Объяснительная записка к педагогическому опыту.


Педагогический опыт на тему «Использование Интернет технологий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении иностранному языку». Введение. Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовав десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя.  Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.  Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании. Это - учитель, способный создавать благоприятные условия для:
- общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, - проявления и раскрытия творческого потенциала, - реализации себя как личности. Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.  Известно: целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.  Таким образом, свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач: формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их в реальной жизни; развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету; воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.  Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, я не могу пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Моя задача добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес – там и успех.  В преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации. Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Таким образом, я сделала вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других.  Актуальность Стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в образовании путём использования новых информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения. Компьютерные технологии, а именно – Интернет оказался сегодня как нельзя более, кстати, при изучении иностранных языков. Будучи учительницей английского языка, я с уверенностью могу сказать, что мне необходимо огромное количество информации об Англии. Ведь, именно, на уроках иностранного языка мы проходим и географию, и животный мир, и население, и политику. Здесь есть возможность сравнивать, как решаются глобальные проблемы человечества в разных странах мира, в нашей стране и в Ставропольском крае. Например, при изучении темы «Проблемы окружающей среды» учащиеся 7 класса находят в интернете сведения о решении этой проблем в англоязычных странах: в США, в Канаде, в Австралии и готовят либо проекты, либо презентации. Затем на уроке мы сравниваем. При этом ребята получают не только обширный страноведческий материал, но и познакомятся с путями решения проблем. Для более высокой восприимчивости любого нового материала на моих уроках уместно применение компьютерных технологий (показ слайдов, заранее подготовленная компьютерная презентация урока). Компьютер вообще и Интернет в частности относится к тем техническим средствам обучения иностранному языку, которые не были специально придуманы для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако уже по самой сути Интернет предоставил огромные практические возможности для нас - учителей иностранного языка. Ведь обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Английский - основной язык Интернета, 90% всей информации в мире хранится на английском. Он занимает 2 место по общему числу говорящих в мире и мне, как учителю преподающего международный язык, нельзя не использовать ИКТ на своих уроках, чтобы идти в ногу со временем. Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено также и следующими противоречиями: непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения; падение интереса к иностранному языку как предмету и повышение интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения; единые программные требования к изучению иностранного языка и разный уровень учебных возможностей школьников.  Ведущая педагогическая идея моего опыта:- повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний учащихся; - повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами; - систематическая работа над общим развитием учащихся; - осознанный подход учащихся к процессу учения. В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их к сдаче экзаменов.  Задачи педагогического опыта
- Экономия времени
- Повышение интереса к изучению предмета
- Увеличение доли самостоятельного поиска знаний
- Организация самооценки знаний
- Обогащение содержания урока
- Организация интерактивного общения
- Реализация новых форм и методов обучения
- Создание условий для творческой деятельности
Технологии, методы и приемы работы
- Метод проектов
- Обучение в сотрудничестве
- Коммуникативный метод
- ИСУД – индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности
- Интерактивные технологии
- Игровые технологии
Концептуальные положения:- обучение - это общение ребенка с компьютером; - принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; - диалоговый характер обучения; - управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; - взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект; - оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; - поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; - неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики. 
Новизна опыта:- в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих мета предметный подход к обучению;  - в интерактивном взаимодействии "учитель - ученик - компьютер";  - в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет. 
Результаты опыта
- Изучены технические возможности новейших средств обучения и интернет-ресурсы.
- Осуществлена подборка электронных учебных пособий: видеороликов, тестов, презентаций.
- Апробированы приёмы и формы работы с ИТ.
- Внедрена система работы по созданию ученических проектов в виде презентаций.
- Возросла мотивация обучения у учеников
Используемая литература:
- Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе, М., Просвещение, 2013.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону:Феникс,2007.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.- М.:АСТ. Астрель,2009.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., Просвещение, 2013.             
- Lingualeo.ru - Nsportal.ru