Основы сказкотерапии как новой педагогической технологии в воспитательном и образовательном процессе.

Основы сказкотерапии как новой педагогической технологии в воспитательном и образовательном процессе.

План:

Предмет сказкотерапии
Задачи сказкотерапии
Принципы сказкотерапии
«Курочка-Ряба » (практическое задание)

Предмет сказкотерапии как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
«Не реагируйте на симптом! Растите личность! Передавайте знания о жизни Созидателя!»
Задачи сказкотерапии. По завету мудреца, мы должны научиться тому, как учить и воспитывать. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос, как способ адаптации.
Итак, в задачи сказкотерапии входит не только видение оборотной стороны проблемы, но и пробуждение Веры
Первый принцип сказкотерапии – донести до сознания ребенка, подростка, взрослого информацию о базовых жизненных ценностях. Причем, сделать это не дидактично, а увлекательно.
Второй принцип – принцип Жизненной Силы. Для положительных изменений нужна Жизненная Сила. Сказки, которые сочиняет или подбирает взрослый, обязательно укрепляют веру ребенка, подростка в собственные силы и несут позитивную жизненную программу.
Третий принцип – принцип многогранности. Взрослый воспринимает любую жизненную ситуацию и сказочную историю как кристалл со множеством граней, или пирог со множеством слоев. На основании третьего принципа взрослый (именуемый в дальнейшем сказкотерапевт) старается изменить отношение человека к ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней.
Четвертый принцип – связь между реальностями. Сказкотерапевт балансирует между реальностями – социальной и тонкой. Ресурсы тонкой, психической реальности перемещает в социальный контекст и вплетает в жизненную практику ребенка, подростка.

«Курочка Ряба»

Рассказ детская версия.
Креативный подход
а) о чем эта сказка? (сюжет)
б) на какой возраст рассчитана эта сказка?
в) какие чувства, эмоции пробуждает эта сказка?
г) цель создания этой сказки.
д) характеристика главных героев.
ж) придумайте свой финал.

В каждом из нас живет сказочник, потому что каждый из нас обладает фантазией, воображением. Именно фантазия и воображение помогают нам формировать образ будущего. Для нашей жизни важно, чтобы этот образ был положительным, красивым, достойным «таким как в сказке». Недаром говорят, что признак настоящей сказки – хороший конец.
Сказкотерапия – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшему термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних Сказкотерапия – это лечение сказками. Для других приемы коррекционной работы, для третьих способ передачи основных знаний о жизни. Карл Густав Юнг первым из наших профессиональных предшественников высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство?
Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Однако, надо помнить, что волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем.
Притча Маленькая девочка получила в подарок волшебный платок, который может превращать ее в кого она пожелает. Она тут же хочет превратиться в лошадь. «Это прекрасно, что ты хочешь превратиться в лошадь, но ты помнишь о том, что если после превращения посмотришь в зеркало, ты увидишь там не лошадь, а себя?» «Почему?»-разочарованно тянет ребенок. «Представь, если в виде лошади ты войдешь в кухню, что будет с твоими родными?» «Они в обморок упадут». «Теперь ты понимаешь, почему волшебство невидимо?.. Конечно, чтобы не пугать близких тебе людей. Но внутри себя, превратившись в лошадь, ты приобретешь ее силу, красоту, выносливость. А как тебе в жизни пригодятся эти качества?»
Итак, волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Концепция Комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:
Художественные – созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.
(Многие родители спрашивают почему ребенок уже сотый раз просит меня читать ему одну и ту же сказку? Уже ведь наизусть ее знает! Наверное его так захватывают сказочные события, что он хочет переживать свои внутренние впечатления снова и снова).
а) Народные, где сюжеты многообразны.
(Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных). Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
(Бытовые сказки) Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
(Страшные сказки) Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
(Волшебные сказки) Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
б) Авторские сказки. Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь подопечному осознать свои внутренние переживания, то выбирайте авторские сказки несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент!) Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например «Русалочка» Г-Х Андерсена может складывать комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». «Аленький цветочек» закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пьющий муж). «Золушки вечно ждут принца, и теряют огромное количество обуви зря Но пора реабилитировать авторов. Они вовсе не виноваты в том, что их недоосмысленная сказка стала причиной неприятных переживаний и не сложившейся жизни. Негативный жизненный сценарий складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Алгоритм дидактической сказки-задания:

Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание. (сказка)

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие из нас не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки:

В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в катом же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.
Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок. (сказка)

Психотерапевтические сказки. Сказки врачующие Душу Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. В процессе создания психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное «Я» нашего подопечного. Психотерапевтические сказки могут быть адресованы детям, если нужно объяснить проблему жизни и смерти, смерть близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, развода родителей. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего и помочь изменить к нему отношение. Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем подопечного в образе сказочного героя, и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Необходимо, показать, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа. (сказка) .
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Медитация представляет собой полное погружение в какой-либо процесс. Характер этих сказок – путешествие. Сама сказка похожа на «чукотскую песню»: «Что вижу, о том пою».
Принцип построения сказки:
«Мы с вами переносимся в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце – на Волшебную поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубок небо (зрительный образ) Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ) Чувствуем рядом аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба – его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ) А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)И шелковая молодая трава, устилающая Волшебную поляну нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)» Условия для проведения медитаций:
Тепло, мягкое освещение, специальная музыка, удобная поза. Ритуал «входа» и «выхода».




Сказки.
«Спасенные буквы». Л. И. Храмцовская.
(дидактическая сказка)

Мы вновь отправляемся с вами, ребята, в чудесную страну, в которой живут буквы. Присмотритесь: вот идет стройная А с ремешком на поясе, а вот пузатенькая Б в кепочке с козырьком. А вот катится шалунья О, а за ней веселая принцесса И, а с ней важный, похожий на молодой месяц, принц С. В улочке сидит тихая П. Представили?
И вот однажды случилась беда. Над страной пронесся страшный ураган и унес шесть букв. И теперь прежней жизни нет, все буквы опечалены.
Только вы можете помочь! Ну что ж, возьметесь помогать стране букв?
Тогда в путь! Ведь чтобы войти в страну, нам нужно сделать обратный счет от 20 до 0.
Какие молодцы! Все вам нипочем! Теперь давайте искать буквы! Пропавшие буквы найдет тот, кто запомнил, какие буквы я называла в начале сказки.
Как выглядели эти буквы? А теперь давайте расставим буквы по своим местам. С на первое место, П на второе, А на третье, С на четвертое, И на пятое, Б на шестое, О на седьмое.
Прочитайте, какое слово получилось, когда радостные буквы взялись за руки?
«Спасибо»! Это спасенные вами буквы благодарят вас.
Так уроки перестают быть скучными и появляется смысл выполнения заданий сказки.

Анна Смирнова
Ежик
(психокоррекционная сказка)

Маленький Ежик заблудился в лесу. Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь и вместе с его капельками из глаз Ежика падали слезинки.
Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ничем огорчать.
Рассчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей Ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый как они, а колючий, маленький; да к тому же еще и толстый, когда сворачивается в клубок. Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С Ежиком даже не пытались подружиться ведь тогда не над кем будет посмеяться.
Каждое утро в лесу пятеро друзей Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.
Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая Ежик несколько дней хромал, потому что, падая в яму, подвернул лапку. Но никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше.
И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.
Что это вы меня дразните?! возмутился Медвежонок, Я же не еж какой-нибудь! И тут Медвежонок удивился насколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ежика. Косолапый! Косолапый! кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.
Перестаньте!
Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. «Вот и не стало у меня друзей, грустил он, никому-то я теперь не нужен».
Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся.
Ой, как больно! Помогите!
Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему должно было быть больно, когда он упал в яму...
А тем временем, Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути.
«Сейчас он начнет надо мной смеяться», подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла.
Спасибо, улыбнулся Медвежонок, я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре?
Потому что меня никто ни о чем не спрашивал, ответил Ежик.
И тут Медвежонку стало стыдно за то, как несправедливо относились они к Ежику.
Я больше тебя не обижу, сказал он.
Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радостью проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело совсем не обязательно смеяться над кем-то.
Знаешь, сказал он Ежику, это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я бы никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят, и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.
На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала:
Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой!
Как же они смешно смотрятся! поддержал ее Енот.
Не обижайте моего друга, попытался остановить их Медвежонок. Чтобы дружить, совсем необязательно делать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.
Вот уж нет! крикнул Заяц. С предателями мы не водимся!
Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, сказал Медвежонок, благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы все разные: Белочка самая пушистая, Енот самый маленький, я большой, Заяц быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.
А ну их! крикнул Барсук. Пойдемте лучше в сороку колючками кидаться.
Они так ничего и не поняли, вздохнул Медвежонок.
Не расстраивайся, успокоил его Ежик, пройдет время и они поймут, обязательно поймут...
Пока Барсук, Енот и Белочка гоняли сороку, Зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась:
- Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и неосторожный!
Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит, попросил Зайчик.
Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?
У меня нет ничего!
Вот когда будет, тогда и позовешь! весело сказала Белочка и побежала по тропинке.
Белочка! Постой! закричал Зайчик. У меня дома есть сочная морковка бери сколько хочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!
А я не ем морковь! раздался вдалеке голос и беличий хвост скрылся за деревьями.
Барсук! Енот! кричал Заяц, но никто не шел на помощь. Спустя какое-то время, появилась Лиса, которой так боялся Зайчик.
Она подошла к нему поближе и облизнулась. «Вот и все», подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот... но вдруг...
Вдруг что-то больно укололо ее в спину.
О-о-ой! закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. Что это?!
Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.
- Ладно, маленькая колючка, прошипела Лиса, потирая спину. Я до вас еще доберусь, крикнула она, убегая. Медвежонок помог Зайцу выбраться.
Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? спросил Зайчик.
Просто давай играть вместе, предложил Ежик.
А вы меня возьмете? удивился Заяц.
Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.
Ежик, я причинил тебе так много неприятностей...
Не продолжай, Зайчик, я не держу на тебя обиду, главное,
что ты все понял...
Оставшись втроем, Белочка, Енот и Барсук почувствовали, что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали. Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно: ведь теперь он не один, а с Мишкой самым сильным среди них, и Зайчиком самым быстрым и ловким.
Вы как хотите, сказал Барсук, а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком... Может, они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера, как им хорошо и весело. Енот задумался.
Да пусть идет, сказала Белочка, нам и вдвоем будет
не хуже!
Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, ответил Енот, скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.
Как хотите, надулась Белочка, проживу и без вас, сказала она и взбежала вверх по дереву к своему дуплу.
Несколько дней подряд наблюдала она оттуда, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем, кому это нужно.
Иди к нам, Белочка, звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике.
Спустя еще один день, Белочка, наконец, поняла, как грустно и скучно оставаться одной. «А как же Ежик жил все это время?» подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева.
Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные интересные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.
Если проблема стоит остро, такую сказку может прочитать на уроке педагог, воспитатель или психолог, обсудить ее с ребятами и предложить им задание, например: «Что бы я посоветовал Ежику, чтобы над ним не смеялись». А после обсудить все это с детьми...
Главный итог подобных занятий связь с реальным миром: «Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на их месте. Итак, что же мы будем делать, если...»

СКАЗКА для педагогов

Эта сказка иллюстрирует задачи работы психолога с педагогическим коллективом: - разгадать дар каждого, помочь занять свое место, дать возможность членам коллектива ощутить себя единым целым и пережить радость взаимного принятия. Сказка может быть прочитана на педсовете психологом, который недавно появился в педколлективе. Таким образом формируется образ сотрудничества между психологом и педагогами.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева.
Согласие
(психотерапевтическая сказка)

В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец. Еще в стародавние времена, прежние правители этой страны свезли во дворец все мудрые книги, обустроили залы так, чтобы в них было уютно маленьким жителям. И в этом дворце была устроена самая настоящая сказочная Школа. Здесь маленькие жители страны начинали узнавать законы жизни, постигали древние знания, познавали на, что способны. Много учителей сменилось в школе. И вот в нее пришли преподавать Маугли, Крот и Стрекоза.
Вам покажется, что все они герои разных сказок и потому не могут быть вместе, а тем более преподавать в школе. Но это же сказка, в ней возможно все. Поверьте, все, о чем вы услышите, было именно так.
Конечно, вы догадались, что Маугли много играл со своими учениками. Он учил сам и давал возможность учить себя. Ему все было интересно, и никогда он не проводил уроки одинаково. Он был большой выдумщик и фантазер.
Кроту не всегда нравилась манера Маугли вести уроки. Ведь сам Крот был очень умным и умел учить «правильно», как это делали многие поколения учителей. Крот не выносил яркого света новых идей. Ученики на его уроках узнавали много нового, но этого нового было так много, что часто их голова с ним не справлялась.
Что касается Стрекозы, то она была, пожалуй, самым необычным учителем. В ее учебном зале стояло большое зеркало в золоченой раме. Ведя урок, Стрекоза то и дело смотрелась в него. Ей нравилась ее изысканная осанка, радужный перелив крылышек. А ее огромные глаза!.. Конечно, они были прекрасны. Стрекоза очень нравилась себе, когда она ведет урок. Правда ей казалось, что в школьном дворце она мало себя реализует. Ну что может стоить мнение учеников для такой прелестницы как Стрекоза.
Надо ли говорить, что прекрасная Стрекоза чувствовала себя невостребованной. Часто после уроков, когда школьный дворец пустел, Стрекоза говорила Кроту и Маугли, что скоро улетит отсюда. Ведь ей так важно было знать, что она здесь только временно. Крот усмехался, а Маугли удивлялся этому.
И вот пришло время, когда Стрекоза сказала: «Все, с меня хватит! Мне надоели эти глупые ученики и их напыщенные родители! Да и сам этот дворец такой противный! Я буду прилетать сюда только когда мне этого захочется!»
Объявив это, она взмахнула своими радужными прозрачными крылышками и улетела.
С этого дня покой и привычный ритм школьного дворца был нарушен. Крот стал ворчливым, Маугли беспокойным. Зачастую Крот старался уличить Маугли в том, что он учит недостаточно хорошо. А Маугли называл Крота скучным и неинтересным. Стрекоза появлялась тогда, когда ей вздумается, и иногда принимала сторону то одного, то другого.
Да, неприятная ситуация возникла в школьном дворце. Но самым странным было то, что она тянулась довольно долго, и все к ней привыкли.
И вот однажды в школьный дворец пришел Медведь Балу. Он был добрым и веселым, знал много разных историй и обладал особыми знаниями. Пришел он во дворец не случайно. За его плечами была богатая насыщенная жизнь, он очень хотел поделиться своими знаниями с учениками и учителями, сделать их жизнь интересной и разнообразной, рассказать, как много удивительных вещей происходит в их сказочном мире, научить их быть добрее и терпимее друг к другу.
На приход Балу каждый реагировал по-своему. Ученики заинтересованно приглядывались, Крот усмехался, Стрекоза кокетливо расправляла крылышки, а Маугли сразу подружился с Балу. Еще бы, скажете вы, ведь они из одной сказки! Да, они не просто были из одной сказки, они были единомышленниками. Если бы кто-то увидел теперь Маугли, то подумал бы, что он взял у Стрекозы ее радужные крылышки. Казалось, что Маугли так давно ждал тех знаний, которые ему давал Балу. Теперь то, что раньше Маугли делал по наитию, получило подкрепление в книгах, принесенных с собой Балу. Жизнь закипела, потому что ученики тоже полюбили его.
Правда, Стрекоза скоро разочаровалась в Балу. Ведь он не собирался восхищаться ее крылышками и глазами. Крот же чувствовал себя немного обойденным и скептически усмехался.
И вот тогда Балу собрал Большой Совет.
«Друзья мои! начал он. Когда я шел сюда, я и не думал, что увижу таких прекрасных разных учителей. Ведь помимо того, что вы умеете хорошо учить, каждый из вас обладает особенным даром. Стрекоза умеет летать, Крот находиться под землей, а Маугли ловко передвигаться по ней. И объединенные вместе ваши дарования составляют мощную силу.
Вы только подумайте: мы можем узнавать и рассказывать, что происходит под землей, на ее поверхности и над ней, в воздухе».
«Ну и что! разочарованно протянули Крот и Стрекоза. А Маугли заинтересованно молчал.
«Как что?!» Как земля хранит корни деревьев, тянущихся к свету, так Крот хранит знания, оставленные нам предшественниками. Крот не только их хранит, но и точно передает своим ученикам. Как воздух переносит все новое, так и Стрекоза всюду летая, всюду бывая, приносит нам много новостей, умеет красиво показать вашу работу и пробудить к ней интерес даже в самых далеких уголках нашего сказочного государства. Ну а применить новое, преобразовать уже известное умеет Маугли ведь он так ловко приспосабливается к постоянно изменяющемуся сказочному миру!»
Крот, Стрекоза и Маугли посмотрели друг на друга и улыбнулись. Их улыбка осветила залы дворца в сгущающихся сумерках. И в этот раз Крот не зажмурился от света.
«Надо же, Балу, а я думала ты нас не поймешь и осудишь! А ты увидел то, о чем мы давно забыли...»
С тех пор Крот, Стрекоза, Маугли и Балу часто собирались на Большие Советы. Они делились друг с другом своими наблюдениями, идеями и знаниями. Каждый из них чувствовал себя полезным и востребованным.
А школьный дворец засиял и приобрел удивительную притягающую силу: он притягивал к себе все хорошее, творческое и светлое, ибо в нем царило Согласие».

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева.
Золотой шар
(медитативная сказка)

Давным-давно, в одной далекой волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.
Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.
Шло время, Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о решении сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И, конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар:
Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам. Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.
И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.
Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы они собирали мед. Пели птицы они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда Принц вошел во Дворец, он был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Сейчас и мы с вами тоже находимся в Прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...»
Через 710 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так: «Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох.
Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам.


15