Презентация к педсовету на тему Целесообразность использования ИКТ в образовательном и воспитательном процессе


Порядок денний В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе.  Направления деятельности учителя по применению ИКТ в учебном процессе. Использование мультимедийных дисков на уроках и при подготовке к Использование презентаций. Проектная деятельность. Самоконтроль знаний. Использование компьютера во внеурочной деятельности. Несколько возможностей компьютерных технологий:Компьютер как средство поиска Интеренет-ресурсыЭлектронные справочники и энциклопедииБазы данныхФонотекиВидеотеки Компьютер как средство обработки информации: Создание базы данных на учащихся;Анализ успеваемости;Учёт посещаемости;Учёт индивидуальных достижений учащихся (портфолио);Обработка анкет;Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-); Компьютер как средство хранения информации : базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи. Фотоальбомы в электронном виде;Сборники творческих работ учащихся и учителей в электронном виде;Видеоархив;Сайт; Компьютер как средство обеспечения наглядности:Презентации и другие демонстрационные формы, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.Сайты;Издательская деятельность;Экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др. Компьютер как средство коммуникации:Сайт, почта и т.п.Гостевая книга;Электронная почта;Телемосты и телеконференции;Форумы и др. Одной из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру Одной из целей работы учителя является повышение познавательного интереса к изучению с помощью разнообразного использования информационно-коммуникационных технологий. Достичь цели помогают поставленные задачи:Создание новых компьютерных программных продуктов с помощью Mirosoft Office и систематизация программно-методических материалов и Интернет-ресурсов;Стимулирование познавательного интереса учащихся; Способствование обновлению содержательной стороны преподаваемых предметов;Повышение качества образования посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Проблемы, которые тормозят процесс обучения:сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;ограничение возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;трудность получения обратной связи об уровне усвоения учебного материала и о продвижении в умственном развитии школьников;усреднение темпа прохождения учебного материала. Проблемы современного урока, которые становятся тормозом дальнейшего интеллектуального и духовного развития школьника:преобладание фронтальных методов работы над групповыми и индивидуальными; слабая связь изучаемой теории с практикой и жизненным опытом учащихся;преобладание репродуктивных методов обучения над проблемными и творческими, недостаточное использование приёмов самостоятельной деятельности;непродуктивная организация контроля на уроке;низкая мотивация учащихся. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап урокаПрименение ИТФормы работы1. Организация начала занятия, проверка выполнения домашнего занятия1. Выполнение разминочных или контрольных тестовых заданий.2. Использование тренажеров3. Выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций.4. Электронные домашние задания Индивидуальная, фронтальная, групповая.2. Усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания.1. Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала;2. Слайд – сопровождение урока; 3. Урок-презентация;4. Учебный проект;5. Творческое задание6. Демонстрация видеофильма Индивидуальная, фронтальная, групповая.3. Закрепление знаний и способов действий.1. Выполнение тестовых заданий.2. Творческое оформление темы3. Мини–исследовательская работа Индивидуальная, групповая.4. Обобщение и систематизация знаний.1. Электронное творческое задание (создание презентации, веб - страницы)2. Подготовка доклада, сообщения, реферата3. Исследовательский проект Индивидуальная, групповая.5. Контроль и самопроверка знаний.1. Исследовательский проект2. Контрольное тестирование3. Творческие задания. Индивидуальная Информационные технологии на уроке Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционные методы обученияТрадиционные средства и их дидактические возможностиСовершенствование за счет применения программных и технических средств ИТСловесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктажУстное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию. Наглядные: демонстрация, макеты, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрацияНатуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств Практические: упражнение, практические и лабораторные работыУчебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работВиртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценкаТестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материалаМашинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов Принципы, которые отражают основные требования к организации образовательного процесса:принцип систематичности принцип активности и самостоятельности принцип дифференцированного подхода к учащимся принцип распределенности образовательных ресурсовпринцип авторского участия в учебном процессе; принцип интерактивности принцип мультимедийного представления учебной информации; Преимущества мультимедийного урока:Повышается интерес учащихся к обучению. Усиления обучающего эффекта Увеличивается плотность урока. Увеличение объема предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала Проще управлять учебным процессомАктивируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.Меняется эстетика урокаВозможность тиражирования мультимедийного урока. Некоторые недостатки и проблемы применения ИКТ:Не у всех учащихся имеется компьютер в личном домашнем пользовании. Недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются при подготовке презентации на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Не навреди! Спасибо за внимание