Разработка урока по русскому языку на тему Главное и зависимое слово в словосочетании


Русская речь.
Урок № 1
Тема урока: Главное и зависимое слово в словосочетании.
Цель урока: расширить и закрепить представления по теме «Словосочетание».
Задачи:
закрепить у учащихся представление о видах словосочетаний по характеру главного слова;
развивать память, логическое мышление, внимание, развивать практические умения и навыки письма, чтения, формировать навыки групповой работы; взаимооценивания;
коммуникативные качества личности учащегося.
Методы обучения: работа в группах, диалогический метод, использование частично-поисковых, наглядных методов.
Оборудование и основные источники информации: раздаточный материал, учебник, ИКТ.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент
Формирование групп
3мин *Проверяет наличие принадлежностей, учебников.
**Распределение групп «Лепестки ромашки». Определение внутри группы учащимися лидера и оценщика по критериям оценочного бланка.
Настраиваются на учебную деятельность.
2. Создание атмосферы сотрудничества
1мин -Ребята, встаньте в круг. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Готовятся к восприятию информации.
3. Актуализация знаний обучающихся на стадии «Вызова»
10 мин *-Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение раздела «Синтаксис». А тему урока вы, ребята, чуть позже сформулируете сами.
**
-Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Поле чудес». Перед вами вопросы разного уровня. Ответив на какой-либо из них, вы накапливаете соответствующие баллы. Прошу вас взвесить свои возможности.
Вопросы:
-Самая маленькая синтаксическая единица?
-Словосочетание и предложение изучает раздел науки..?-Предложение «Напишите правильно!» по цели?
-Подлежащее и сказуемое –это...?
-В предложении «Лесной запах усиливался» грамматической основой будет..?Предложение, которое содержит в себе сообщение о чем-либо по цели высказывания является..?-Вопросительное предложение содержит в себе..?-Как называется группа слов, имеющих общее смысловое значение, обладающих своими морфологическими признаками и выполняющих в предложении определенную синтаксическую роль?
-На какие группы делятся части речи?
-Какие части речи входят в группу самостоятельных слов?
-Когда так говорят? Как воды в рот набрал.
-Какое слово у нас получилось?
А как вы думаете, какова тема нашего урока? Давайте, вместе определим цель урока. *выбирают вопросы и отвечают на них по очереди.
*Из получившегося слова формулируют тему и цели урока.
4. Стадия «Осмысление»
Оборудование: раздаточный материал, постер, маркеры.
10 мин организовывает коммуникативную деятельность учащихся; координирует, помогает, подсказывает.
*групповая работа, составление постера;
**анализируют материал, выделяют главное, предлагают идеи, обсуждают, выполняют задание
5.Работа с учебником
Упр. № 56
10 мин. Организует работу в группах; поочередно задаёт вопросы, группы отвечают, делаем общий вывод. *читают задания, разбирают словосочетания, аргументируют свой ответ.
6.Вывод
Распределительный диктант
6 мин -Для закрепления данной темы я предлагаю вам заполнить «слепую» таблицу: «Глагольные и именные СЛС», распределяя данные сс-я по колонкам:
Ждать лета, желтый лист, на зелени дерев, закончил работу, на нивах золотистых, покраснел вдали, ковер лугов, зрелые плоды, висят в садах, в тенистых лугах.
*взаимооценивание7.Подведение итогов.
Рефлексия урока.
3мин - Мы с вами подошли к завершающему этапу урока. Мне хочется поблагодарить вас, ребята, за продуктивную работу и предлагаю выставить себе оценки.
-У меня, ребята, есть ещё один вопрос: На каком этапе урока вам больше всего понравилось работать. Выразить своё мнение вы можете на стикерах и закрепить на дереве желаний. *Обсуждение пройденной темы, ответы на вопрос; достигли ли поставленных целей урока?
**пишут рефлексию урока, закрепляют на дереве.
8.Домашнее задание.
2 мин. Запись д/з на доске:
Упражнение № 65,67 Запись в дневники.