Статья на тему «Здоровье сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе».

«Здоровье сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе».

Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских студентов вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье студентов ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком среднего специального образования.
Здоровье студентов, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм студентов наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у студентов постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система образования имеет здоровье затратный характер.
Анализ факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы преподавателя, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому преподавателю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении  здоровья  обучающихся.
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.
Первый – увеличение количества учебных часов (занятий, внеурочных занятий, факультативов и т.п.) Это явление, в основном, наблюдается в колледжах, техникумах где нагрузка на студента составляет в  в среднем 6,2-6,7 часа в день.
Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. Каждому, кто знаком с системой обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Частое следствие интенсификации – возникновение у обучающихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Современные СПО насыщены образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровье сберегающие.
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровье сберегающая технология - это:
условия обучения студента в СПО (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям обучающегося;
необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Принципы здоровье сбережения
 
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!» все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью студента и преподавателя.
Непрерывность и преемственность работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех акцент делается только на хорошее;  в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность активное включение в  любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье у каждого студента надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым преподавателем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации студентов.
В решении обозначенных задач и могут помочь здоровье сберегающие технологии.
Следует отметить, что все здоровье сберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности студентов;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Критерии здоровье сбережения на занятии,
их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности занятия представлены в таблице

Критерии здоровье сбережения
Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в аудитории
Температура и свежесть воздуха, освещение аудитории и доски

Количество видов учебной деятельности
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Количество видов преподавания
Чередование видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Наличие и место методов, способствующих активизации познавательной деятельности
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (студент в роли: преподавателя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

Поза обучающегося, чередование позы
Правильная посадка студента, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на занятии моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности обучающихся на занятии
Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на занятии
Взаимоотношения на занятии:
А) преподаватель студент
 комфорт напряжение, 
сотрудничество авторитарность,
б) студент студент
 сотрудничество соперничество,
активность пассивность,

Эмоциональные разрядки на занятии
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм

Момент наступления утомления и снижения учебной активности
 
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока
 


Технологии оптимальной организации учебного процесса
и физической активности студентов

От  правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние студентов в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. Существуют правила организации занятия на основе принципов здоровье сбережения.
Правило 1. Правильная организация занятия.
Во-первых,  это учет всех критериев здоровье сбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью преподавателя, должно быть,  научить студента учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. 
Каждое занятие должно быть интересно. П.Я. Гальперин  пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
преподаватель может добиться интереса разными способами:
во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более  привлекательным,
во-вторых, за счет личностных качеств преподавателя.
в- третьих,  взаимный интерес,  который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим:
левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к  абстрагированию и обобщению;
Необходимо на заняьтии:
 ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от  части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на занятии.
правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;
Необходимо на занятии: связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты,  речевой и музыкальный ритм.
равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных  каналов восприятия информации различают:
аудиальное восприятие; (слайд)
визуальное восприятие;
кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчая процесс его  запоминания.
Правило 3. Учет  зоны работоспособности обучающихся.
Экспериментально  доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у студентов имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных  особенностей детей.
Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровье сбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение занятия такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута -  60-40%
35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся  во мнении, что занятия, организованный на основе  принципов здоровье сбережения, не должен  приводить к тому, чтобы обучающиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровье сбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление студентов.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-му занятию;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание семестра, учебного года, недели.
Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность обучающихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровье сбережению.
Создание благоприятного психологического климата на занятии
 
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт студентов во время занятия. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого студента.
Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого обучающегося.
Учащиеся входят в аудиторию не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда студент с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании занятия студенты покидают аудиторию с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу образовательных учреждений принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе, превращение психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровье сбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди студентов и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя, открывается простор для его педагогического творчества.
 

Комплексное использование
личностно-ориентированных технологий
 
Среди здоровье сберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого студента и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
 
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед преподавателем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность,  создание обстановки для естественного самовыражения студента.
 
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех студентов в ходе занятия;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
 
Понятие «здоровье сберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателя и студентов.
Таким образом, здоровье сберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
что? – отбор и структура содержания;
как? – оптимальная организация учебного процесса; 
с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
кто? – реальный уровень квалификации преподавателя;
так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на уроках здоровье сберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, преподавателя, зависит состояние здоровья и душевного состояния обучающихся.
Известно, что  занятие оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть занятие, помогающий сохранять и укреплять здоровье студентов?
1. С целью предупреждения утомления  и усталости обучающихся применяются дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,  вводится искусствоведческий  материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу студентов, включаются  студенты  в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала,  юмор, перевод студентов к новым  видам деятельности,  которых должно быть  в течение занятия от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности студентов в течение занятия, необходимо следить за посадкой обучающихся;  проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности обучающихся  используются  на уроках видеоматериалы, средства ИКТ,  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес обучающихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения; обязательность дифференцированных  заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности занятия, выделение мотивационных линий занятия.
4. С целью  укрепления психологического здоровья студентов важно добиться на занятии благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для обучающихся,  корректности и объективности оценки деятельности студентов  на занятии, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для обучающихся, так как они являются здоровье разрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке студентам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных студентам понятий, установление  межпредметных связей.
5. Решая проблему ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью, необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения обучающихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных  перемен, введение утренней зарядки перед первым занятием.
6. Формируя у обучающихся  знания о здоровье, включать в содержание занятия вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать  задания для проведения самоанализа.
Большая работа в СПО по укреплению здоровья обучающихся должна вестись во внеурочное время.  
Должны стать традиционными в занятия здоровья, Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты»,  «Папа, мама, я – спортивная семья». Работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами групп в по футболу,  легкой атлетике, пионерболу и др. А  одним из основных направлений образования должно быть – формирование у обучающихся здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье;  если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждое СПО должно стать «территорией здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать  приоритетной функцией образовательного учреждения.

Заголовок 315