Рабочая программа кружка Декоративно-прикладное творчество

МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области






Рабочая программа кружка
«Декоративно-прикладное творчество»
возраст детей 7 - 14 лет
Срок реализации – 1 год Учитель: Склярова Светлана Ивановна



2016год
Пояснительная записка
В учебно-воспитательной работе с детьми и наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии обработки, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
В процессе занятий декоративной работой учитель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладным творчеством, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
Актуальность
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Цели и задачи программы
Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
Познакомить с различными видами декоративной росписи.
Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
Создавать предметы декоративно-прикладного искусства
Примерный тематический план
1 четверть (63 часа)

Наименование темы
Общее кол-во часов
В том числе теорет. занятий
В том числе практ. занятий

1.
Беседа о декоративно прикладном искусстве
1
1
-

2.
Виды и структуры орнаментов.
5
1
4

3.
Стилизация природных форм.
6
-
6

4.
Народные художественные промыслы.
8
2
6

5.
Стилизованная роспись по твердому материалу.
12
-
12

6.
Аппликация из различных по фактуре материалов.
8
-
8

7.
Работа с природными материалами.
10
1
9

8.
Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.
13
1
12


2 четверть (56 часов)

Наименование темы
Общее кол-во часов
В том числе теорет. занятий
В том числе практ. занятий

1.
Работа с природными материалами.
8
1
7

2.
Рельефы из бумаги. Конструирование.
10
2
8

3.
Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.
12
-
12

4.
Украшение узором объемного предмета.
6
-
4

5.
Шрифтовая композиция.
6
1
5

6.
Коллаж.
8
-
8

7.
Конструирование из бумаги. Оригами.
6
1
5

3 четверть (70 часов)

Наименование темы
Общее кол-во часов
В том числе теорет. занятий
В том числе практ. занятий

1.
Папье-маше.
8
1
7

2.
Работа с бисером.
21
4
17

3.
Декупаж.
21
1
20

4.
Роспись по ткани.
8
1
7

5.
Конструирование архитектурных сооружений.
12
1
11

4 четверть (56 часа)

Наименование темы
Общее кол-во часов
В том числе теорет. занятий
В том числе практ. занятий

1.
Декупаж
21
1
20

2.
Коллаж. Коллективная работа.
10
-
10

3.
Конструирование из бумаги.
15
1
14

4.
Итоговая работа.
10
-
10


Содержание предмета
1 четверть
В первой четверти обучающиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.
Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием , с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.
Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.
Занятие 2. Виды и структура орнаментов.
Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.
Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.
Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.
Материал: фломастеры, бумага.
Занятие 3. Стилизация природных форм.
Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.
Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.
Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму.
Материал: глеевые ручки, бумага.
Занятие 4. Народные художественные промыслы.
Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.
Цель: знакомство с художественными промыслами России.
Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.
Материал: гуашь, бумага, кисти.
Занятие 5. Стилизованная роспись по твердому материалу.
Оформление поверхности камня стилизованной росписью. Работа над эскизом.
Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.
Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость с учетом формы камня.
Материалы: камни, гуашь, бисер, кисти, клей ПВА.
Занятие 6. Аппликация из различных по фактуре материалов.
Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.
Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.
Задача: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции.
Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.
Занятие 7. Работа с природными материалами.
Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.
Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.
Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.
Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.
Занятие 8. Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.
Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.
Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием симметричности. Применение в практической работе теоретических знаний.
Задача: использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
2 четверть
Во второй четверти учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.
Занятие 1. Работа с природными материалами.
Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.
Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.
Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.
Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.
Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.
Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.
Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.
Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.
Материал: бумага, ножницы, картон, клей.
Занятие 3. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.
Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.
Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.
Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.
Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.
Занятие 4. Украшение узором объемного предмета.
Робота над замыслом композиции. Роспись бутылки.
Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.
Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.
Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.
Занятие 5. Шрифтовая композиция.
Изучение видов шрифтов. Условная стилизация изображение с использованием шрифта.
Цель: расширить кругозор учащихся. Познакомить с некоторыми видами шрифтов.
Задача: Научить грамотно, компоновать, стилизовать и вырезать отдельные элементы шрифтов.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Занятие 6. Коллаж.
Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.
Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.
Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.
Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.
Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.
Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.
Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.
Материал: бумага, ножницы.
3 четверть
В третьей четверти учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как декупаж, бисероплетение, папье-маше, роспись по ткани «батик», работа с конструкциями. Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.
Занятие 1. Папье-маше.
Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.
Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.
Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.
Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.
Занятие 2. Работа с бисером.
Плетение элементов. Практическая работа.
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений. Формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Задача: Научить приемам плетения из бисера. Познакомить с видами бисера и способами работы с ним.
Материал: бисер разных цветов, проволока.
Занятие 3. Декупаж Салфеточная техника. Приёмы работы. Материалы. Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.
Задача: Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.
Материал: скорлупа, клей, картон.
Занятие 4. Роспись по ткани.
Попробовать работать в различных техниках батика. Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.
Цель: Развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей.
Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.
Материал: ткань, акриловые краски для ткани, резерв.
Занятие 5. Конструирование архитектурных сооружений.
Изучение видов архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. Практическая работа.
Цель: развивать конструктивное мышление и пространственное представление. Продолжить развивать навыки элементов конструирования.
Задача: Научить в масштабе и объеме передавать идейный замысел работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию, макет здания.
Материал: бумага, картон, ножницы, клей.
4 четверть
В четвертой четверти обучающиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих тем. По итогам изучения программы создают самостоятельную работу с применением изученного материала.
Занятие 1. Мозаика.
Цель: развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции.
Задача: Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.
Занятие 2. Коллаж. Коллективная работа.
Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.
Цель: Развитие навыков коллективной работы. Воспитывать творческую сторону личности.
Задача: Решение композиции плаката.
Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.
Занятие 3. Конструирование из бумаги. Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Склеивание работы.
Цель: Развитие образного мышления и творческого представления. Закрепить навыки конструирования из бумаги.
Задача: применить на практике навыки конструирования, приобретенные за время обучения.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Занятие 4. Итоговая работа.
Самостоятельная работа, выполняется учащимися в любой технике, изученной за время обучения.
Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.
Материал: по выбору учащихся.
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения по данной программе обучающиеся должны знать и уметь:
Виды декоративно-прикладного искусства.
Уметь стилизовать природные формы.
Работать с различными материалами и в разных техниках.
Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
Различать и узнавать виды художественных промыслов.
Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
Уметь применять полученные знания на практике.









Тематическое планирование занятий
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата план.
Дата факт.
Примеч.

1
Беседа о декоративно-прикладном искусстве
1




2
Народные худ. промыслы. Виды и структуры орнаментов.
5




3
Стилизованная роспись. Стилизация природных форм.
14




4
Аппликация
8




5
Работа с природным материалом
10




6
Аппликация из различных по фактуре материалов
12




7
Работа с природным материалом
12




8
Конструирование из бумаги
8




9
Работа с природным материалом
10




10
Рельефы из бумаги. Конструирование
13




11
Объёмно-декоративная работа. Новогодние украшения.
12




12
Украшение узором объёмного предмета
6




13
Шрифтовая композиция
6




14
Коллаж
8




15
Конструирование из бумаги. Оригами.
6




16
Папье-маше.
8




17
Работа с бисером.
21




18
Декупаж
21




19
Роспись по ткани
8




20
Конструирование из бумаги
12




21
Декупаж
21




22
Коллаж
10




23
Конструирование из бумаги
15




24
Итоговый проект
10





Итого
245час.











Список литературы
Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.


zђ Заголовок 2zђ Заголовок 315