Текстовый документ Моя педагогическая философия (эссе учителя музыки)


Моя педагогическая философия
(эссе учителя музыки для конкурса «Учитель года-2015»)
Одной любви музыка уступает…
А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
«Музыка?! Да разве это важный предмет? Разве это наука?» Да, иной раз приходится слышать подобное мнение даже от коллег по образовательному учреждению. Не скрою, мне хочется тут же броситься в бой и доказывать, доказывать свою правоту, опровергая пренебрежительные слова. Но… Я не делаю этого. К чему? Ведь собственную позицию надо проявлять в деле. А дело моё – преподавать детям одно из лучших и важнейших открытий человечества – Музыку.
Много лет назад я пришла работать в школу, потому что уверена: человек, познакомившийся с музыкой ещё в детстве, сумевший хотя бы несколько раз прочувствовать, ощутить всей душой гармонию звуков, никогда не перепутает правду и ложь, порядочность и подлость, добро и зло. Наблюдая за своими учениками, я убеждалась, что музыка, воздействуя на душу ребёнка, раскрывает в ней всё лучшее, скрытое до поры; живые звуки проникают в самую глубь человеческой природы, заставляя юное создание увидеть свой внутренний мир, постепенно научиться понимать его, увидеть скрытые до поры внутренние ресурсы личности. Сколько раз во время уроков я видела, как лица маленьких непосед становятся одухотворёнными, словно наполненными светом, глаза – сосредоточенными и немного отстранёнными; именно в эти моменты я понимала, что внутри детей происходит важная напряжённая работа, позволяющая им сделать ещё один шаг на пути к вершинам человеческого духа. Вот о чём я каждый раз хочу рассказать скептикам, сомневающимся в необходимости моей профессиональной деятельности!
Существует множество высказываний, определяющих область взаимоотношений «человек – человек». Чего здесь только не встретишь! И «Человек человеку волк», и «человек человеку брат», и даже «человек человеку – tabula rasa»: дескать, какой образ создашь о ближнем своём у себя в сознании – таким он для тебя и станет. Я же уверена, что человек человеку – учитель. Наверное, потому и выбрала свою профессию. Уча, мы и сами учимся; созидание – процесс обоюдный, совместный. Конечно, больший процент успешного творческого общения зависит от действий руководителя, но всё же нельзя не согласиться с тем, что и действия обучающихся накладывают свой отпечаток на ход и результат занятия. Здесь, как мне кажется, нужно сказать о специальной культуре поведения, которая заключается в том, насколько обучающиеся владеют различными видами деятельности и умеют правильно распределять свои силы и возможности. А в этом уже проявляется правильный настрой и педагогическое мастерство учителя.
Для меня главное и самое важное в школьном занятии – атмосфера, созданная вокруг тех или иных музыкальных произведений, того или иного великого имени. Не стоит забывать, что одна из функций музыки – коммуникативная. То есть роль её в полной мере раскрывается в человеческом общении, наслаждении музыкой, но не в одиночку, а вместе со всеми. И от учителя здесь зависит очень многое. Для этого он сам должен быть творческой личностью.
Основная задача творчества учителя музыки – это создание различных методов и средств, позволяющих «достучаться» до внутренних резервов добра, красоты и креативности в процессе художественно-педагогического общения. Воспитание образного мышления в наш практичный, материальный век – вот к чему призваны занятия музыкой в школе! На своих уроках я стараюсь погрузить обучающихся в созданный ими же (при помощи музыки, конечно же) мир сказочной реальности. Дети с большим удовольствием делятся друг с другом своими впечатлениями от знакомства с тем или иным произведением, облекая их в форму художественного образа. Что может быть важнее, чем разбудить воображение ребёнка? Именно это качество помогает человеку преодолеть косность в восприятии действительности, научиться строить гипотезы, проникать сознанием в области непознанного. Сможет ли человек творить без воображения? Не важно, композитор ли это или учёный, архитектор или кондитер, писатель или модельер. Воображение делает мысль человека стремительной и смелой, позволяет ей проникнуть сквозь пространство и время, выразить себя в максимально созидательном результате.
Хочу обратить внимание на ещё один аспект творческой деятельности музыкального руководителя. На мой взгляд, настоящее занятие, даже тщательно спланированное, всегда отчасти импровизация, так как учитель вынужден учитывать не только программное наполнение, но и настроение (своё и учеников), творческое состояние (своё и учеников), отношение к происходящему (своё и учеников). Таким образом, педагогическая импровизация – это также показатель педагогического мастерства, когда учитель способен на основе предварительного планирования урока, опираясь на художественную и педагогическую интуицию, предчувствовать изменение атмосферы и прогнозировать результат, перестраивать свою деятельность в соответствии с развитием педагогической ситуации, то есть создавать своё занятие как художественное произведение, варьируя его непосредственно в ходе исполнения. Замечу, важно – научить детей слушать музыку, различать её виды, направления, ориентироваться в эпохах, течениях, жанрах, то есть не только делать упор на эмоциональное и образное восприятие произведений, но и развивать интеллектуальные способности юных слушателей, пополнять их энциклопедическую копилку. Ведь в конечном итоге личность – это совокупность неповторимых проявлений ума и души человека, а гуманитарное воспитание сегодня – острейшая проблема на фоне всеобщего прагматизма.
В своей педагогической деятельности стараюсь «открывать» в детях музыкальные способности, приводя своих воспитанников к мысли, что умение талантливо исполнять музыку равнозначно умению талантливо её слушать, что настоящий ценитель прекрасного не обязательно тот, который поёт или танцует. Тем не менее, в процессе знакомства с творческими возможностями ребят я выделяю тех, которые наделены музыкальными способностями и смогли бы проявить себя в качестве исполнителей песен, участников ансамбля, хора. Таких детей я нацеливаю на участие в различных творческих конкурсах. На мой взгляд, подобные соревнования дают возможность одарённым детям проявить себя, раскрыть свои вокальные, хореографические и театральные способности. Кроме того, у маленьких исполнителей появляется возможность увидеть себя со стороны, сравнить своё выступление с тем, что показывают другие юные артисты, оценить объективно свои силы, наметить рубежи, к которым хочется прийти. Ежедневно работая, я стараюсь не пропустить ни одну «звёздочку», веду работу не только с детьми, но и с родителями, показывая, что выступление на сцене сопряжено не только с напряжённым трудом по подготовке музыкального номера, но и с огромной радостью самовыражения.
Если говорить о моём педагогическом кредо, то выразить его можно с помощью очень простой формулировки: «Если в глазах ребёнка отражается музыка, которую он слушает – я считаю свою педагогическую цель достигнутой». В своей работе музыкальный руководитель должен быть личностью, который воспитывает в том числе и собственным примером, а значит, воспитывая в моих питомцах чувство прекрасного, я и сама продолжаю расти духовно, что ещё раз убеждает меня в правильности выбора профессии.
В финале хочу ещё раз обратиться к словам А. С. Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери», которые выбрала в качестве эпиграфа к своей работе:
Одной любви музыка уступает…
Может, это выглядит нескромно, но я хочу немного, самую малость оспорить классика. Нет, не уступает музыка любви! Музыка – это и есть любовь, самое настоящее воплощение этого высокого чувства. Любовь к окружающему миру, к людям, к своему делу, ко всему, что может быть при помощи воображения и вдохновения преобразовано в МУЗЫКУ.