Внеурочная деятельность по «Культуре добрососедства» Тема. Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы».


Внеурочная деятельность по «Культуре добрососедства»
Тема. Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы».
Диалог с соседом: «Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей».
Цели: дать представление о традициях новоселья у различных народов. Учить жить в согласии и дружбе с членами семьи и соседями; учить использовать не менее 20 слов и фраз на «языке соседа», связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством.
УУД.
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов.
Познавательные: выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
Личностные результаты. Имеют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; принимают образ «хорошего ученика»; проявляют этические чувства.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
- Назовите праздники, которые отмечаются в ваших семьях.
- Кроме известных государственных, народных и религиозных праздников есть много других. Существуют праздники, которые отмечают люди практически всех профессий. Такие праздники называются профессиональные. В каждом уголке нашего государства, в каждой семье отмечаются местные и семейные праздники.
Определение темы урока.
- Есть один традиционный замечательный праздник, который отмечают многие народы. Он связан с постройкой нового дома и вхождение в него. Такой праздник в народе называют очень просто – новоселье. Сегодня мы будем знакомиться с традициями, связанными с вхождением в новый дом.
Работа над новым материалом.
- Прослушайте внимательно текст:
Новоселье празднично отмечают представители многих народов. Славяне верили, что дом – живой организм. Поэтому большое внимание уделялось выбору места для нового дома.
По обычаю, перед новосельем в новом доме на ночь оставляли кота, чтобы он ужился с домовыми, или петуха – вестника солнца на земле. Считалось, что нечистая сила хочет помешать благополучию новосельцев. Чтобы обмануть ее в новое жилище и впускали животных.
Приносили дежку, в которой месили хлеб, лопату для сажания хлеба в печь, икону святого. Следили, чтобы никто не ругался.
На новоселье в первую очередь звали тех, кто помогал строиться, родных, друзей, соседей. Первым с иконой, рушником и хлебом-солью, тарелкой с зерном пшеницы или ржи, мелкими монетами, водкой входили старшие хозяева. Иногда первого впускали петуха, курицу или кота. Старший в семье иконой или хлебом-солью благословлял на все стороны новое жилище. После благословлялась молодая семья на счастливую жизнь в новом доме.
Молодые хозяева брались за концы рушника и отец (старший хозяин) заводил их в дом. За ними шли дети, гости. Мать молодых хозяев или кума посыпала всех зерном и мелкими монетами, желала всем счастья. Потом обсыпали дом зерном и маком, вносили крапиву, освященную вербу.
Гости приходили обязательно с хлебом и новым подарком. Готовился праздничный обед. Новоселье заканчивалось песнями и танцами.
- Составьте модель празднования новоселья
Подготовка к новоселью – животные в доме - приглашение на новоселье - первые вещи – старший хозяин – действия хозяина – приглашение в дом – обсыпание зерном – подарки – завершение праздникаБеседа по содержанию.
- Кто первый входил в дом?
- Какие обереги вносили в новый дом хозяева?
- Кого приглашали на новоселье?
- С чем нужно было приходить на новоселье?
- Какое бы угощение предложили вы, если бы новоселье праздновала ваша семья?
5. Работа над высказываниями народной мудрости. Пословицы:
"Держись друга старого, а дома нового".
"Домом жить - обо всем тужить".
"Всякий дом хозяином держится".
"Хозяин весел, и гости радостны".
Игра „Что я подарю на новоселье своему другу”.
Представим, что мы пришли на новоселье к...(называем имя). Чтобы мы ему подарили?
А теперь попробуем побывать в роли „хозяина” и „гостя”. Вспомним, как правильно дарить подарок. (дети проигрывают ситуацию дарения подарка)
Словесная зарисовка
Составим краткое описание праздничного стола. Мы готовим различные национальные блюда: из овощей, из мяса, сладкие блюда, напитки (безалкогольные)
Итог урока. Рефлексия.
Вспомогательный материал для учителя.
Переезд в новый дом - событие всегда радостное и ответственное. «Держись друга старого, а дома нового». «Каково на дому, таково и самому». «Свой дом не чужой: из него не уйдешь» - так говорят старые пословицы. И чтобы жилось на новом месте долго и счастливо, въезд сопровождался многочисленными обрядами. Были в городах и селах дома, которые слыли "нехорошими", имелись и места, где "нечисто". Худой славой пользовались пустые дома самоубийц и неосвященные жилища - в них-то и происходили, по рассказам испуганных соседей, леденящие душу истории с привидениями. В заброшенных домах были стуки, шум, звуки льющейся воды и т. п. Впрочем, подобные явления, которые мы теперь называем полтергейстом ( гном, домовой) случались и в обитаемых домах. Все эти неприятности проходили сразу же после освящения дома. Суеверия же были настолько сильны, что люди предпочитали селиться в домах "с проверенной репутацией", где уже кто-то жил. «Купи хоромину обжитую, а шубу – шитую», - говорили в старину.
Самым счастливым днем для переезда считали 14 сентября (1 сент. по с.ст.) - день Симеона- Столпника. Счастливыми днями также почитались двунадесятые и особенно Введение во храм Богородицы (4 декабря/21 ноября по с.ст.). Во вновь построенный дом приглашали священника для освящения, а потом уже звали родных и знакомых. Новоселье, по обычаю, праздновали в день освящения. Пол устилался травой. В дом переезжали в полдень или рано утром, то есть на сильный свет, обычно приглашали батюшку для освещения дома. До христианства очищали дом другими способами: устилали пол священными травами. Поджигали чагу, чистотел и чертополох. Делали "окуривание" - обход вокруг дома с можжевельником и полынью. Внутри дома делали освящение при помощи лучины или свечи, обходя по периметру по часовой стрелке - по кругу. Очищали дом молитвами, ладаном.
Но самая большая сила очищения - это веселье и смех. Вот почему все праздники сопровождаются дружными застольями и песнями. Умение смеяться творец дал только существу разумному - человеку. Жизнерадостный смех - сильное средство борьбы с тьмой. На Руси смех детей до 12 лет считался чистым, лечебным, оберегающим.
В этот день принято приглашать много гостей и встречать их хлебом и солью (ранее существовал обычай и гостям являться с хлебом и солью как знаком общего благополучия). А в 19 веке возникла мода заменять ржаную буханку специальным огромным калачом из сладкого теста; соль выставлялась чисто символически.
Был популярен обычай, согласно которому, в дом следовало внести икону, затем - растворенную квашню с тестом, а потом впустить черную кошку, черного петуха или малознакомого человека. Не забывали и домового, без которого не обходился ни один дом. Купили дом и с домовым. Дом - домом, а домовой - даром. Предпочитали все же своего давнего привычного домового. Для этого сор из старого дома переносили в новый (в старом доме нельзя было оставлять мусор еще и потому, что злые люди могли нанести по нему порчу), а с ним переносился и домовой. На новоселье специально для него ставился горшок каши и со всевозможным уважением говорили: "Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!". Обращался к домовому сам хозяин, держа в одной руке икону, а в другой - хлеб с солью. Ибо хоть и говорится «Что Хозяин в дому, что медведь в бору» (что как хочет, так и ворочает) или еще: «Хозяин, что ячмень - где захотел, там и сел». Без дружбы с домовым покоя в доме не видать. Если этого не сделать и не позвать домового с собой в новое жилище, он переберется, не спрашивая, и сам, но со злости начнет вредничать и пакостить.
После всех предварительных обрядов, обязанных обеспечить счастье и благополучие в доме, садились за стол. На праздничный стол ставили блюда, носящие символический смысл - пироги, предвещавшие добрые отношения с соседями, ибо дружбе с ними придавалось первостепенное значение. Недаром говорили: Не купи двора, купи соседа. Не купи деревни, купи соседа. Без брата проживу, а без соседа не проживу. Близкий (ближний) сосед лучше дальней родни. Жить в соседях - быть в беседах. Ставились также какие-нибудь блюда из куры (чтобы денег было - куры не клюют). Начинать пир полагалось с чистой, не настоянной водки в знак пожелания хозяевам безоблачной счастливой жизни на новом месте. Первый тост поднимается за долгую жизнь хозяина дома, затем - за хозяйку, за детей и далее по желанию гостей. Подарки вручать было принято перед уходом из дома (в этой традиции тот же смысл, что и в кидании монетки в воду - оставить что-то свое, чтобы вернуться вновь). Подарку следовало быть дорогим, длительного пользования и предназначенным для всей семьи. Это могло быть что-то из домашнего обихода - мебель, посуда, всевозможные кухонные принадлежности или предметы прикладного искусства. Однако следует обязательно учитывать вкусы хозяев.
Новоселье - значит "сесть" на новое место. Эта важная перемена в жизни человека сопровождается многочисленными обрядами и приметами. Переезд в новый дом -событие всегда радостное и ответственное. Но в старые времена человек менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно все: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и водица рядом была, чтобы сосед хороший был, чтобы удобно и лошади, и скотинке пришлось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место, проверялось еще много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался, плотникам не угодили, да они злое бревно положили, человек с недобрым взглядом прошелда сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь зависти?
Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если все было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросенка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому умирать. Первый входящий забирает на себя все зло, которое может присутствовать на новом месте, или становится жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми.
Огромной очистительной силой обладают хлеб, зерна и особенно квашня. Потому "первым иногда мог войти хозяин с квашней и иконой в руках, за ним - хозяйка с курицей, дальше шла молодежь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого подпечья в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдем со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка домовой и матушка домовая, батюшка дворовой и матушка дворовая со всем семейством, пойдемте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате, с горшком каши или в валенке.
Входили в дом по нитке, веревке или поясу. Все эти предметы - символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и медового напитка, "старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось, Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые "символы обжитости": домашние изваяния богов, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева. Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.
Все эти ритуалы выполняли люди, имеющие детей, женщины, ожидающие ребенка, здоровые и зрелые, чтобы способствовать богатству, достатку, многодетности в новом доме.
Особое значение придавалось самому первому гостю, желательно, чтобы это был человек хозяйственный, верующий, порядочный, добрый, красивый. Зная такой обычай, о такой примете заботились соседи и друзья. Затем начиналось застолье. Ставились хлебы и соль в солоницах. Пироги предвещали добрые отношения с соседями: "Не купи двора, купи соседа". Ставились блюда из курицы - символ многодетности и прибыли. После угощения каждый гость давал что-нибудь хозяину возле "коника" - печки.
Но окончательно обжитой и освященной изба считалась только после свадьбы, рождения ребенка или смерти, после пережитого вместе с домом важного события в жизни семьи.