Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»

МОУ ДО Клетнянский Центр детского творчества





ПРОГРАММА

кружка

« ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДИЗАЙН»








Разработала: Ермакова Мария Дмитриевна
педагог дополнительного образования.

Рассмотрена и утверждена на заседании пед. совета №_____
от____ ________________ 2010г.
Директор МОУ ДО ЦДТ_____________/ Пащенко Т.М./






Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»

Пояснительная записка

Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские
качества. Программа рассчитана на обучение детей 7- 14 лет
Цель программы: развитие мотивации кружковцев к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией плетения на рамке, нитяной графики- изонити, гратографии и грунтографии, художественной росписи по ткани, изготовления искусственных цветов из ткани, аппликации, изготовления барельефов, декорирования изделий.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.










Учебно- тематический план

№п/п
Раздел
Всего
часов
Тема раздела
Теория
Практика


1
Вводное занятие
2




II.

Изготовление сувениров из гипса





12
Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Отливка барельефов.
1
1




Изготовление магнитиков. Технология выполнения

2





Основы цветоведения. Художественная обработка материалов. Русские народные традиции в оформлении изделий.
1
1





Хохлома. Приёмы выполнения росписи барельефов. Роспись барельефов в традиционном стиле

2





Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса. Рамка для фото. Художественная обработка рамки - раскрашивание

2




Отделка готовых изделий лаком

1
1


III
Плетение салфеток на рамке.
18

Инструменты и материалы для плетения. Виды рамок. Приёмы плетения на рамке.
1
1





Узоры для салфетки. Составление композиции узора
1
1





Способы плетения и закрепления нитей.

2





Соединение элементов узора тройным узлом

2





Оформление салфетки. Разрезание нитей по узору. Бахрома.

2





Уход за плетёными изделиями
2
2




Возможности изготовления изделий на рамке. Творческая работа по выбору учащихся
1
5


IV














Ниточная графика. Изонить
24

Изонить. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур.
1
1





Основные приёмы изонити. Правила заполнения угла

2





Правила заполнения окружности

2




Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити
Понятие «рисунок- сколок». Правила изготовления сколка


1
2

1




Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления
1
9




Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку.
1
1


V.
Графический дизайн

14
Инстументы и материалы для графических работ.
Способы увеличения и уменьшения рисунка. Подбор рисунков для графических работ.
1
1




Графика. Работа тушью

2




Правила безопасности труда и личной гигиены.
Эскиз рисунка. Выполнение работ по выбору учащихся.

2




Гратография .Способы выполнения
1
1




Выполнение работы в технике гратография

4




Оформление работы в рамку. Изготовление картонной рамки

2

VI.































Художественная роспись ткани. Батик




























































56
Батик. Виды росписи тканей. Инструменты и приспособления для росписи
2





Способы перевода рисунка на ткань. Приготовление красителей. Работа с колером.
1
1




Отработка приёмов заливок на ткани

2




Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка

2




«Морской конёк» Эскиз. Графика. Выразительные возможности графики
1
1




Рисунок «Морской конёк». Эскиз в цвете. Гуашь

2




«Морской конёк». Роспись ткани
1
3




Панно « Удод» Эскиз. Графика. Статика и динамика.
0,5
1,5




« Удод» Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.

2




« Удод». Роспись по ткани


4




Тема « Осень» Графика. Виды линий. Эскиз в цвете.

1
2




Акварель. Роспись по ткани
Панно «Осень в городе»

3




Пропаривание работы. Оформление в рамку
«Зима» Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш.



0,5
2


1,5




«Зима» Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель.
0,5
1,5




«Зима». Роспись по ткани

4




«Подсолнухи». Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью
0,5
1,5




«Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель

2




«Подсолнухи».Роспись по ткани

4




Пропаривание работы. Оформление в рамку

2




Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью«Подсолнухи».
1
1




«Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель

2




«Подсолнухи».Роспись по ткани

4




Тема «Цветы».Творческая работа по выбору учащихся .

2




Оформление интерьера .Роспись по ткани

4




Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся.

2

VII
Искусственные цветы из ткани














14
Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков.
1
1




Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование.

2




Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей.
0,5
1,5




Основные приёмы изготовления искусственных цветов.Безопасные приёмы работы с инструментами
1
3




Гофрирование лепестков и листьев.
Изготовление тычинок и пестиков
О,5
1,5




Сборка цветов

2




Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.

2

VIII.
Экскурсии

4
Экскурсии на выставку работ декоративно-прикладного творчества . Встреча с народными умельцами


4

Итого:
144

26
118

Программа


I.Вводное занятие: (2ч.)

Уточнение состава кружковцев. Знакомство с программой кружка. Инструменты и материалы для выполнении различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа:
Запись правил техники безопасности
II. Изготовление сувениров из гипса : (12 ч.)
Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Отливка барельефов. Изготовление магнитиков. Технология выполнения. Основы цветоведения. Художественная обработка материалов. Русские народные традиции в оформлении изделий. Хохлома. Приёмы выполнения росписи барельефов.
Роспись барельефов в традиционном стиле Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса.
Отделка готовых изделий лаком
Практическая работа:
1.Отливка барельефов
2.Выполнение художественной обработки
3. Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса.
4 .Отделка готовых изделий лаком
III Плетение салфеток на рамке. (18ч.)
История рукоделия. Инструменты и материалы для плетения. Виды рамок. Приёмы плетения на рамке. Узоры для салфетки. Гармония цвета. Составление композиции узора Способы плетения и закрепления нитей. Соединение элементов узора тройным узлом.
Оформление салфетки. Разрезание нитей по узору. Бахрома. Уход за плетёными изделиями. Возможности изготовления изделий на рамке.
Творческая работа по выбору учащихся
Практическая работа:
1.Отработка приёмов плетения
2. Составление композиции узора
3.Закрепление цветочных узоров на салфетке тройным узлом
4. Разрезание нитей с лицевой стороны по рисунку.
5. Оформление края изделия бахромой
6. Выполнение творческой работы по выбору учащихся ( салфетка , плед, скатерть)
IV. Нитяная графика. Изонить (24ч.)
1. Вводное занятие- 4 ч
Изонить. История рукоделия. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур.
Практическая работа: Работа над эскизом рисунка из геометрических фигур.
2. Основные приёмы изонити.- 4 ч.
Правила заполнения угла. Правила заполнения окружности
Практическая работа: Отработка навыков заполнения различных геометрических фигур.
3. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити - 4 ч. Понятие «рисунок- сколок». Правила изготовления сколка .
Практические работы:
1. Составление геометрического узора и его сколка.
2. Заполнение рисунка в технике изонити. Закладка для книг.
4. Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити
по выбору-12ч
Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления.
Практические работы:
1.Перевод эскизов на основу. Изготовление сколка.
2.Изготовление картинки в технике изонити.
Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку. Анализ работы. Подведение итогов. Контроль знаний учащихся.

V.Графический дизайн (14 ч.)
Инстументы и материалы для графических работ.
Способы увеличения и уменьшения рисунка. Подбор рисунков для графических работ.
Графика. Работа тушью .Правила безопасности труда и личной гигиены.
Эскиз рисунка. Выполнение работ по выбору учащихся .Гратаж .Гратография .Грунтография. Способы выполнения. Выполнение работы в технике гратография. Оформление работы в рамку. Изготовление картонной рамки. Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся
Практическая работа
1.Увеличение и уменьшение рисунка
2.Выполнение эскиза рисунка для гратографии
3.Выполнение работы в технике гратографии и грунтографии (воскографии)
4. Изготовление картонной рамки
VI. Художественная роспись ткани. Батик ( 56 ч.)
Подготовительные работы-( 8ч.)
Батик. История. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на ткань.
Приготовление красителей. Работа с колером. Отработка приёмов заливок на ткани. Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка.
Тема «Морской конёк»- ( 8ч.)
Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Рисунок « Морской конёк». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Гуашь «Морской конёк». Роспись ткани.
Тема « Удод»- (8ч.)
Эскиз. Графика. Статика и динамика. Простой карандаш. « Удод» Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. «Удод». Роспись по ткани
Тема « Осень» – (8ч.)
Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. Роспись по ткани. Панно «Осень в городе» Пропаривание работы. Оформление в рамку
Тема «Зима» - (8 ч.)
Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш.
«Зима» Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель. «Зима». Роспись по ткани
Тема «Подсолнухи».-(8ч.)
Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью«Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель«Подсолнухи».Роспись по ткани. Пропаривание работы. Оформление в рамку
Тема «Цветы». Творческая работа по выбору учащихся -( 8ч.)
Тема «Цветы». Оформление интерьера .Эскиз в цвете. Роспись по ткани
Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся.
VII. Искусственные цветы из ткани- (14 ч.)
Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Основные приёмы изготовления искусственных цветов.
Практические работы:
Изготовление трафаретов ( лилия, ромашка, хризантемы)
Вырезание деталей.
3. Гофрирование лепестков и листьев.
4. Изготовление тычинок и пестиков
4. Сборка цветов
5. Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.
VII. Экскурсии на выставку работ декоративно-прикладного творчества . Встреча с
народными умельцами - ( 4 ч.)

В результате изучения программы декоративно-прикладного творчества учащиеся должны знать:
Технологию и основные приёмы изготовления барельефов, способы художественной обработки изделий из гипса, ткани.
Технику безопасности труда и личной гигиены
Инструменты и приспособления для плетения салфеток, для изонити, для выполнения гратографии, изготовления искусственных цветов, росписи ткани
Правила плетения салфеток на рамке, составления рисунка-сколка;
Понятия «изонить», гратаж, гратография, дизайн, графический дизайн, колер, колорит, статика и динамика, резерв, батик,
Основные и дополнительные материалы ;
Основные приёмы техники изонити, росписи тканей, изготовления цветов.
Историю создания данных видов декоративно-прикладного искусства.
Технологию изготовления сувениров с использованием изонити, гипса, гратографии и грунтографии, батика, искусственных цветов.
должны уметь:
Пояснять значение терминов «барельеф», «изонить», «гратаж», «батик», «дизайн», «панно».
Изготавливать барельефы, магнитики, рамки для фото.
Панно в технике изонити, грунтографии и гратографии, батика.
Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в разных техниках;
Подбирать материалы и инструменты для работы;
Работать с клеем, с тушью, акварелью, с красками для батика, воском, резервом, с бульками и резцами.
Владеть приёмами техники изонити, гратографии, росписи ткани.
Выполнять технику безопасности труда и личной гигиены
Изготавливать сувениры в изученных техниках.


Содержание программы второго года обучения

Основная цель второго года обучения:

закрепить и усовершенствовать навыки и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного искусства;
способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, а так же расширению мировоззренческого представления учащихся.

Задачи второго года обучения:
повторить и закрепить основные способы изобразительной техники: аппликации, изонити, гратографии ,росписи ткани;
вызвать интерес к плетению изделий в технике макраме, к выполнению декора изделий;
вызвать интерес учащихся к изготовлению сувениров своими руками;
развивать творческие способности учащихся;
научить самостоятельно оценивать результаты работы.

Тематическое планирование на 2-й год обучения

№п/п
Тема занятий
Всего
часов
Теория
Практика

1.
Вводное занятие.
3
3


2.
Аппликация. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов
3
1
2

3.
Основы цветоведения.
2
1
1

4.
Составление композиции рисунка для аппликации
2
0,5
1.5

5.
Приёмы выполнения аппликации
2

2

6.
Художественная обработка опилок. Колорит.
1
О,5
0,5

7.
Окончательная обработка картинок из опилок. Оформление в рамку
2
1
1

8.
Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике аппликация
6

6

9.
Нитяная графика
2
1
1

10.
Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся
13

13

11.
Завершение работы над картинками. Оформление работы в рамку.
3

3

12.
Декорирование изделий различными материалами
2
1
1

13.
Декорирование зеркала
3

3

14.
Декорирование рамки для фото
3

3

15.
Создание декоративного панно
6
1
5

16.
Декорирование вазы
6
1
5

17.
Декорирование предметов быта

4
1
3

18.
Батик. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров
3
2
1

19.
Приготовление красителей. Работа с колером. Работа с резервом.
3
1
2

20.
Тема осени. Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики
3
1
2

21.
Тема осени. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель
3

3

22.
Роспись по ткани. Панно «Осень в городе»
3

3

23.
Тема «Зима». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель
3
1
2

24.
Роспись по ткани. Тема «Зима»
3

3

25.
Тема «Цветы». Оформление интерьера
3
1
2

26.
Эскиз в цвете. Тема «Цветы»
3

3

27.
Роспись по ткани. Тема «Цветы»
3

3

28.
Пропаривание работы. Оформление в раму
3
1
2

29.
Изготовление и декор рамки для картины
6
1
5

30.
Батик. Выполнение работ по выбору учащихся и оформление их в рамку
12
2
10

31.
Сувениры и подарки в любой изученной технике ко Дню Святого Валентина.
3

3

32.
33.
Сувениры и подарки к 23 февраля
Оформление подарка
Лоскутком по пенопласту
5
6
1
1
4
5

34.
Заколки канзаши
3

3

35.
Тэмари к 8 Марта
5
1
4

36.
Плетёные сувениры из ниток,бумаги.
5
1
4

37.
Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы.
3
1
2

38.
Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера . Изготовление картины
12
2
10

39.
Декупаж стеклянной посуды
6
1
5

40.
Декупаж плетёных изделий
6
1
5

41.
Грунтография. Подбор рисунков. Подготовка материала . Правила безопасности труда и личной гигиены
3
1
2

42.
Выполнение работ по выбору учащихся
9

9

43.
Оформление работ в рамку
3

3

44.
Подарок ветерану. Творческая работа
4

4

45.
Дизайн упаковки для подарка
2
0,5
1,5

46.
Материалы для плетения. Введение в технику
3
2
1

47.
Простейшие узлы и цепочки
3

3

48.
Узелковые узоры. Репсовый узел
3

3

49.
Плетение сувениров в технике макраме
10

10

50.
Экскурсии
4

4

51.
Подведение итогов года.
Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки
4
1
3



Итого:
216
35,5
180,5



Содержание программы второго года обучения

Вводное занятие – (3ч.)
Знакомство кружковцев с задачами и целями работы кружка, с программой кружка на этот год, с инструментами и материалами, необходимыми для занятий, с правилами поведения и внутреннего распорядка в кабинете и Центре детского творчества. Инструктаж по технике безопасности. Инструкции по поведению учащихся в случае пожара. Комплекс упражнений для глаз, рук, правильной осанки. Выбор органов самоуправления.
2.Аппликация – (18ч.)
Аппликация. Краткая история аппликации. Виды аппликации. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов. Этапы выполнения аппликации. Приёмы выполнения аппликации. Основы цветоведения. Цветовой круг – сочетание цветов. Колорит. Окончательная обработка картинок из опилок. Ознакомление со специальной литературой, наглядными пособиями, с цветными таблицами.
Практическая работа
Составление композиции рисунка для аппликации
Выполнение аппликации из опилок
Художественная обработка опилок. Колорит.
Окончательная обработка картинок из опилок. Оформление в рамку
Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике аппликация
Нитяная графика -(18ч.)

Нитяная графика. Историческая справка. Возможности изготовления изделий в технике изонить. Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся. Завершение работы над картинками. Оформление работы в рамку.

Практическая работа:
Составление композиции рисунка для панно
Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся
Оформление работы в рамку.
Декорирование изделий различными материалами –(24ч.)

Декорирование изделий различными материалами. Виды материалов для декорирования.
Приёмы выполнения декорирования.

Практическая работа:

1. Декорирование зеркала.
2. Декорирование часов.
3. Декорирование вазы.
4. Декорирование рамки для фото.
5. Создание декоративного панно.
6. Декорирование предметов быта.
5. Батик – (51ч.)
Батик. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Приготовление красителей. Работа с колером. Работа с резервом .
Тема осени - (8ч.).
Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики
Практическая работа:
1.Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель
2. Роспись по ткани. Панно «Осень в городе»
Тема «Зима» - (8ч.)
Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Пропаривание работы
Практическая работа:
Зима. Эскиз в цвете. Акварель
Роспись по ткани. Тема «Зима»
Тема «Цветы» - (6 ч.)
Тема «Цветы». Батик в оформлении интерьера
Практические работы:
1. Эскиз в цвете. Тема «Цветы»
2. Роспись по ткани. Тема «Цветы»
3. Пропаривание работы. Оформление в раму
4. Изготовление и декор рамки для картины – (6ч.)
5. Батик. Выполнение работ по выбору учащихся и оформление их в рамку - (12ч.)

6. Праздничная карусель - (27ч.)
Сувениры и подарки в любой изученной технике ко Дню Святого Валентина
Сувениры и подарки к 23 февраля. Оформление подарка .Лоскутком по пенопласту.
Плетёные сувениры из ниток,бумаги.
Практические работы:
1. Изготовление валентинок.
2. Изготовление брелока для ключей
3. Изготовление заколки канзаши
4. Тэмари к 8 Марта
5. Изготовление плетёных сувениров из ниток, бумаги.
7. Витраж –(15ч.)
Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера .
Практические работы:
Отработка нанесения линий на стекло
Нанесение резерва
Нанесение витражной краски
Выполнение витражных картин
8. Декупаж – ( 12ч.)
Понятие декупаж. Материалы и инструменты для выполнения. Возможности применения декупажа для украшения изделий. Дизайн стеклянной посуды.
Практические работы:
1. Декупаж стеклянной посуды
2. Декупаж плетёных изделий.

9.Графический дизайн – (18ч.)

Грунтография. Подбор рисунков. Материалы и инструменты для работы. Этапы выполнения грунтографии. Правила безопасности труда и личной гигиены . Подготовка материала для работы .Выполнение работ по выбору учащихся
Практические работы :
Подготовка материала для работы
Перевод рисунка на подготовленный грунт
Выполнение грунтографии по выбору учащихся
Оформление работ в рамку
10.Подарок ветерану. Творческая работа – (6ч.)
Подарок ветерану .Возможности изготовления подарка своими руками.
Дизайн упаковки для подарка ветерану.
Практические работы:
Изготовление панно, очёчников, салфеток, шкатулок и др.
Изготовление упаковки для подарка: коробочка, подарочный пакет.

11. Макраме – (18ч.)
Макраме. История узелкового плетения. Азбука макраме. Материалы для плетения. Введение в технику. Техника безопасности.Простейшие узлы и цепочки .Узелковые узоры. Репсовый узел. Изготовление сувениров в технике макраме.
Практические работы:
Крепление нитей на основе.Плетение простых узлов: плоский узел( двойной –квадратный), цепочки.
Плетение репсового узла
Плетение «пико» в цепочке из ДПУ( двойного плоского узла)
Плетение «ягодки», шахматки (сетки) из ДПУ.
Плетение сувениров в технике макраме: «Собачка», «Гном», брелоки для ключей, «Сова», цветы, подвеска для календаря, подвеска для цветов( кашпо).
12.Экскурсии – (4 ч.)
Экскурсия в музей, выставочный зал. Экскурсия в природу в разные времена года. Встреча с мастерами декоративно-прикладного искусства.
13. Итоговое занятие – (4 ч.)
Подведение итогов года.
Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки
Практическая работа:
Отбор изделий для итоговой выставки
Оформление работ. Презентация.



















15