Проект: «Маленькие фокусники (нетрадиционные виды рисования)»


Министерство образования Московской области
Государственный образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
(МГОУ)
Курсы повышения квалификации
Проект на тему: «Маленькие Фокусники (нетрадиционные виды рисования» Выполнила:
воспитатель Коровкина Н.Л.
МОУ Прогимназии №58
г. Подольска

2014 г
Проект: «Маленькие фокусники (нетрадиционные виды рисования» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своём»
Роден
Вид проекта: информационно-творческий
Срок реализации проекта: краткосрочный ( с 21.09.2014 по 10.10.2014
Участники: дети II младшей группы
Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители
Игровая мотивация: «Мы артисты цирка!»
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Проблема:
 Недостаточно раскрыты условия формирования творческих способностей и творческого воображения у детей через нетрадиционные техники рисования.
Неумения детей рисовать в полный лист, боязнь краски, нерешительность.
Цель проекта:
Приобщение детей к нетрадиционным техникам рисования и развить художественно - творческие способности.
Задачи:
1. Показать разнообразие нетрадиционных способов рисования.
2. Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности;
3. Раскрыть положительные аспекты использования нетрадиционных техник рисования с детьми на всех стадиях развития.
4. Выявить положительное влияние на психическое состояние ребёнка.
5. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально; создавать условия для освоения цветовой палитры, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков
6. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; воодушевить на совместное творчество.
7. В процессе реализации проекта, дети знакомятся с нетрадиционными способами рисования, учатся применять их на практике, оценивать свои работы и работы других, делиться впечатлениями. Происходит формирование творческой личности ребенка, развивается мелкая моторика рук, познавательная потребность в поиске нового.
8. Расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять
Ожидаемые   результаты   проекта
На уровне ребенка:
владеть понятиями «лесные животные», «виды грибов», «виды цветов», «бабочки»;
иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения дерева, цветка.
владение нетрадиционным способам рисования
иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
На уровне родителей:
“Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве.
Мастер-класс для родителей «Рисование ладошкой», «Монотипия».
Оформление выставки «Маленькие волшебники».
На уровне воспитателя:
1.Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников;
2. Своевременность развития творчества детей;
3. Индивидуального и дифференцированного подхода;
4. Интеграции образовательных областей;
5. Взаимосвязь участников образовательного процесса.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”,
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”,
-Семейный кодекс РФ”
-Декларация прав ребенка”,
-Конвенция о правах ребенка”
1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.
2. Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.
3. Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.
2. Реализация проекта:
Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры;
Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;
Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;
Свои «волшебные» занятия с детьми я начинаю с помощью интеграции. Использую разработки Р.Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Я использую пальчиковую живопись. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). Так появляются ёжики, бабочки, ягода, облака, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.Интерес у детей появляется еще и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотипии мы рисуем фон будущего пейзажа, а деревья и траву, рисуем, используя технику «выдувания». рисуем деревья и все Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, бабочки. цветы и др.
Рисование штампом привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из моих задач – установить доверительное отношение с ними.
Также в данном проекте использовались такие техники как :тычок
выдувание
рисование манкой
рисование гречкой
рисование пшеном
техника «рваная бумага»
набрызгрисование ладошкой
рисование пальчиками
рисование ватными палочками
пластилинографиямонотипия
работа с ватой
Условия, необходимые для овладения умениями и навыками нетрадиционной технике рисования:
-Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;
-использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр)
-Создание предметно - пространственной среды;
- Использование богатого иллюстративного материала;
- Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.
Работа с родителями:
1. Портрет семьи «Моя семья»;
2. Беседы, консультации для родителей: «Как помочь ребёнку раскрыться как личность», «Виды нетрадиционного рисования».
3.Участие в выставке рисунков и поделок   «Папа, мама, я – дружная семья!» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.
Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения
«Сказка про ёжика»;
Сюжетно – ролевые игры:
«По дорогам сказки», «Яблонька», «Путешествие в сказочный лес».
Подвижные игры:
Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.
«Дождик», «Волшебное облако».
Музыкальные игры
Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций;    Двигательно-слуховая   координация;  Распределение  внимания;  Ритмизированная речь,  дикция;  Слуховое внимание;
«Весёлый ёжик»; «Белочки»; «Веселые рыбки»;
Оформление выставки «Чудеса своими руками»
 Викторина «Волшебный лес» 
Цель: Закрепить начальные знание детей о лесе (цветах, грибах, животных).  Привить интерес детей к окружающему миру.  Развивать связную речь детей. Расширить   словарь.
Заключительный этап.
Провести мониторинг развитие художественно - творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.
Используемые методы:
– позволяют развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаза;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Ожидаемые результаты:
- увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО;
- умение применять усвоенные техники в изодеятельности;
- способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
- организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей;
- Организация выставки в ДОУ «Удивительное рядом»
Вывод:
В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно.
Для получения результатов мною было проведено диагностическое обследование с детьми второй младшей группы. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовалась критериями, разработанными Т.С. Комаровой.
Заключение
Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
Список литературы.
1. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
2.Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 3.Е.А. Екжанова “Издательство Скрипторий 2003”, 2010. 2.
4. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 –М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2010. 3
5.Е.А. Екжанова Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002.
6.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техника рисования: планирование, конспекты занятий М.: ТЦ Сфера, 2005
7..КомароваТ.С. Теория и методика изобразительной деятельности дошкольника. М., 1989.
8.Литвинова М.Ф. Занятия в детском саду.
9.Ш. Фельдчер, С. Либерман. "400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет".
10.Интернет-ресурсы:
http://автор Усольцева О.В.;
http://www.photo-sborka.ru/photos/big/obitatel-glubinhttp://www.ellf.ru/photos/23621-obitateli-morejj-i-okeanov-23-foto.htmlhttp://dekatop.com/archives/1538