Урок окружающего мира по теме: Звездное небо – великая книга природы 4 класс


Урок окружающего мира по теме "Звездное небо – великая книга природы" 4 класс
Цели и задачи урока:
Расширить представления учеников о звёздах, созвездиях.
Реализовывать технологию проблемного и деятельностного метода на уроке.
Развивать кругозор обучающихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран для демонстрации слайдов;
CD проигрыватель и диски;
учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 2 класс, рабочая тетрадь;
бланки с образцами заданий для парной работы (рисунок 1, 2).
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.Ход урока
1. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Формулирование учениками темы урока.
Звучит музыка и на экране проектора появляются слайды с изображением звёздного неба, созвездий, небесных тел. (Приложение 1. Слайд 2-6)
- Посмотрите и скажите, о чём мы будем говорить? (Ученики предлагают свои варианты.)
- Правильно. Сегодня мы проведём необычный урок – урок-путешествие по звёздному небу. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. (Слайд 7)
Раньше, когда люди только начинали изучать Землю, и сейчас, в наше время, люди интересовались звёздами, погодой, переменами климата и Солнцем. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Вы только представьте себе эту картину на минуту.
Итак, сегодня на уроке мы ответим на следующие вопросы (Слайд 8):
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
Что такое Зодиак?
Как солнце в течение года совершает путешествие по Зодиаку?
С какого созвездия принято начинать путешествие по Зодиаку?
3. Повторение изученного в 1 классе.
- Ребята, а знаете ли вы природу звезд? Сейчас мы это проверим, ведь звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.
- Предлагаю вам выполнить задание №1 в парах. Посмотрите на слайд 9 и скажите, что же нужно сделать в задании? (Ответы учеников.)
- Верно, нужно соединить небесные тела со словами, обозначающими их природу. На столах у каждой пары есть бланки с заданиями (рисунок 1). Выполняйте.
Задание 1. Природа небесных тел.
Звезда
Спутник
Планета

Рисунок 1
После выполнения задания проводится проверка. Ученики называют свои варианты ответов, а затем учитель открывает слайд на экране с правильно выполненным заданием. (Слайд 10)
- Итак, Солнце – это звезда. А что же такое звезда? (Это огненный шар. Некоторые звезды во много раз больше Солнца.) (Слайд 11)
- Верно. И вот сейчас мы вспомним размеры звёзд. (Слайд 12). Посмотрите на экран и скажите, что же нужно сделать в задании? (Ответы учеников.)
- Итак, возьмите бланки с заданиями (рисунок 2). Расположите звёзды в порядке возрастания, узнайте их по цвету и размеру и подпишите названия.
Задание 2. «Узнай звезду».
Сириус
Регул
Альдебаран
Солнце

Рисунок 2
После выполнения задания проводится проверка. Ученики называют свои варианты ответов, а затем учитель открывает слайд 13 на экране с правильно выполненным заданием.
- Молодцы! Звёзды отличаются размерами: есть звёзды-гиганты и звёзды-карлики. Наше Солнце – самая маленькая звёзда. Так почему оно светит днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками? (Ответы учеников.)
- Действительно, ребята, Солнце не просто светит нам днём, а создаёт этот день! А звёзды есть на небе в любое время суток. Но в течение дня незаметно мерцание более далёких звёзд. А вот ночью, когда солнца на небе нет, становятся видны другие звёзды. А сколько же их на небе? (Предположения учеников.)
- Звёзды уже давно подсчитаны. А кто же занимается их изучением?
- Астрономические знания необходимы были людям и в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, где они занимались охотой, рыболовством, скотоводством, совершали путешествия через пустыни и моря. Всем им необходимо было ориентироваться во времени и в пространстве. В то время не было еще хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае. Небо же было почти всегда ясным, и звезды могли всегда направлять путешественника к его местоназначению. (Учитель открывает слайды с фотографиями учёных, внёсших большой вклад в развитие астрономии.) (Слайды 14, 15)
- Ребята, а какой же прибор помогает астрономам? (Слайд 16)
Во время просмотра слайдов заслушивается сообщение одного из учеников о телескопе. (Слайд 17)
Физкультурная минутка.
Ребята делают зарядку для глаз, после этого на 1 минуту закрывают глаза и представляют себе звёздное небо. Затем ученики рассказывают о своих фантазиях.
4. Изучение нового материала.
- Что вы видите на слайде? (Слайд 18)
- Верно, это созвездие Большой Медведицы. Давным-давно, люди, рассматривая звёздное небо, заметили, что скопления звёзд напоминают им фигуры людей, мифических героев, животных, предметы. И такие скопления звёзд астрономы назвали созвездиями. Учёные-астрономы насчитали 88 созвездий, каждое из которых имеет свою интересную историю, а порой и легенду. И сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.
Работа по учебнику (страница 31).
- С какими из созвездий мы уже знакомы?
- Прочтите внимательно текст учебника и приготовьтесь ответить на вопросы (задание даётся по рядам: первый ряд читает про созвездие Кассиопея, второй – про Орион, а третий – про Лебедь).
Через две минуты учитель открывает слайды по порядку 19, 20, 21 и ученики отвечают на вопросы. К доске выходят три человека и задают вопросы, касающиеся созвездий, сначала ученикам первого ряда, потом второго и третьего.
- Знание созвездий – азбука астрономии. Но эта азбука необходима не только астрономам. Как вы считаете, кому и зачем нужно знать расположение звёзд на небе? (Ориентироваться по звёздам могут моряки, лётчики, разведчики, туристы.)
Физкультурная минутка.
«Полёт на луну».
Полетели на Луну – (Встать возле парты.)Руку в сторону одну. (Правую руку поднять в сторону.)А вторую вверх подняли, (Левую руку – вверх.)Словно крылья замахали. (Обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз.)Подскочили высоко – (Прыгнуть как можно выше вверх.)Вот Луна, недалеко! Потянулись – вот она! (Встать на месте, руки вверх, потянуться).На ладонях вся ЛУНА! (Сложить ладони в форме чаши.)
- Сейчас мы с вами совершим путешествие по Зодиаку. (Слайд 22)
- Что такое Зодиак? (Ученики находят ответ в учебнике на странице 32.)
- А кто знает, сколько всего созвездий в Зодиаке?
- Созвездия Зодиака одни из самых древних. Пояс Зодиака разбит на 12 созвездий, ведь число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, герои и полубоги совершали по 12 подвигов. Давайте проследим путь солнца, узнаем, как называется каждое созвездие и как его люди представляли себе в древности. (Ученики называют созвездия по порядку.)
- Астрологи, наблюдая за движением планет, считают, что планеты влияют на характер людей, родившимся под определённым знаком зодиака. Также астрологи составляют предсказания, то есть гороскопы для каждого знака Зодиака. Но в них изображают знаки зодиака не в вид рисованных образов, а в виде графических символов. (Слайд 23 )5. Итог урока.
- Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какие вопросы для изучения мы поставили перед собой и удалось ли нам найти на них ответ. (Слайд 24)
Ученики отвечают на вопросы.
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
Что такое Зодиак?
Как солнце в течение года совершает путешествие по Зодиаку?
С какого созвездия принято начинать путешествие по Зодиаку (слайд 25).
- Ребята, а о чём бы вам хотелось узнать подробнее?
6. Домашнее задание.
Выполнить в рабочей тетради на странице 15 задание 1-3.
Узнать по дате рождения знак Зодиака членов семьи.