Презентация на тему Использование средств музейной педагогики в преподавании истории


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа (Образовательный центр им .В.Н. Татищева с. Челно-ВершиныУчитель истории Орлова Л.А.Дубовый умет, 17 декабря 2015 год       Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».             Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач гражданско-патриотического воспитания. Не случайно с 90-х годов XX века учителями разных регионов России создаются и внедряются программы краеведческих учебных курсов.       Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны), обществознания помогают определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.             Важность изучения истории села, города, края в процессе воспитания детей была подмечена Д. С. Лихачевым, по  выражению которого, краеведение является путем к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».        Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации. Военно-патриотическое;Краеведческое;Гражданское.В гражданско-патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:•    изучение истории семьи ребенка;•    изучение истории родного края;•  изучение истории Отечества (акцентирование внимания учащихся на героических страницах прошлого страны).Основные направления патриотического воспитания: Данная тема актуальна сегодня, так как историческое краеведение призвано в полной мере, раскрыть подрастающему поколению уроки прошлого, богатства отечественной культуры, способствовать нравственно патриотическому воспитанию молодежи. На уроках и во внеурочной деятельности привязывается любовь к родному краю, знание его истории – основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества, развитие и становление гражданина.Основное направление патриотического воспитания - краеведческое Музейная педагогика Музейная педагогика – это комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов школьных музеев (разделы, экспозиции, архивные и исторические экспонаты, документы и т. д.), включая все формы краеведения. Школьное краеведение и музееведение – важные факторы воспитания молодежи, способствующие развитию познавательных интересов, приобщению учащихся к творческой деятельности, формирующие практические и интеллектуальные знания, умения, навыки» Основная проблема музейной педагогикинаучить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род; приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Основные цели:Пробуждение интереса у учащихся к краеведению, и истории родного края.Развитие у обучающихся образного и логического мышления, умения работать с различного рода литературой, грамотное изложение пройденного материала.Приобщение к работе с историческими источниками в музее.Развитие навыков самостоятельной работы с научной, публицистической и художественной литературой. Основные задачи:Уяснить неразрывную связь, единство истории села с историей страны посредством музейной педагогики.Раскрыть участие земляков в важнейших исторических событиях.Запись воспоминаний уроженки блокадного Ленинграда Гарифуллиной Гадании Нурулловны Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»Нормативный документ Министерства образования России, январь 2003 года «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации»«Мы уверенны, что образование – это средство улучшения общества, что оно обеспечивает не только развитие детей, но и общества, частью которого является» Джон Дьюи (американский философ)Нормативные документы Модель «Воспитание патриотизма и гражданственности посредством музейной педагогики»Духовная культураПатриотизм (чувство любви к отечеству)Гражданственность (чувство принадлежности к культурному гражданскому сообществу) ВикториныРабота с экспонатами музеяФОРМА РАБОТЫПодбор газетных вырезок по интересующей тематикеПроведение социологического опросаЗаписи воспоминанийКонкурсы Коллективные кроссвордыСоздание и презентация альбомовВстреча с участниками и свидетелями исторических событийРабота с материалами районной газеты «Авангард»Изучение литературы по истории родного краяИндивидуальные заданияПодготовка докладов, рефератов, сообщенийАрхеологические экспедицииЭкскурсии Работа с документами и материалами архива Музейная педагогика позволяет интегрировать возможности музея в школьные предметы, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. В то время как у многих молодых людей изменилось отношение к истории, отсутствуют гражданская позиция и чувство национальной гордости, необходимо воспитывать у школьников интерес и стремление изучать прошлое родного края.Подготовка докладов, рефератов, сообщений Выступления на научно-практических конфференцияхМузейная педагогика способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Потому, важным направлением деятельности в сфере музейной педагогики является поисковая и научно-исследовательская работа. Одним из успешных примеров использования музея в поисковой и научно-исследовательской работе можно считать работы представленные на :Областные VIII открытые историко-архивные юношеские чтения, «Славен человек труда» Кострикова Софья 10-А III место грамота.XI Открытые Международные Славянские чтения «Славянский мир: связь времен и поколений» работа «Ленинградские дети» Куклова Оксана 10-А Грамота призера за активную научно-творческую деятельность в области краеведения.Окружную научно-практическую конференцию «Дети войны» Завгородний Валерий 11-В II место.Областная научно-практическая конференция школьников «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества» «Мой славный дед» Кострикова Софья 10-А , благодарность. Результативность выступлений на научно-практических конференциях 1. Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX ВЕК» (Завгородний Волерий 11-В – поощрительная грамота)2. Областной конкурс литературно-творческих работ учащихся общеобразовательных школ, студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования Самарской области «Память пылающих лет…» Трофимов Максим, 8-В класс, «Наш земляк — Герой Советского Союза», сертификат победителя3. Областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта», Кочетков Анатолий 9-В класс, «Не спали по трое суток», диплом ЛауреатаРезультативность участия в конкурсах Урок в музееНа базе районного историко-краеведческого музея проводятся уроки и внеклассные мероприятия в 5-11-х классах: уроки по темам «Заселение муниципального района Челно-Вершинский человеком», с использованием экспозиции «Как жили наши предки», «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова» (история возникновения села Челно-Вершины); «Гражданская война: красные», «Начало Великой Отечественной войны», «Коренной перелом в ходе Второй мировой войны» (наши земляки — Герои Советского Союза); «Возникновение цивилизаций» (археологические памятники на территории нашего района – Сиделькинское селище и городище у д. Пролетарий); Внеклассное занятие с использованием экспозиции «Как жили наши предки», Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Авангард», краеведческая литература.Работа с материалами районной газеты «Авангард».В редакции районной газеты «Авангард» Огромную помощь в изучении родного края оказывают архивные материалы, где содержатся интересные сведения из истории села, организаций и предприятий района, статистические данные. Эти материалы помогают в работе над проектами, рефератами, сообщениями.Работа с документами и материалами архива В архивном отделе Челно-Вершинского района.18 января 2013 года. Восстановление документов районного архиваматериалы дело № 393 «Списки эвакуированного населения, проживающего на территории района в 1943 году»; дело № 44 «По учету и размещению эвакуированных детей Передача в архивный отдел муниципального района Челно-Вершинский восстановленных материалов дело № 393 «Списки эвакуированного населения, проживающего на территории района в 1943 году»; дело № 44 «По учету и размещению эвакуированных детей», в печатном и электронном виде. Экскурсии по темам: «Жители Челно-Вершинского района в судьбе блокадного Ленинграда», «Родные истоки», «Челно-вершинцы – участники Великой Отечественной войны», «Северные амазонки».ЭкскурсииПосещение районного краеведческого музея. Экскурсия по теме «Летопись пожарной охраны» Кружок «Юный краевед»В рамках работы кружка «Юный краевед» по ФГОС учащимися 5-6 классов было подготовлено 11 проектов, по краеведческой тематике, на школьный конкурс, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 3 проекта отмечены грамотами победителя. Михайлов Максим ученик 6-Б класса принял участие в XI Открытых Международных Славянских чтениях «Славянский мир: связь времен и поколений» с научно-исследовательскойработой «Святые символы России» I место в школьном конкурсе социально - образовательных проектовII место в районном конкурсе социальных проектов «Гражданин»Победитель в номинации «Чтобы помнили» в окружном конкурсе социальных проектов «Гражданин»Социальный проект «Блокадный Ленинград. Люди и судьбы»Подборка материалов СМИ в редакции районной газете «Авангард» по теме «Блокадный Ленинград.Люди и судьбы». Трофимов Максим и Тихонова Марина приняли участие в III районных краеведческих юношеских чтениях, посвященных 85-летию создания Муниципального района Челно-Вершинский «Край родной – навек любимый» .И заняли II место в номинации «Моя малая родина. Славные люди родного седа»Встречи с участниками и свидетелями исторических событийЗапись воспоминаний уроженки блокадного Ленинграда Гарифуллиной Гадании Нурулловны В рамках выполнения социального проекта «Блокадный Ленинград. Люди и судьбы», уроженке блокадного Ленинграда Г.Н.Гарифуллиной была оказана социальная выплата на улучшение условий проживания в размере46316 рублей.Социальная практикаШефство над уроженкой блокадного Ленинграда Гаданией Нурулловной Гарифуллиной. СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ