Тематическая разработка урока истории России в 6 классе по теме: Восточные славяне.


ТЕМА: Восточные славяне.
ЦЕЛЬ: формировать знания учащихся о происхождении славян, их расселение, хозяйство, быт, верованиях.
РАЗВИТИЕ: навыков работы с исторической картой, историческими документами.
ВОСПИТАНИЕ: ответственного отношения к учебному труду.
Проверка Д/з.
Опрос.
- Назовите тему нашего предыдущего урока.
- Какие исторические источники вы знаете?
- Какие вспомогательные исторические науки вы знаете?
- Что изучает наука археология?
- Что изучает наука история?
Ребята прочитайте эпиграф к уроку.
ЭПИГРАФ К УРОКУ.
«Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна».
А. Блок.
Соответствует ли описание действительности, мы с вами выясним сегодня на уроке.
Тема нашего урока – Восточные славяне.
План.
Происхождение и расселение славян.
Занятия славян.
Быт и нравы.
Верования древних славян.
Общественное устройство.
Первый вопрос урока.
Работа со схемой.
Расселение славян.
Индоевропейцы V в. до н.э.
Славяне V в н.э.
Балты
Западные
Восточные Южные
Работа с исторической картой.
- Показать на карте территорию расселения западных, восточных, южных славян.
- Предложить учащимся назвать племенные союзы славян (учителю отметить особенности названия племен, например древляне – древо – лес, живущие в лесах).
Второй и третий вопросы урока.
Познакомиться со схемами в презентации.
Способы обработки земли и сельскохозяйственными культурами.
Вопросы.
- Какими способами славяне обрабатывали землю?
- Какие сельскохозяйственные культуры возделывали славяне?
- Какие орудия труда использовали славяне?
Смотреть презентацию.
Работа с иллюстрацией презентации.
Вопросы.
- Что видите на иллюстрации?
- В каких жилищах жили древние славяне?
- Какой материал использовали для строительства?
- Как вы думаете, почему поселения располагались вблизи рек и укреплялись высоким бревенчатым забором?
С. 13 учебника Документ, вопросы устно по содержанию учебника к документу.
Четвертый, пятый вопрос работа со схемой в презентации.
Терминологическая работа.
Выписать понятия – вервь, вече, народное ополчение, язычество.
ОБОБЩЕНИЕ.
Задание.
Прочитать пословицы и поговорки. Определить какие из них относятся к ремеслам, славян, какие к хозяйству, какие к характеристике нравов.
ИТОГ.
Оценить работу на уроке.
Д/з. Пар. 1 читать.