Конспект экспериментальной ОД в старшей группе «Воздух вокруг нас» ОО «Познавательное развитие»


Конспект экспериментальной ОД в старшей группе «Воздух вокруг нас»
ОО «Познавательное развитие»
Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности. Расширение представлений о свойствах воздуха.
Задачи:
1.Образовательные: совершенствовать представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе экспериментирования.
2. Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, внимание, память, сообразительность; умение анализировать и делать выводы.
3.Воспитательные: воспитывать умение работать сообща, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: запись отрывка из м/ф «Фиксики. Воздушный шар», воздушные шары (надутые и ненадутые), полиэтиленовые пакеты, пластмассовая бутылка, миска с горячей водой, сумка- холодильник, веера, салфетки, пробник духов, чеснок, ванилин, апельсин.
Ход
Воспитатель заводит детей в группу, вместе становятся в круг.
Воспитатель: Ты – мой друг, и я – твой друг.
Мы с тобою встали в круг.
«Здравствуйте!» - все вместе скажем,
И гостям рукой помашем.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся!
Ребята улыбаются гостям и друг другу.
Воспитатель: Ребята, представляете, когда я пришла на работу, мне передали конверт и эти два шарика. Такая странная посылка…А вы хотите узнать, что там внутри? (ответы детей)
Воспитатель вскрывает конверт с письмом и читает детям.
«Здравствуйте, ребята! Это мы - жители Волшебного леса, Винни Пух и Пятачок! Недавно Кролик подарил нам воздушные шарики и почему-то сказал, что это не простые шары, а удивительные. Но мы так ничего и не поняли, что в них необычного? Может быть, вы поможете нам понять, что в них удивительного? Очень будем ждать вашего ответа. Винни Пух и Пятачок».
Воспитатель: А вы знаете, почему эти шарики удивительные? И почему их называют воздушным? (ответы детей)
Ребята, а что вы знаете о воздухе? (ответы детей)
Хотите узнать больше? (ответы детей)
Как мы можем узнать о воздухе что-нибудь интересное? (ответы детей)
Кто проводит опыты?  (ответы детей)
Где работают учёные? (ответы детей)
А вы хотите стать ненадолго учеными? (ответы детей)
Закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Вокруг себя повернись
И в учёных превратись.
Ну что, готовы? Тогда, проходите в нашу лабораторию.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Ребята, а начать работу предлагаю с разгадывания загадки.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем?
(Воздух)
Опыт №1. На столе лежат полиэтиленовые пакеты по количеству детей
Воспитатель: Правильно ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен воздух? Сделаем вместе глубокий вдох…и затем выдох (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а можем ли мы увидеть воздух? (Ответы детей)
Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (ответы детей).
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (ответы детей)
Теперь мы взмахнем пакетом и закрутим концы.
Что в пакете? (ответы детей)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (ответы детей)
Где можно использовать это свойство воздуха? (ответы детей)
Вывод: воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Воспитатель:
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (ответы детей)
Вывод: воздух прозрачный и невидимый.
Опыт №2. На столах лежат веера и салфетки по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, положите салфетку на край стола, а теперь взмахните веером, что произошло? (ответы детей)
Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ответы детей).
Правильно, ветерок - это воздух, который движется.
Хотите почувствовать, как движется воздух? Помашите веером себе на лицо. Что вы, почувствовали? (ответы детей)
Вывод: Ветер - это движение воздуха.
Опыт №3. На столе лежат пахучие вещества в киндер – сюрпризах (чеснок, ванилин, апельсин, лук, духи)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть? Наша игра будет называться «Узнай по запаху». Закройте, пожалуйста, глаза и вдохните ртом воздух… попробуйте, какого он вкуса? (ответы детей)
Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (ответы детей)
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха и вкуса.
Воспитатель: А сейчас я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, ванилин, духи).
Дети отгадывают запахи.
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
Опыт №4. К концам подвешенной палки привязаны надутые воздушные шары разных цветов. На столе лежат ненадутые шары и несколько надутых.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что внутри этих шаров (указывает на надутые)? (ответы детей)
А в ненадутых шарах есть воздух? (ответы детей)
Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Как это можно проверить?
(ответы детей)
Поворачиваются к палке с шарами, и воспитатель подводит все к тому, что шары равны по весу. Затем прокалывает один шарик.
Воспитатель: Ребята, что произошло? Какой шарик тянет вниз?
(ответы детей)
Вывод: надутый шарик тянет вниз, т.к. воздух в нем плотнее, а значит, и тяжелее, чем тот, который находится вокруг него. Когда в шарике воздуха нет- остаётся только вес самого шарика.
Опыт №5.
Воспитатель: На этом наши эксперименты не окончены. Проходите дальше.
Воспитатель достает из сумки – холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (поставленную охлаждаться заранее), надевает на её горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой.
Воспитатель: Ребята, а что происходит? (ответы детей)
Почему шарик надувается? (ответы детей)
Вы знаете, что при нагревании воздух расширяется. И кстати это впервые увидели братья Жак и Жозеф Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 г.
Хотите услышать до конца эту историю? Тогда обратите внимание на экран.
Просмотр отрывка из м/ф «Фиксики. Воздушный шар».
Воспитатель: На этом пришло время закрывать нашу лабораторию. Пора отправляться назад в группу. Все готовы?
Дети и воспитатель становятся в круг и повторяют слова:
Вокруг себя повернись
И в учёных превратись.
Воспитатель: Ну, что, ребята, я думаю, мы свами смогли доказать нашим друзьям Винни Пуху и Пятачку, что воздушные шары – удивительные. А что именно в них удивительного? (ответы детей) Так благодаря чему наши шары необычные для жителей Волшебного леса? (ответы детей) И мы с вами обязательно должны это все указать в ответном письме! Без вас я не справлюсь. Пошлите писать его!!!