Рабочая программа по внеурочной деятельности Декоративно-прикладное творчество



379476035560Утверждаю
Директор _________Т.В. Иванова
«___» ________ 2016 г.
Приказ № _____
00Утверждаю
Директор _________Т.В. Иванова
«___» ________ 2016 г.
Приказ № _____
Принято
Педагогическим советом
«__» _________ 2016 г.
Протокол № _____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Декоративно-прикладное творчество»
для параллели 5,6 классов
РП 2016 (02)
Составитель
Дубинин Александр Геннадьевич,
учитель технологии
3196590250825Одобрено
МО учителей физической культуры, технологии, основ безопасности жизнедеятельности
Протокол № ___
«___» ________ 2016 г.
020000Одобрено
МО учителей физической культуры, технологии, основ безопасности жизнедеятельности
Протокол № ___
«___» ________ 2016 г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________________________
«___» ________ 2016 г.


Новокузнецк
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт _________________________________________________________________ 3
Пояснительная записка8
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности10
Учебный план14
Учебно-тематический план15
Содержание программы17
Методическое обеспечение программы25
Список литературы26
Лист внесения изменений27
Приложение № 1 Тематический план – 5 класс
Приложение № 2 Тематический план – 6 класс


Паспорт рабочей программы
Наименование программы Рабочая программа внеурочной деятельности «декоративно-прикладное творчество» для параллелей 5,6 классов
Составитель рабочей программы Дубинин Александр Геннадьевич, учитель технологии
Документы и материалы, используемые для разработки рабочей программы - Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2014 г. (ред. от 31.01.2012);
- Авторская программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению «Декоративное творчество» / Автор-составитель: Меркулова О.А., Кемерово, 2010
- Учебный план МНБОУ «Лицей №76»;
- Локальный акт МНБОУ «Лицей №76» - Положение о рабочей программе, порядке ее разработки, утверждения и введения в действие.
Объем и нормативный срок освоения рабочей программы Объем программы составляет 68 часов 5, 6 классы по 34 часа и реализуется в течение 2-х учебных лет.
Количество учебных часов в неделю по учебному плану 1 час в неделю
Используемый учебно-методический комплект (для учителя) Д.В. Григорьев, П.В.Степанов, «Внеурочная деятельность школьников» - пособие для учителя, Москва, «Просвещение», 2011.
МАОУ ДПО ИПК Организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, Новокузнецк, под редакцией Симаковой, 2012
Цель рабочей программы Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных интересов обучающихся в свободное время,
Развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью.
Проявление себя в декоративно - творческой деятельности.
Задачи рабочей программы Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
Приобщать школьников к народному искусству;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Прогнозируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные) В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
учебно-познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию.
В сфере предметных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально-ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Особенности реализации рабочей программы Рабочая программа «Декоративно-прикладное творчество» входит в деятельность по общекультурному, художественно-эстетическому и социальному направлениям дополнительного образования детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Образовательные технологии, используемые в реализации РП Игровые технологии, практические обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Доля РП, реализуемая с использованием ДОТ (в%) 0 %
Система текущего контроля уровня достижения образовательных результатов Система оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа реализует общекультурное, художественно-эстетическое и социальное направления во внеурочной деятельности в 5 - 6 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Назначение программы заключается в создании условий для формирования знаний, умений и навыков, развития эстетической восприимчивости и закрепления перечисленного в творческом опыте.
Главная идея программы заключается в личностно ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков в области прикладного искусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка. Она нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника и на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она составлена в соответствии с интересом детей к занятиям декоративно - прикладным творчеством и пожеланиями родителей и реализуется через системно-деятельный подход.
Цель программы:
Развитие творческие, художественных способностей ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;
сформировать знания в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
знакомить учащихся с особенностями выполнения различных изделий, знакомить с видами и свойствами некоторых материалов;
развивать творческие способности ребёнка, фантазию, воображение, самостоятельное мышление, эстетическое восприятие, культурный уровень, художественный вкус, трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;
развивать стремление к творческой самореализации;
приобщать к народному искусству, воспитывать бережное отношение к природе и любовь в Родине, уважительное отношение к труду.
Основные принципы программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Программа рассчитана на 2 года обучения. Весь объем составляет 68 часов 5, 6 классы по 34 часа из расчёта по 1 часу в неделю и включает в себя теоретическую и практическую части.
Занятия проводятся в течение 40 минут.
Место проведения занятий: ученый кабинет.


Формы занятий:
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: беседы (индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, групповые); мастер-классы, конкурсы; выставки.
Программа разработана по блочной системе и рассчитана на поэтапное освоение материала. Она знакомит со следующими направлениями декоративно-прикладного творчества: Основы выбора и обработки материала, художественное выжигание, резьба по дереву.
В процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, технология, черчению и другим предметам, преподаваемые в школе.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
За время прохождения курса обучающиеся
узнают:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности.
научатся:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
выполнять простейшие столярные операции;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы.
Воспитательные результаты программы распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, овладение способами самопознания, рефлексии.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реализации в целом. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие школьника с другими социальными группами, поколениями, незнакомыми людьми за пределами школы. Умение представить свое творение. Освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации своего проекта.
В результате освоения содержания программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, в составе которых можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия формируют:
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
умение принимать другие мнения и высказывания, уважительно относится к ним;
уважительное отношение к личному творчеству и других людей;
самостоятельность в поиске решения различных практических задач;
навыки самостоятельной и групповой работы;
умение делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными результатами
изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать свое предложение на основе работы с иллюстрацией, схемой;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
корректировать выполнение своей работы в соответствии со схемой и образцом;
давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;
выполнять начатую работу до конца.

Познавательные универсальные учебные действия
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, занятиях;
перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всей группы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образцы;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами реи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Наименование
разделов (тем) Количество часов
Всего I год
5 класс II год
6 класс
1 2 3 4 5
Раздел I Основы выбора и обработки материала 5 5 1. Основы материаловедения. 1 1 2. Материалы, инструменты и приспособления. 1 1 3. Виды резьбы по дереву. 1 1 4. Построение орнамента. 1 1 5. Отделка изделия. 1 1 Раздел II Художественное выжигание 35 19 16
1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. 2 1 1
2. Декорирование изделий выжиганием. 2 1 1
3. Основы композиции. 3 1 2
4. Подготовка заготовок к работе. 4 2 2
5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. 4 2 2
6. Основные приёмы выжигания. 5 3 2
7. Технология выполнения приёмов выжигания 5 3 2
8. Отделка изделия. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 7 3 4
9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 3 3 Раздел III Резьба про дереву 28 10 18
1. Виды резьбы 4 2 2
2. Выбор материала для резьбы 4 2 2
3. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву 4 2 2
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 6 4 2
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. 2 2
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 2 2
Контурная резьба 2 2
Рельефная и скульптурная резьба 2 2
Отделка и реставрация резных изделий 2 2
Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. 2 2
Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование геометрической резьбой. 2 2
Изготовление выпуклого изображения и его декорирование. 2 2
Итого 68 34 34

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ Наименование разделов (тем) Кол-во часов
1 2 3
Раздел I Основы выбора и обработки материала 5
1. Основы материаловедения. 1
2. Материалы, инструменты и приспособления. 1
3. Виды резьбы по дереву. 1
4. Построение орнамента. 1
5. Отделка изделия. 1
Раздел II Художественное выжигание 19
1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию 1
2. Декорирование изделий выжиганием. 1
3. Основы композиции. 1
4. Подготовка заготовок к работе. 2
5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. 2
6. Основные приёмы выжигания. 3
7. Технология выполнения приёмов выжигания 3
8. Отделка изделия. 3
9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 3
Раздел III Резьба по дереву 10
1. Виды резьбы 2
2. Выбор материала для резьбы 2
3. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву 2
4. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 4
Итого 34
Второй год обучения
Раздел I Художественное выжигание 16
1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию 1
2. Декорирование изделий выжиганием. 1
3. Основы композиции. 2
4. Подготовка заготовок к работе. 2
5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. 2
6. Основные приёмы выжигания. 2
7. Технология выполнения приёмов выжигания 2
8. Отделка изделия. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 4
Раздел II Резьба по дереву 18
1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. 2
2. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 2
3. Виды резьбы. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. 2
4. Контурная резьба 2
5. Рельефная и скульптурная резьба 2
6. Отделка и реставрация резных изделий 2
7. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. 2
8. Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование геометрической резьбой. 2
9. Изготовление выпуклого изображения и его декорирование. 2
Итого 34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел I «Основы выбора и обработки материала» 5 часов
Основы материаловедения.(1 час)
Основы материаловедения. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Практическая работа: «Определение пород древесины».
Материалы, инструменты и приспособления.(1 час)
Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Практическая работа: «Заточка инструмента».
Виды резьбы по дереву.(1 час)
Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание.
Практическая работа: «Определение видов резьбы».
Построение орнамента.(1 час)
- плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: «перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии».

Отделка изделия. (1 час)
Способы отделки изделия.
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка;
- покрытие лаком.
Раздел II «Художественное выжигание» 19 часов
2.1.Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию (1 час)
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем.
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Практическая работа: «Настройка выжигателя, замена перьев».
2.2.Декорирование изделий выжиганием. (1 час)
Технология декорирования изделий выжиганием
- подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Практическая работа: «Перевод рисунка на заготовку. Основные приемы выжигания».
2.3. Основы композиции. (1 час)
Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем.
- основы композиции;
- основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
2.4. Подготовка заготовок к работе. (2 часа)
Основные требования к инструменту. Уход за инструментом.
Практическая работа: «подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине».
2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. (2 часа)
- подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: «выполнение контурного выжигания».
2.6. Основные приёмы выжигания. (3 часа)
Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: «совершенствование приёмов выжигания».
2.7. Технология выполнения приёмов выжигания. (3 часа)
Совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно.
Практическая работа: «совершенствование приёмов выжигания».
2.8. Отделка изделия. (3 часа)
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: «изготовление изделия и декорирование его выжиганием».

2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. (3 часа)
- форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: «изготовление изделия и декорирование его выжиганием».
Раздел III «Резьба по дереву» 10 часов
3.1. Виды резьбы (2 часа)
Технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.
Практическая работа: «выполнение одного вида резьбы на изделии».
3.2. Выбор материала для резьбы(2 часа)
Технология подготовки материала. Выбор материала. Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов.
Практическая работа: «Выбор материала для определенного изделия. Определение дефектов дерева и их устранение».
3.3. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву (2 часа)
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Практическая работа: «Подготовка инструмента для резьбы по дереву».

3.4. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. (4 часа)
Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: «Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе:
- изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе».
Второй год обучения
Раздел I «Художественное выжигание» 16 часов
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию (1 час)
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем.
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Практическая работа: «Настройка выжигателя, замена перьев».
1.2.Декорирование изделий выжиганием. (1 час)
Технология декорирования изделий выжиганием: - подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания.
Практическая работа: «Перевод рисунка на заготовку. Основные приемы выжигания».

Основы композиции. (2 часа)
Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем.
- основы композиции;
- основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
1.4. Подготовка заготовок к работе. (2 часа)
Основные требования к инструменту. Уход за инструментом.
Практическая работа: «подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине».
1.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. (2 часа)
- подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: «выполнение контурного выжигания».
1.6. Основные приёмы выжигания. (2 часа)
Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: «совершенствование приёмов выжигания».
1.7. Технология выполнения приёмов выжигания. (2 часа)
Совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно.
Практическая работа: «совершенствование приёмов выжигания».
1.8. Отделка изделия. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. (4 часа)
Отделка изделия:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием:
- форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: «изготовление изделия и декорирование его выжиганием».
Раздел II «Резьба по дереву» 18 часов
2.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. (2 часа)
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год.

2.2. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. (2 часа)
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: «Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе:
- изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе».
2.3. Виды резьбы. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. (2 часа)
Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития, особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: «Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе».
2.4. Контурная резьба (2 часа)
Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе.
Практическая работа: «Выполнение орнамента».
2.5. Рельефная и скульптурная резьба (2 часа)

Технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы. Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении.
Практическая работа: «Выполнение рельефной и скульптурной резьбы на изделии».
2.6. Отделка и реставрация резных изделий. (2 часа)
Отделка и реставрация резных изделий. Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: «Отделка и реставрация резных изделий».

2.7. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. (2 часа)
Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: «Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения».
2.8. Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование геометрической резьбой. (2 часа)
Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование ее геометрической резьбой. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: «Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование ее геометрической резьбой».
2.9. Изготовление выпуклого изображения и его декорирование. (2 часа)
Изготовление выпуклого изображения и его декорирование. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: «Изготовление выпуклого изображения и его декорирование».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обеспеченность программы методическими видами продукции,
включая электронные образовательные ресурсы

п/п Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Печатные пособия
Журналы «Девчонки и мальчишки».
Журнал «Школа и производство», 2010 – 2014 гг.
Журналы по резьбе по дереву и выжиганию.
Печатные пособия
Плакаты по ТБ и санитарии
2.1.1. Правила безопасной работы в столярной мастерской.
2.1.2. Правила безопасности при работе с ручными инструментами.
2.1.3. Организация рабочего места и правила безопасности при работе с выжигателем.
2.1.4. Правила организации рабочего места.
2.1.5. Правильная посадка.
2.1.6. Правила личной гигиены.
2.1.7. Правила безопасной работы приспособлениями.
Плакаты по разделу «Создание изделий из древесины»:
Раздаточный материал
Образцы видов древесины.
Орнаменты по резьбе.
Шаблоны для выжигания и резьбы.
3.1.4 Шаблоны изделий из древесины и фанеры.
Технические средства обучения (ТСО)
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Документ камера.
Ксерокс.
Учебное оборудование и инструменты
Выжигатель.
Резцы для резьбы по дереву.
Ручной лобзик.
Аптечка
Вата
Бинт (стерильный)
Бинт (нестерильный)
Жгут
Йод раствор спиртовой 5%
Спиртовой раствор бриллиантового зеленого 1 %
Перекись водорода № %
Лейкопластырь
Раствор аммиака 10 %
Электронные образовательные ресурсы ЭОР
7.1. http://prometey.rusal.ru; (Тестовые задания, презентации)
http://konkurs.infourok.ru/1september/;(Тестовые задания, презентации)
http://nsportal.ru (Тестовые задания, презентации)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
Интернет ресурсы

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер и дата внесения изменения Основания для
внесения изменения Описание
внесенного
изменения Лицо, вносящее
изменения
ФИО Подпись