Презентация Оценивание учебных достижений школьников на уроках и во внеклассной деятельности в условиях компетентностного подхода


Оценивание учебных достижений школьников на уроках и во внеклассной деятельности в условиях компетентностного подходаиз опыта работы учительницы русского языка и литературы КГУ «Сельская общеобразовательная школа – гимназия № 1 имени Динмухамеда . Конаева» села Кордай Кордайского района Шапоревой Татьяны Витальевны Что же конкретно следует оценивать? При оценивании необходимо учитывать совокупность операционных действий: ЧТО достигнуто – результат, КАКИМ ОБРАЗОМ – постановка цели, планирование, использование источников, обработка информации, участие в диалоге; КАКОЙ продукт получен – его оригинальность, нестандартность, демонстрация личностной позиции. В ходе общения с учениками и опроса было установлено, что: общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании;затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущим результатом его обучении;является малоинформативной. Самооценка и взаимооцениваниеДневники наблюденийГрупповая работаДеятельность группы ВКРефлексия учеников и учителейОценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других Нормы оценивания устных ответов обычно по 10 – балльной шкале и в содержание оценки вносим:умение четко и логично излагать материал, глубину содержания выступления, манеру изложения, умение отвечать на вопросы. Оценка таких творческих работ учащихся, как литературные газеты, защита буклетов, различные творческие работы, презентацииОцениваются они по следующим параметрам: содержание, оформление, насколько интересна слушателям и т.д. Оценивание работ по таксономии БлумаЗнание: способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательнопонимая их / что такое глагол?/ Понимание: способность понимать и интерпретировать освоенную информацию /сколько у глагола времён?/ Применение: способность использовать изученный материал в новых ситуациях, например, применять идеи и концепции к решению проблем /в данном упражнении выделить глаголы, определить их время/Анализ: способность разбивать информацию на составляющие, например, искать взаимосвязи и идеи /чем грамматические признаки глагола схожи с признаками других частей речи?/Синтез: Способность соединять части в целое .Оценка: Способность судить о ценности материала для данной конкретной цели Использование эссе1) эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа) / «Почему Иван – дурак?» /2) эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу; 3) эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала / «Имя существительное: что это для тебя?»/4) эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования формулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме (чаще всего дается задание написать, что учащиеся узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа). Критерии оценки эссе : наличие грамотного, развернутого ответа на поставленный вопрос;владение лингвистическими и литературоведческими понятиями и терминами; логика построения композиции эссе; приведение аргументов, примеров, цитат;умение самостоятельно мыслить, анализировать информацию, делать выводы и обобщения;четко и ярко выражать свою точку зрения, свое личное отношение к проблеме. 3 группы критериев для оценки эссе: А - знание и понимание материала;В - анализ информации; С - логика построения суждений Оценка достижений учащегося в соответствии с критериями{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Критерий Оценка (3 балла)А. Знание и понимание теоретического материалаУчащийся определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примерыВ. Анализ и оценка информации Учащийся умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, применяет категории анализа, дает личную оценку рассматриваемой проблемеС. Логика построения сужденийУчащийся полно, последовательно излагает материал, не допускает логических ошибок, не нарушает абзацного членения теста Человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результатыОценивается только конкретная работа ученика, но ни в коем случае не он сам и не уровень его способностей, не его личность.Работа ученика сравнивается не с работами других учащихся, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы). Эталон известен учащимся заранее.Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижений.Фактически критериальная отметка рассматривается как замер уровня освоения того или иного навыка, материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления «слабых» мест с целью их последующего устранения.Оценивать можно то, чему учат, поэтому критерии оценивания - это конкретное выражение учебных целей.Критериальная отметка не может рассматриваться как средство наказания или воздействия - она является лишь источником информации.Ученик сам оценивает свою работу. Оценивание творческих работ по критериям{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}БаллыАВС7-8Изложение написано по теме, соответствует типу речи предложенного текста. Подробный пересказ. Фактические ошибки.Изложение характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью. В тексте есть вступление и заключение, но допущено нарушение связности изложения (не более одного) или более одного случая абзацного членения текста.Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, но средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения) не использованы. Допущено не более одной орфографической и двух пунктуационных ошибок. Оценивание творческих работ по критериям{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}9-10Изложение написано по теме, соответствует типу речи предложенного текста.Подробный пересказ.Изложение характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения. Работа характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств выразительности, разнообразием грамматических форм. Работа грамотная, допущена одна негрубая ошибка. Наибольшую трудность представляет оценивание в группе. Возникает ряд вопросов:Как выставлять отметки за групповую работу и как заносить их в журнал?-Как оценить работу в группе, если работали один или два ученика, а остальные ничего не делали?-Какую оценку ставить членам группы, если среди них есть очень слабые ученики? Оценивание групп (№1){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГруппыОхват материалаОригинальность идейДополненияПоведениев группеУмение сотрудничатьОбщийбалл1++++++++82+++++++++++113++++++++84++++4 Индивидуальное оценивание (№2){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СписокучениковВыдвижение идейВовлечениетоварищей в работуОригинальность идейЗадаваниевопросовУмениеотвечатьна вопросыОбщий баллВова+++++5Аружан +++++ 5 Алгоритм группового оценивания таков:совместная с учениками разработка критериев и составление критериальной таблицыПроведение текущего оценивания учителем и учениками с помощью условных значков, например, «+»- соответствие критерию, «-» -несоответствие критерию. Ученики совместно с учителем просматривают критерии и вносят соответствующие дополнения в таблицу.Окончательное оценивание.Обсуждение полученных результатов: какие достоинства имела каждая группа, с какими трудностями столкнулась. Преимущества данного вида оценивания в группе:если оценивание ведется на протяжении всего урока, то наиболее вероятно, что ничто не останется незамеченным, не будет забыто к концу урока при выставлении оценки.Наглядность оценивания позволяет регулировать свои достижения, влиять в ходе урока на оценку.Стимулирует учеников узнавать как можно больше по изучаемой темеВесь процесс «прозрачен» для учеников, поэтому они не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.При данном виде оценивания у учеников есть возможность улучшить качество своей работы, т.к. обсуждаются причины неудач.Формируются навыки сотрудничества, навыки общения и построения гармоничных отношений с окружающими ВыводыУчебное взаимодействие, построенное на умении самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты индивидуально, в группе и коллективе, является неотъемлемой частью мониторинга качества компетентностно ориентированного образования в современной школе