Программа «Учимся грамотно и красиво говорить и писать»

ГОУ СОШ №180 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского административного района г. Санкт-Петербург




















«Учимся грамотно и красиво говорить и писать»
Программа развития устной и письменной правильной и красивой речи
для детей младшего школьного возраста
(1 год обучения)

























Педагог дополнительного образования : Наумова Юлия Александровна
г. Санкт-Петербург
2007-2008 уч.г.
Пояснительная записка


Актуальность программы. Проблемы. Практическая значимость.
Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка. Основными проблемами учеников начальной школы являются следующие:
-бедный словарный запас;
-непонимание значения слова и его оттенков;
-неправильное или неточное употребление слов в речи;
-нарушение логической последовательности при изложении своих мыслей;
-низкий уровень овладения речеведческими понятиями;
-отсутствие условий для внеурочной речевой практики, для выработки коммуникативных умений, развития творческого воображения и литературных способностей детей.
Программа направлена на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, развитие мотивации к познанию и творчеству, создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, на укрепление психического и физического здоровья.
Предлагаемый цикл занятий предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, осмысление их речевой практики для овладения навыками общения. В результате работы у учащихся вырабатывается ясное логическое мышление, обогащается устная речь, повышаются коммуникативные возможности, дети приучаются чувствовать родной язык, ,получать эстетическое наслаждения от литературы, языка, учатся правильно и красиво излагать свои мысли на письме.

Цель программы.
Целью программы является выявление имеющихся личностных достижений ребенка, осмысление их в речевой практике и создание условий для внесения реальных изменений (системных) в практику речевого общения для дальнейшего развития личностного потенциала ребенка.

Принципы построения программы.
Процесс освоения программы построен на сочетании организации кружковой и самостоятельной работы, а также посредством аналитических заданий из жизненного опыта детей и творческих заданий, выполняемых в процессе внеклассной деятельности, индивидуального методического сопровождения руководителем программы.

Основные педагогические идеи программы:
1. Активное овладение коммуникативными умениями – овладение умением общаться. Организация активной речевой деятельности для осмысления речевой практики в процессе выполнения заданий продуктивного типа.
2.Культура речевого поведения – проявление общей культуры человека.
3.Больше свободы, фантазии! Развитие творческих способностей и фантазии в речевой практике.
4.Суть обучения – общение, веселое обучение серьезным вещам для жизни.

Задачи занятий:
1.Выявить имеющийся потенциал и позитивные изменения в деятельности учащихся.
2.Выявить существующие барьеры( незапланированные социальные и педагогические следствия), которые могут возникнуть при реализации программы.
3.Определить методические условия снятия барьеров и возможные пути их преодоления.

Ресурсное обеспечение.
Учебная программа разработана на основании программы по развитию речи Т.А.Ладыженской,, разработок С.А.Есениной, материалов по развитию речи УМК «Перспективная начальная школа».
Темы занятий обеспечены раздаточным дидактическим материалом на бумажных носителях.

Ожидаемые результаты.
Учащиеся, успешно освоившие программу, научатся:
определять сильные и слабые стороны своей речевой деятельности;
расширять опыт продуктивного решения речевых проблем;
применять освоенный инструментарий в собственной речевой практике;
навыкам совместной работы: принятие роли в зависимости от ситуации, предоставление обратной связи, активное слушание, коммуникативная целесообразность;
осознавать важность идей мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении речевого поведения в жизни, использовать эти знаний на практике.
Кому адресована программа (категория учащихся).
Программа разработана для учащихся 3-4 классов, рассчитана на один год обучения.

Условия, необходимые для успешного овладения программой.
Успешное освоение программы предполагает наличие у потенциальных участников:
опыта речевой деятельности,
знания элементарных речеведческих понятий,
психологической готовности к работе в изменяемых условиях,
позитивного настроя на участие (формальное и неформальное) в работе больших и малых групп.

Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю, по 30-35 минут.
























Учебно-тематический план.
(1 год обучения)

№п/п
Тема занятия
Кол-во
часов

.
Для чего нужна речь
1


Текст. Его тема, основная мысль. Последовательность предложений в тексте.
1


Азбука вежливости. Как писать письмо. Главный закон общения.
1


Азбука вежливости. Как написать поздравление.
1


Азбука вежливости. Твой почерк – твое отношение к читающему. Графология.
1


Работа с картиной. Устное сочинение.
1


Главное переживание автора, выраженное в тексте.
1


Сравнительный анализ двух картин. Обмен мнениями.
1


План текста. Виды планов.
1


Порядок абзацев в тексте.
1


Устное изложение.
1


Письменное изложение.
1


Текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
1


Составление рассказа по рисунку.
1


Устное и письменное изложение..
2


Азбука вежливости. Письменное извинение, просьба, благодарность.
1


Стили речи. Коммуникативная целесообразность их использования.
1


Работа с картиной.
1


Учимся писать сочинение.
1


Сочиняем басню.
1


Сказки вокруг нас.
1


Мы все немного поэты.
1


Азбука вежливости. Как правильно разговаривать по телефону.
1


Практикум телефонного общения.
1


Учимся слушать других и говорить так, чтобы собеседник услышал нас.
1


Разнообразие и богатство нашего языка. Пословицы в нашей жизни. Целесообразность их использования.
1


Разнообразие и богатство нашего языка. Крылатые выражения.
1


Урок-практикум. Текст-рассуждение.
1


Разнообразие и богатство нашего языка. Синонимы. Антонимы.
1


Разнообразие и богатство нашего языка. Архаизмы. Неологизмы.
1


Урок-практикум. Текст-повествование.
1


Разнообразие и богатство нашего языка. Ударение в русском языке.
1


Учимся писать сочинение по наблюдениям.
1


Учимся читать чужое сочинение .
1


Резервный урок. Урок-праздник « Я умею грамотно говорить и писать!»
1

Итого 36 часов.
Список литературы
Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения.3 класс.(Пособие для начальных классов).- М., 2006.
Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения.4 класс.(Пособие для начальных классов).- М., 2006.
Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/Под ред. Т.А. Ладыженской.- М., 1990.
Родари Дж. Грамматика фантазии.- М., 1990.
Франц М.-Л. Психология сказки.- СП-б, 1998.
Шукейло В.А. Мой родной русский язык: Пособ. для учит. нач. кл. – СП-б, 1998
15