Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках математики


Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках математики.
В.В.Карелина, учитель математики МКОУ «Самохваловская ООШ»
Педагогическая деятельность учителя заключается в том, что она является частью обучения, который состоит из преподавания и учения Процесс преподавания – это деятельность учителя. Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели, средства, и которые стремятся к своим результатам, несовпадающими с нашими. Возникает некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает учитель и деятельностью каждого конкретного ученика.
Преодоление этого противоречия возможно через управление познавательной деятельностью обучающихся.
Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока.
Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка.
Его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия:
- совместная работа хорошо спланирована и организована;
- исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают.
- учитель заинтересован в получении ожидаемых результатов и испытывает удовлетворение от своей работы, что создаёт благоприятный социально – психологический климат в коллективе для продуктивной работы и своевременного реагирования на происходящие изменения.
Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
целеполаганием учащихся; мотивацией их деятельности; формированием их деятельности; созданием обратных связей: учитель – ученик; созданием проблемных ситуаций; комфортным самочувствием всех участников
образовательного процесса.
Рассмотрим условия эффективности обучения школьников в современных условиях.
- применение методов организации активной деятельности;
- дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности;
- привлечение внимания обучающихся к целям обучения, содержанию знаний, процессу учебной работы и ее результатам;
- мотивационная направленность обучения;
- контакт между учителем и учеником;
- показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь их знаний с жизненным опытом, интересами, запросами;
- осуществление межпредметных связей в обучении.
Обучение – это процесс управления усвоением знаний, управления познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной среде. Этот процесс обладает всеми характерными признаками системы управления: имеет цель обучения, объект обучения (в качестве которого выступают учащиеся), субъект управления (преподаватель или компьютерная программа.), где вырабатываются управляющие воздействия, поступающие к объекту управления, и канал обратной связи. Этот дидактический процесс должен быть заранее сформирован для каждого обучающегося и является формой прямого управления познавательной деятельностью. В принципе, этот процесс должен давать однозначный и гарантированный результат, соответственно запланированной цели обучения. , но в реальном процессе обучения по разным причинам возможны различные отклонения от запланированного процесса, все вероятности которых предугадать практически невозможно. В этом случае действия учителя могут быть такими:
Он представляет учебный материал, в том числе и для самостоятельной работы; Наблюдает за деятельностью обучающихся;
Контролирует ее ход;
Корректирует усвоение
Другими словами, учитель теперь управляет познавательной деятельностью учащегося на основе обратной связи. Управление обучением со стороны учителя- это не хаотическая и произвольная деятельность по наблюдению, контролю и коррекции, а вполне упорядоченная и целенаправленная деятельность, подчиняющаяся заранее выбранной стратегии. Наблюдая за поведением обучающегося при его работе с учебным материалом, учитель может сделать определенные заключения о, например, доступности материала, об усталости учащегося, предпочтениях и т.п. и подстраивать дидактический процесс под конкретные характеристики обучающегося. Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать следующими качествами личности:
-   гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
-   умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить;
- видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
-   четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
-  быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
-  грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя. Для достижения положительных результатов в управлении познавательной деятельностью обучающихся я ставлю следующие цели и задачи.
Цели:
Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной   деятельности.
Повышение интереса к предмету «Математика».
Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала.
Включение обучающихся в поисковую деятельность по предмету.
Задачи:
1.Определить условия, стимулирующие познавательную активность обучающихся.
2.Разработать конкретные методические приёмы, с помощью которых возможно пробудить и развивать познавательную активность обучающихся на уроках математики.
3.Показать на примере практического материала возможность достижения познавательной активности на уроках математики.
В последнее время наблюдается снижение познавательной активности обучающихся. Чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение необходимо использовать современные образовательные технологии , так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности обучающихся.
Конечно, современных образовательных технологий много, я расскажу про некоторые из них:
Технология личностно – ориентированного образования.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
Индивидуальная форма особенно удачна во время самостоятельного выполнения письменных упражнений по математике (работа по вариантам, по рядам), выполнение уровневых  заданий, работа с учебным материалом (например: найти ответы на поставленные вопросы) или самостоятельно изучить теоретический материал (5 кл. Тема: «Прямоугольник. Площадь прямоугольника...»). Познавательная задача в этом случае решается индивидуальными усилиями  каждого ученика самостоятельно, без непосредственного общения с другими обучающимися. Успех ее определяется  правильными подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем за их выполнением. Положительно то, что эта форма учит индивидуальному труду и самостоятельной работе, служит подготовкой для занятий самообразованием, но в то же время она не способствует  развитию коллективизма в обучении. Организация индивидуально – обособленной  формы требует больших расходов времени и усилий учителя.
Технология развития критического мышления.
Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:
верные и неверные утверждения по теме «Признаки делимости»: «Верно ли что…..если запись числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 2?
…число 295 делится без остатка на 9?
…если натуральное число делится одновременно на 2 и на 5, то оно делится на 10?
Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
Прием «Таблица вопросительных слов»Вопросительные слова
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Используя таблицу вопросительных слов, сформулируйте вопросы, которые у вас возникли. Что бы вам хотелось узнать на сегодняшнем уроке?
Дети заполняют после обсуждения в группе вторую колонку:
Что такое координатная плоскость?
Как пользоваться координатной плоскостью?
Почему на координатной плоскости две оси?
Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.
Не секрет, что уроки математики требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами различные геометрические построения, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.
Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты урока.
Групповая работа - это уникальная форма организации обучения.
У нее очень много положительных сторон:
способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
расширяет межличностные отношения детей.
Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.
Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы использую памятки «Правила работы в группе»
Например, класс делится на группы. Каждая из групп самостоятельно изучает часть нового материала и готовит сообщение всему классу.
Детям предлагаются инструкции:
Прочитайте ….
Составьте схему ….
Решите, кто расскажет о… классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
Доложите о готовности группы.
Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
Технология использования игровых методов.
Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю, необходимо применение дидактических игр. Игр имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их применять на уроке. Например: «Морской бой», «Кто быстрее затопит печь?», «Математический марафон » и др.
Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
задания с магическими квадратами;
игры типа: «Восхождение на пик знаний».
Шарады, ребусы, кроссворды  способствуют активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности обучающихся.
Вывод:Благодаря использованию этих технологий, дети лучше усваиваю учебный материал, повышается интерес к предмету.
Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволило мне:
повысить мотивацию учащихся к обучению;
активизировать познавательную активность;
развивать мышление и творческие способности учащихся;
индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся более глубоко изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;
повысить качество наглядности в учебном процессе, что дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Во время учебного процесса я применяю различные формы, методы и средства обучения для повышения активности мыслительной деятельности обучающихся. И она реализуется посредством применения на уроках различных технологий. Управление познавательной деятельности не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности обучающихся. Под формой организации познавательной деятельности следует понимать
«… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся  спецификой распределения  учебно - познавательных функций, последовательностью  и выбором звеньев учебной работы».
На моих уроках в основном  преобладает фронтальная форма познавательной деятельности. В самом начале – контакт с классом, привлечение внимания учеников, фронтальный опрос (проверка домашнего задания), затем создание проблемной ситуации. Во время работы происходит общение со всеми обучающимися класса - рассказ, объяснение, вовлечение учеников в обсуждение проблем. Все, что необходимо знать и уметь одному ученику, показывается одновременно для всех. Каждый ученик  «потребляет» информацию, передаваемую на уроке и стремиться ее усвоить. Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого.
Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с обучающимися позволяет выбирать правильные управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.
Список использованной литературы
1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с. 2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010. 3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2011. 4. Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии/учебное пособие.-М.:Кнорус, 2012.- 432с. 5. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.
6.  Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., ЛГУ, 1969
7.  Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.