эмоционального сближения и взаимодействия детей предлагается выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу. Тема рисования: «Наша дружная группа». Цель рисования: закрепление в рисунке впечатлений, полученных от игры и общения со сверстниками, выявление страхов, снятие тревожности. 5. Хоровод. 11-е занятие. 1. Игра «Четыре стихии». Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз; на слово «вода» - вытянуть руки вперед, на слово «воздух» -- поднять руки вверх, на слово «огонь» -- произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. 2. Гимнастика. Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра - дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя», пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад. 3. Этюд «Встреча с другом». Цель этюда: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, формировать выразительные движения. Ход этюда: педагог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу». По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка грусть, эмоция радости. 4. Игра «Кораблик». Цель игры: повышение самооценки, уверенности в себе. Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло -- это кораблик. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» -- все дети изображают хорошую погоду. При слове: «Буря!» -- они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» Для объяснения этой игры в первое плавание можно отправить игрушку. 5. Хоровод. 1. Игра «В магазине зеркал». Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Упражнение детей в уверенном и послушном поведении Ход игры: в магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала--дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и вес обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. 2. Гимнастика. 1. Ледышки. 2. Ручейки. 3.Дождик. 4. Фонтанчик. 5. Холод, лед 6 Жара, солнце. 3. Этюд «Очень худой ребенок». Цель этюда: формирование умения выразить страдание и печаль. Ход этюда: ведущий объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног. Послушайте: Это кто там печально идет? И печальную песню поет? Муравей пробежал, Повалил его с ног. Митя из дотиу шел, до калитки дошел, Но дальше идти он не смог! Он каши, он каши, он каши не ел, Худел, худел, болел, болел! И вот он лежит одинок. Муравей повалил его с ног! (Э. Мошковская) Педагог предлагает детям показать по очереди, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня 3. Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставлен-ный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его усиком (пальцем) -- Митя падает (приседает). 4. Игра «Три характера». Цель игры: сопоставление различных характеров, коррекция эмоциональной сферы ребенка. Ход игры: дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с психологом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.
5. «Хоровод». Педагог предлагает детям: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры». Дети водят хоровод под музыку польки из кинофиль-ма «Золушка» (или любую другую музыку): Станьте, дети, станьте в круг, Станьте в круг, станьте в круг. Я твой друг и ты мой друг, Самый добрый друг. Ля-ля-ля…