Рабочая программа по совместной деятельности по приобщению к художественной литературе (вторая младшая группа)


Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
Протокол № от Утверждаю:
Заведующий
_______________Т.Е. Карпова
Приказ № от
Рабочая программа
по совместной деятельности
по приобщению к художественной литературе
(вторая младшая группа)
на период с 01.09.2015 по 31.05.2016
по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования
“От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева и
региональной парциальной программе по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»
Составитель:
воспитатель: Волкова Татьяна Михайловна
Алексеева Нина Васильевна
г.Ядрин-2015г.
Пояснительная записка
Ознакомление с художественной литературой предусматривает формирование у дошкольников интереса к книге, постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определённого жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированной книги.
Реализация программных задач осуществляется в процессе повседневного чтения с детьми, как часть занятия.
Настоящий раздел программы разработан на основе программы «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368с.
Региональный компонент реализуется по программе «Рассказы солнечного края» разработанной по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики с целью организации эффективного введения ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (Приказ № 85 от 21.01.2014 г.). Данная Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ориентирована на специфику национальных, социокультурных, климатических условий Чувашской Республики, в которых осуществляется образовательный процесс.
Межпредметные связи будут осуществляться по разделам:
«Художественно-эстетическое развитие», где дети учатся составлять рассказы по иллюстрациям к художественным произведениям.
«Музыкальная деятельность», где дети слушают музыку к литературному произведению, отмечают разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героев, их образ.
«Физическая культура», где дети играют в подвижные игры на основе фольклорных произведений.
«Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой», где дети учатся рассказывать содержание произведения с опоройна рисунки в книге, на вопросы воспитателя
•«Ознакомление с предметным окружением», где идет расширение кругозора в процессе использования отрывков из литературных произведений в соответствии с тематикой занятий.
Содержание рабочей программы
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для второй младшей группы.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать не- большие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик…», «Заинька, поп- ляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!…», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…», «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…». Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверо- лова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несго- ворчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака. Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус., обр. Н. Мя- лика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила…», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А. Пуш- кин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий. «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Ми- халков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь». Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо…»; «Таня знала буквы…»; «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронь- ко. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спен- диаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой. Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцо- вой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Пот- тер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давить- янц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Произведения для заучивания наизусть. «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Са- конская. «Где мой пальчик?».
Календарно-тематическое планирование.
Месяц
Тематическая
неделя Недели Произведения для ознакомления
Сентябрь
До свидания, лето, здравствуй детский сад 1-ая неделя 1. Стихотворение С.Чёрного "Приставалка".
2. "Не только в детском саду " (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой.
3. Г.Цыферов "Про друзей"," Когда не хватает игрушек" ( из книги "Про цыпленка, солнце и медвежонка").
4. "Два жадных медвежонка" (венг.; обр. А.Краснова, В. Важдаева).
5. Чувашский фольклор: "Пекла бабка оладушки".
2-ая неделя 1."Кот , петух и лиса", обр. М. Боголюбской
2. К. Бальмонт. "Осень"
3. Б.Житков "Как мы ездили в зоологический парк" (из книги "Что я видел")
4. А. Н. Толстой "Ёж".
5. Татарская поэзия "Зилина кукла".
Осень 3-я неделя 1. А.Н. Плещеев "Осень наступила..."
2. А.С. Пушкин "Ветер, ветер! Ты могуч!...(из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях".
3. " Почему желтеют литья".
4. К.Чуковский "Так и не так".
5. Татарский фольклор "Дождик, дождик, лей, лей...".

4-ая неделя 1. "Еду-еду к бабке, к деду..."
2. Татарская поэзия "Осень наступила..."(пер. Л.Гинзбурга).
3. "Что за грохот", пер. с лат. С. Маршака
4. С.Чёрный "Про Катюшу"
5. В. Ахун "Дождик"
Октябрь Я и моя семья 1-ая неделя 1.С.Маршак"Тили- бом! Тили- бом!..."
2. К. Чуковский "Мойдодыр"
3. Татарская поэзия Ф. Рахимголова. "Наша любимая мама"
4. А.Блок "Зайчик"
5.Чувашская поэзия "Мамины глаза"
Неделя художников иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии 2-ая неделя 1. Чувашская проза: Н. Карай."Утята".
2. Татарский фольклор: "Дождик, дождик, лей, лей...".
3. Чувашская поэзия: Ю.Кушак "Попугай".
4. " Просмотр иллюстраций, книг для детей, оформленных художниками- иллюстраторами Чувашии."
5. Выставка работ "Любимые герои наших книг( изобразительная, конструктивно- модельная деятельность).
Мой дом, мой город 3-я неделя 1. "Этот дом со скрипучим крыльцом". С. Махотин.
2. С.Маршак "Жираф"
3. А.Плещеев" Осень наступила..."
4. И.З. Суриков "Детсво".
5. Чувашская поэзия Р. Сарби "Наш двор"
4-ая неделя 1. К. Чуковский "Путаница"
2. М.Зощенко."Умная птичка"
3. Д. Биссет. "Лягушка в зеркале", пер. с англ.Н. Шерешевской
4. А.Ефремов "Как воробьи на юг летали".
5. Чувашская проза И.Яковлев"Мышонок на прогулке"
Ноябрь
1-ая неделя 1." Сорока, сорока..."
2. В.Берестов "Петушки"
3. "Кот , петух и лиса", обр. М. Боголюбской
4.Чувашская поэзия Ю. Кушак. "Хозяин двора"
5. Татарская проза"Два петуха"
Зима 2-ая неделя 1 . "Ух ты, зимушка-зима..." обр. П.Шейна.
2.Мордовский фольклор "Синица"
3. С.Маршак "Где обедал воробей"(из цикла "Детки в клетке")
4. К Чуковский "Муха-цокотуха"
5. А. Милн. "Три лисички", пер. с англ.Н. Слепаковой
3-я неделя 1. "Ночь пришла..."
2. Чувашская поэзия: В. Давыдов -Анатри "Синичка и кошка"
3." Два жадных медвежонка", венг., обр. А.Краснова и В. Важдеева
4. Е.Виеру. "Ёжик и барабан", пер. с молд. Я. Акима
5. К. Чуковский. "Ёлка" ( в сокр.)
Новогодний праздник 4-ая неделя 1. "Стихи про Новый год"
2. "Мыши водят хоровод...", рус. нар. песенка
3 Чувашская проза И. Яковлев "Петух"
4. ."Заинька, попляши..."
5. К. Ушинский."Петушок с семьёй"
Декабрь 1-ая неделя 1. "Снегурушка и лиса", обр. М.Булатова
2. "Как у нашего кота..."
3. Д. Мамин- Сибиряк. "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
4. А. Плещеев. "Сельская песня"
5.Татарская проза : Дж. Тарджеманов. "Добрый сон"( пер. З. Халитовой)
2-ая неделя 1. "Снегурушка и лиса", обр. М.Булатова
2." Сидит белка на тележке..."
3. "Маленькие феи", англ., обр. С. Маршака
4. Н.Забила"Карандаш", пер. с укр. З.Александровой
5. Татарская поэзия Р. Валеева"Новый год"(пер. Е.Муравьёва)
3-я неделя 1. Л. Воронкова. "Снег идёт"
2."Ай, качи-качи-качи..."
3. "Гуси- лебеди", обр. М.Булатова
4. "Купите лук...", пер. с шотл. И.Токмаковой
5. Татарская проза А. Алиш "Глупый зайчонок"
4-ая неделя 1. "Жили у бабуси..."
2. "Снегурочка и лиса", обр. М.Булатова
3. Е.Ильина "Наша ёлка" (в сокр.)
4. Л. Воронкова. "Снег идёт"(из книги "Снег идёт")
5. К.Чуковский ."Ёлка"(в сокр.)
Январь
Зима 1-ая неделя 1. Ф.Тютчев "Чародейкою Зимою..."
2."Чики-чики- чикалочки..."
3.Н.Носов "Ступеньки"
4.Б.Поттер."Ухти- Тухти", пер. с англ. О.Образцовой

5.Чувашский фольклор "Киска, киска"
2-ая неделя 1."Рукавичка", "Кисонька-мурысенька..."
2."Лиса-нянька", пер. с фин.Е.Сойни
3. Н.Заболоцкий "Как мыши с котом воевали"
4. Д.Хармс."Храбрый ёж"
5. Чувашская проза " И.Яковлев "Кошка и собака"
3-я неделя 1. "Заря- заряница..."
2. С.Маршак."Тихая сказка"
3.Й.Чапек. "Трудный день"(из книги "Приключения пёсика и кошечки") пер. с чеш Г. Лук
4..А.Н.Толстой. "Петушки"
5. Чувашская поэзия М. Юхма "Варит сорока кашу"
4-ая неделя 1. "Как у нашего кота..."
2."У солнышка в гостях", пер. с словац. С Могилевской и Л.Зориной
3. К.Чуковский. "Муха- цокотуха"
4.Й.Чапек. "В лесу"(из книги"Приключения пёсика и кошечки")
5.Татарский фольклор "Медведь и дед"(пер. Р.Ахмета)
Февраль День защитника Отечества 1-ая неделя 1." Стихи о папе, о дедушке, о дяде"
2."Храбрец- молодец", пер. с болг. Грибовой
3.Й.Чапек ."Кукла Яринка"(из книги"Приключения пёсика и кошечки")
4.Мордовская проза Я. Пинясов. "Пчёлка"
5.Н.Саконская"Где мой пальчик?"
2-ая неделя 1. Чувашский фольклор "С детства удальцы наши молодцы"
2. "Ай, качи-качи -качи..."
3.Н. Забила. " Крандаш", пер с укр. З. Александровой
4." Как у нашего кота..."
5. Д.Хармс "Храбрый ёж"
3-я неделя 1.В.Берестов."Петушки распетушились"
2. "Жили у бабуси..."
3. Татарский фольклор : "Расти, расти, подрастай".
4.А.Барто "Мишка".
5. "Капустный лист", пер. с польск. Г.Лукина
8 Марта 4-ая неделя 1. Татарская поэзия: Ф. Рахимголова. " Наша любимая мама"(пер.Е. Муравьёва)
2. "Уж тает снег...", А.Н. Плещеев
3. С.Маршак "Тихая сказка"
4. В. Маяковский " Что такое хорошо и что такое плохо"
5. Б.Поттер."Ухти- Тухти", пер. с англ. О.Образцовой
Март 1-ая неделя 1.И. Косяков. "Все она"
2."Травка-муравка..."
3. "Бычок- чёрный бочок, белые копытца",обр. М. Булатова
4."Пых", белорус., обр. Н.Мялика
5. К.Бальмонт. "Комарики- макарики"
Знакомство культурой традициями чувашского народа 2-ая неделя 1. Чувашский фольклор: "С детства мастерицы наши девицы".

2. Л.Толстой. "Птица свила гнездо...".
3. "На улице три курицы...".
4. Чувашский фольклор : Н.Карай ."Утята".
5. "Три зверолова", англ., обр. Ю. Ванага , пер. Л. Воронковой.
3-я неделя 1."Тень, тень, потетень..."
2.Чувашская поэзия: В.Пугачева "Коза- дереза"
3."У страха глаза велики", обр. М.Серовой
4.Л. Толстой."Таня знала буквы..."
5.Чувашская поэзия: Р. Сарби "Барашек"
4-ая неделя 1. Чувашский фольклор: "Котик серенький присел".
2. "Дождик, дождик, пуще..."
3."Теремок" , обр. Е. Чарушина
4 .Выставка детских рисунков:"Чувашские узоры в детских рисунках".
5.Чувашская поэзия: М. Юхма "Нарт-нарт уточка".
Апрель Весна 1-ая неделя 1. З.Александрова "Капель".
2."Божья - коровка..."
3."Поёт зяблик", пер. с болг. И. Токмаковой
4.А.Барто, П . Барто. "Девочка чумазая"
5. Татарская поэзия: Р. Валеева."Булат-садовник
2-ая неделя 1. "Радуга-дуга..."
2. Л. Толстой "Пришла весна..."
3. К. Чуковский. "Черепаха".
4. 2. С.Маршак. "Сказка об умном мышонке"
5. Чувашская проза: Н.Карай "Муравей".
3-я неделя 1. "Гуси- лебеди", обр. А.Н. Толстого.
2. "Разговор лягушек", пер. с чеш. С. Маршака.
3. В.Маяковский."Что ни страница - то слон, то львица".
4. В.Бианки "Купание медвежат"
5."Не только в детском саду " (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой.
4-ая неделя 1. "Травка- муравка..."
2. С.Михалков "Песенка про друзей".
3. Э. Мошковская ."Жадина"
4. Ю.Дмитриев. "Синий шалашик"
5. "Поёт зяблик", пер. с болг. И. Токмаковой
Май
Лето 1-ая неделя 1. И.З. Суриков "Лето".
2. "Тень, тень, потетень..."
3. С.Прокофьева. "Маша и Ойка"
4. "Поёт зяблик", пер. с болг. И. Токмаковой
5. Чувашская поэзия: В. Ахун "Дождик"
2-ая неделя 1."Божья -коровка..."
2. В.А.Жуковский "Черёмуха".
3. С. Прокофьева . "Когда можно плакать"
4. С.Маршак. "Сказка об умном мышонке"
5. К. Чуковский "Чудо- дерево".
3-я неделя 1. И. Белоусов. "Весенняя гостья"
2. "Радугу- дуга..."
3. В. Сутеев " Три котёнка"
4.Чувашская поэзия: В.Пугачева "Я рисую"
5. С. Капутикян."Маша не плачет", пер. с арм. Т. Спендиаровой.
4-ая неделя 1. А.К. Толстой "Колокольчики мои...", (отрывок)
2. К. Бальмонт. "Комарики - макарики".
3. С. Прокофьева "Когда можно плакать".
4. Л. Воронкова "Маша- растеряша".
5. "Вот пришло и лето красное ..."
Планируемые результаты освоения программы
По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
С интересом рассматривать сюжетные картинки.
С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с.
2.Сантирано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПин 2.4.1.3049-13
3. ФГОС
4.Большая хрестоматия для детей дошкольного возраста/Колл. авторов; колл. художников.- М. Астрель: АСТ, 2010.-559с.
5. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И Николаева.- Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2015.-71с.