Презентация по литературе на тему Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести А.С.Пушкина


Презентация по литературе на тему «Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести А.С.Пушкина»Выполнила Сорогина Ирина Сергеевнапреподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ №124г.Нижний Новгород Цели:определить основные черты образа Маши Мироновой;узнать, какова роль этого образа в раскрытии идеи повести;исследовать многозначность смысловых ассоциаций, скрытых в названии повести.



Опрос Д/ЗКакое впечатление произвела на вас Маша Миронова?

ЗаданиеПочему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?Как раскрывается характер Маши в любви к Гринёву? (вопрос д/з)


Ответ:Образ Маши в основе своей народный. Это, с одной стороны, простота, доброта, скромность, верность, нравственная чистота, с другой стороны, решительность, смелость, самоотверженность и твёрдость духа.В любви к Гринёву раскрываются лучшие её черты. Вспомним, как она заботилась о раненном на дуэли Петруше, как стойко держалась в заточении у Швабрина, как отважилась поехать в столицу к самой государыне просить о помиловании Гринёва. Прочтите слова Маши из главы 5 («Любовь»). «Нет… я не выйду за тебя замуж без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья… Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Пётр Андреич, а я за вас обоих..» Тут она заплакала и ушла…» Какие душевные качества героини раскрываются в этих словах?Сила её любви Отсутствие эгоизма и гордыни СмирениеЖелание , чтобы любимый человек был счастлив. *Маше не нужно счастье любой ценой, ей важно, чтобы в будущей её семье было согласие, не было бы разлада.


Главные испытания в жизни Маши начинаются тогда, когда до Белогорской крепости доходит слух о самозванце и его армии. Родители Маши хотели уберечь дочь от «пугачевщины», но не успели, и Маша была вынуждена остаться в осаждённой крепости. В день взятия крепости она осталась круглой сиротой – потеряла и отца, и мать.Какие качества характера проявила Маша в этих обстоятеьствах (вопрос Д/З)?

Обратим внимание, Маша осталась в крепости одна: Гринёв, чудом избежавший виселицы, отправился в Оренбург, а она, больная, беспомощная, оказалась в руках Швабрина – нового коменданта крепости.
Какой увидел Машу Гринёв, когда вместе с Пугачёвым вошёл в чулан, где Швабрин держал свою пленницу?Что же пережила бедная девушка за это время? Какие издевательства и унижения?«Я взглянул и обмер. На полу, в крестьянском оборванном платье, сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрёпанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтём хлеба. Увидев меня, она вздрогнула и закричала…»Жестокое обращение Швабрина, голод, жуткое одиночество после казни родителей и отъезда любимого.


Она не отчаялась. И даже в этом безвыходном положении сумела написать Гринёву письмо, которое он получил через урядника Максимыча, перешедшего на сторону пугачёвцев.
Швабрин чуть не погубил Машу, сказав Пугачёву, что она дочь бывшего коменданта крепости, но Пугачёв проявил великодушие, простил Гринёва за вынужденный обман и отпустил молодых людей.Гринёв отправляет Машу с Савельичем в своё поместье – к родителям, которые приняли дочь погибшего капитана как родную. Они полюбили эту девушку, которую нельзя не полюбить.Казалось бы, Маша наконец-то обретёт счастье. Но судьба приготовила ей новый удар. Что же случилось?



Арест Петруши, обвинение его в пособничестве бунтовщикам, в измене присяге. Марья Ивановна была уверена, что Гринёв мог бы оправдаться, но догадывалась об истине: он не рассказал судьям всей правды.
Как Маша борется за спасение чести и доброго имени своего жениха? Как Маша борется за спасение чести и доброго имени своего жениха? Зеркальные сцены: государевы милости.1.Гринёв просит Пугачёва о спасении любимой из плена. 2. «Государь»- самозванец. 3.1.Маша Миронова просит государыню о спасении любимого. 2. Императрица тоже под маской фрейлины. Общее в зеркальных сценах:1.Самоотвержен-ность проявляют и Гринёв и Маша Миронова. Марье Ивановне удалось убедить «даму» в невиновности Гринёва, так же как Гринёву убедить Пугачёва в необходимости вырвать Машу из рук Швабрина. 2. В обеих сценах появляется тема обмана: а)вынужденный обман Гринёва, недолгий гнев самозванца, а затем его добрый смех; б) слова «дамы» о Гринёве: «Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. – Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу…» Вывод:
Образ Маши Мироновой напрямую связан с идеей повести, заключённой в эпиграфе»: «Береги платье снову, а честь смолоду» . Честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство. Не случайно повесть носит такое название – «Капитанская дочка».Образ и судьба Маши Мироновой находятся в центре переплетений событий, сцен, важнейших образов повести. Все сюжетные линии так или иначе связаны с судьбой этой героини(любовная, историческая). Честь стала в повести мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринёва и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринёва привлекли к нему Пугачёва. В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История даёт шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.


Список использованной литературы:1.Б.И.Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова «Литература в 8 классе. Урок за уроком»/ «Русское слово», Москва, 2002. 2. Е.Л.Ерохина «ЕГЭ 2012. Литература. Тематические тестовые задания ФИПИ»/ «Экзамен» Москва,2012.3. В.В.Дресвянников. «Литература для учащихся и поступающих в вузы в вопросах и ответах»/ «Учитель», Волгоград, 2008.