Окружающий мир Водные богатства нашего края4 класс


Окружающий мир
Тема: Водные богатства нашего края
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и искусственных водоемах, , о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы
Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки
Оборудование: проектор, ноутбук,глобус,карта крыма.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие гостей.
2.Атуализация опорных знаний.
Работа в парах.
Тест. Мой край
1.Мой край расположен на материке…
а) Африка б)Евразия в)Австралия г)Северная Америка
2. Мой край омывают моря…
А) Красное море и Мёртвое море б) Азовское море и Чёрное море в)море Флорес и Яванское море
3. В моем краю растут….
а) Кипарис ,дуб, бук .                 б)Ягель, клюква, карликовая, ива.
в) Полынь, ковыль, саксаул.
4. У нас обитают……
а) Зайцы, кабаны.             б)Косули, медведи.             в) Олени, медведи.
5. Территория моего края расположена в …..
а) Тропическом поясе. б) Полярном поясе. в) Умеренном поясе. 
*Игра «Замени предложение одним словом»
Горы, созданные руками человека из отходов .(Терриконы.)Слайд1
Углубление с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка.) Слайд2Возвышенность высотой от 200 до 500 м. (Холм.) Слайд3
Форма пове рхности, имеющая подошву, склон и вершину, выта которой более 1000 м. (Гора.) Слайд4Углубление с крутыми осыпающимися склонами. (Овраг.) Слайд5
(Открываю доску с рисунками детей «Поверхность родного края»)
3.Самоопределение к деятельности.
Чтение стихотворения учителем.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать.
Нужно загадку королевы отгадать.
Загадка (Лиза)
Я и тучка, и туман,
Я — река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
*Беседа по теме урока.
Тема урока «Водные богатства родного края» СЛАЙД 6
Целью которого является СЛАЙД 7
создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и искусственных водоемах, , о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3земной поверхности занимает вода.)Одинакова ли вода на вкус? ( Нет, вода бывает пресная и соленая.)
Где вода соленая? (Вморях и океанах.)
Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)
*Работа с учебником с.146
Выборочное чтение.
-Каково значение рек, озёр , морей в жизни человека? слайд 8
-Должны ли реки,озёра и моря быть чистыми?
-Какой вред наносит рекам,озёрам,морям сельское хозяйство?
-Что очень часто делают люди во вред нашим водным богатствам? Слайд 9
-Какую посильную помощь могут оказать школьники взрослым для сохранения наших водных богатств?
4.Физминутка.(музыка)
*Работа в группах.(Во время работы групп играет музыка «Сексофон»)
1 гр.
Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.СЛАЙД 10
2гр.
Разделите водоемы на группы, заполнив таблицу: река, канал ,озеро ,пруд, море ,водохранилище, океан, ручей.
Водоемы
естественные искусственные
СЛАЙД 11
3гр.
Работа с картой.
Впишите название нескольких рек, озёр ,водохранилищ ,морей родного края.
Реки Озёра Водохранилища Моря
Слайд 12
4.Физминутка.(музыка)?
5.Работа над схемой реки СЛАЙД 13
Вспомните схему реки.
Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)
А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)
Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будут правый берег и правые притоки, а слева — левый берег и левые притоки.)
6.Рассказ учителя о реках и озерах Крыма.
Реки Крыма Главными водными артериями Крыма являются реки Салгир, Альма и Кача. Салгир образуется от слияния рек Ангары и Кизил-Кобы; первая берет начало на северном склоне Чатыр-Дага, а вторая у знаменитых пещер того же названия. Салгир вместе со своим притоком Биюк-Карасу — наиболее крупная из рек Крыма. Его средний годовой сток у Симферополя составляет 55 млн. куб. м. Впадает река Салгир в Сиваш. На Салгире и Биюк-Карасу построены довольно крупные водохранилища, особенно Симферопольское. Кроме него — Аянское, Тайганское и Белогорское, играющие важную роль в водоснабжении городов Симферополя и Белогорска, а также в орошении сельскохозяйственных земель. Вторая по величине из Крымских рек Альма .Альма зарегулирована серией прудов, в которых разводится радужная форель. Кроме того, на этой реке созданы два сравнительно крупных водохранилища — Альминское и Партизанское. Впадает Альма в Черное море.
Река Кача по величине и водности мало отличается от Альмы. Кача образует один каскад небольших водопадов за другим, берега ее крутые, скалистые Существует Качинская долина. Только гора Басман с ее обнаженной вершиной кажется единственным островом в этом бесконечном зеленом мареве. Впадает Кача в Черное море. Как и Альма, она зарегулирована рядом водохранилищ. На южного берегу крымские реки, несмотря на свою маловодность, имеют важное значение в водоснабжении курортных городов и сел. В частности, в водоснабжении Ялты и Алушты.
Озера Крыма Крым богат солеными озерами, они расположены в его равнинной части вдоль морского берега, наиболее крупные из них: Сасык, Чокрак, Мойнакское и Сакское озеро, Донузлав, Узунларское озеро. Однако в большинстве случаев соленые водоемы полуострова достаточно мелкие (до метра глубиной), сильно усыхающие летом. Исходя из местоположения крымские озера обычно объединяют в пять групп: Евпаторийскую, Тарханкутскую, Перекопскую, Чонгapo-Арабатскую, Керченскую. К Евпаторийской группе относятся самое крупное озеро Крыма - Сасык. Всего 14 озер. Соленое сакское озеро (площадь 1085 га) известно своими целебными грязями и глинами
Наконец, на Керченском полуострове есть целый ряд довольно крупных озер, примыкающих к морским побережьям. В частности, к Азовскому морю примыкают озера Акташское, Чокракское, а к Черному — Тобечикское, Опук, Узунларское. Площадь этих озер колеблется от 2 до 4 тыс. га и более.
СЛАЙДЫ 14,15,16,17.18
7. Обобщение слайд19
*Решение эколого-математической задачи.(фронтально) карточка
Ученики одной школы следят за тем, чтобы вода не лилась из крана зря. За 2 месяца они сэкономили 1200 литров воды. Сколько литров воды они смогут сэкономить за 9 месяцев, если экономия воды останется такой же?
Слайд20
слайд21 слайд22 карта
*Работа по карточкам (по рядам?)Работа с картой ,дети проводят исследования собирая информацию о реке.
Описание реки СалгирОписание реки АльмаПлан описания Основные сведения План описания Основные сведения
Где находится исток Где находится исток Притоки Притоки Куда впадает река Куда впадает река Использование реки человеком. Как люди влияют на реку. 8.Итог урока.
Коллаж(картинки)доска
-Из каких частей состоит река?
-Нужно ли следить за чистотой, сохранностью наших водоёмов?
-Какие экологические проблемы водоёмов существуют?
-Роль водоёмов в природе и жизни человека?
9.Рефлексия.(капельки)доска
-Заполни бассейн своей капелькой воды.

10.Оценивание.
11.Домашнее задание.
С.145-148 читать.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571
тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_

Предметная неделя
окружающий мир
«Водные богатства нашего края»

Учитель начальных
классов:Трофименко Мария Викторовна
4-Б класс
 
2016г.