Рабочая программа по развитию речи . 6 класс

Рабочая программа по развитию речи для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программой по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), авторской Программы по литературе для обучающихся 5-9 классов под редакцией профессора В.Я. Коровиной.

Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по развитию речи для 6 класса основной общеобразовательной школы создана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе для обучающихся 5-9 классов под редакцией профессора В.Я. Коровиной (редакторский коллектив: В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Данная программа адресована учащимся общеобразовательной школы 6 класса (коррекционный). Учитывая интеллектуальный уровень учащихся данного класса, программа нацелена на развитие творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности, постижение учащимися художественных произведений, их чтение и анализ, формирование умений читать, пересказывать, анализировать, писать сочинения-рассуждения, сочинения-описания, отзывы.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Развитие речи» тесно связан с предметами «Русский язык» и «Литература» Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речи.


Структура рабочей программы
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание курса; тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии оценивания, график контрольных работ, календарно-тематическое планирование, приложение.

Программа нацелена на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций; направлена на реализацию деятельностного, практикоорентированного и личностноориентированного подходов; на овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ребёнку ориентироваться в окружающем мире.

Изучение предмета «Развитие речи» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
развитие устной и письменной речи учащихся;
овладение умениями грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю).

Содержание курса
Введение. Что такое художественная литература.
Миф. Понятие о мифе. РР. Сочиняем миф.
Устное народное творчество. Сказки. Волшебные сказки. Признаки волшебной сказки. «Белая уточка» - русская народная сказка. Рр. Пишем волшебную сказку. Пословицы и поговорки. Учимся употреблять в речи.
Литературная сказка. Литературные сказки. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Яркость и образность поэмы. Рр. Сочинение по иллюстрациям к произведениям А.С. Пушкина. Г.Х. Андерсен – великий датский сказочник. Нравственные уроки Андерсена. Сочинение-рассуждение по сюжету литературной сказки. Жанр произведения. Учимся анализировать художественное произведение.
Русская басня. Басни И.А. Крылова. Особенности языка басни «Демьянова уха», Рр. Учимся писать басни.
Произведения XIX века. Поэзия природы. Лирические произведения, посвященные природе. Рр. Конкурс на лучшее чтение стихов о родной природе. И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Изображение быта и нравов крепостнической России. Рр. Образ Герасима (характеристика главного героя). Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «портрет». Рр. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму» «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?»
Произведения XX века. Особенности жанра очерка. К.Г. Паустовский «Мещерская сторона». Рр. Пишем очерк о родном крае. И.А. Бунин. «Подснежник». Обучение анализу эпизода рассказа. Учимся писать сочинение-рассуждение. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Роль антитезы в стихотворениях о войне. Подбор цитат. Писатели улыбаются. В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик». Особенности шукшинских героев-«чудиков». Подбор цитат. Письменный выборочный пересказ с творческим заданием.
Изучение теории литературы. Урок письма. Сочинение на тему «Письмо любимому спортсмену» (сочинение на актуальную тему «Олимпийские игры. Сочи-2014»). Драма как род литературы. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Анализ языка пейзажных фрагментов сказки. Проект. Постановка спектакля по пьесе-сказке С.Я. Маршака. Зарубежная литература. Сопоставительный анализ романа «Робинзон Крузо» и рассказа «Васюткино озеро». Толкование изученных литературоведческих терминов.
Повторение. Подведение итогов урока.


Планируемые результаты учебной деятельности:

шестиклассники должны
знать/понимать содержание, художественное своеобразие определённого программой объёма литературных произведений; значение литературоведческих понятий, отвечающих возрастным особенностям учащегося; основные теоретические понятия, предусмотренные программой :фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, литературная сказка, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, роды литературы: эпос, лирика, драма; стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
- осознанно читать; - устно и письменно передавать содержание текста, т.е. владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы);
- соотносить литературу с жизнью и культурой;
- выявлять и формулировать авторскую позицию, оценивать её;
- строить устные и письменные высказывания;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
- писать сочинения-рассуждения на заданную тему.
В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, контрольных работ и сочинений. Оценка учебных достижений учащихся осуществляет на основании существующих нормативов.

Формы организации учебных занятий и основных видов деятельности
Технологии, методики и способы обучения: проблемное обучение, коллективный способ обучения ( работа в парах постоянного и сменного состава), объяснительно-иллюстративный способ, групповой, индивидуальный, здоровьесберегающие технологии. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.







Оценка сочинений.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
-последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинения учитывается:
-разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-число речевых ошибок.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

«5» - содержание полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Грамотность : допускается 1 орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

«4» - содержание работы в основном соответствует теме, содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, имеются незначительные нарушения последовательности изложения мысли, лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3» - допущены существенные отклонения от темы, работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности, допущены отдельные нарушения последовательности изложения, беден словарь и однообразные употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление, стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационные ошибки, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки.

«2» - работа не соответствует теме, допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану, крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления, нарушено стилевое единство текста.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по развитию речи критерии оценок следующие:
«5» - 90-100%
«4» - 78-89%
«3» - 60-77%
«2» - менее 59%


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Учебно-тематический план.


Содержание
Кол-во часов
Кол-во письменных работ по развитию речи

Вводный урок. Что такое художественная литература.
1


Миф. Понятие о мифе.

2
1

Устное народное творчество.

4
1

Литературная сказка.

5
2

Русская басня.

2
1

Произведения XIX века.

5
1

Произведения XX века.

9
3

Изучение теории литературы.
6
1

Повторение.
1


Итого
35
10











Литература для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать литературное произведение. –М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др.Читаем, думаем, спорим:Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: рабочая тетрадь по литературе 5-6 классов. – СПб.: Просвещение, 2004.
Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П ., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. –СПб.: Просвещение, 2006.
Цветкова Г.В. От слова к тексту (русский язык и литература). – Волгоград: Корифей , 2006.


Литература для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы/ Н.В. Беляева.- М.: Вербум.2004.
Дайкина А.Д. , Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Готовимся к сочинениям, изложениям, словарным диктантам.- Москва. Вербум-М., 2001.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература 6 класс. –М. Просвещение, 2005.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы.- М.: Дрофа, 2007.
Турьянская Б.И. , ХолодковаЛ.А. и др. Литература в 6 классе:
Урок за уроком.- М.: ООО ТИД « Русское слово» - РС», 2000.


Контрольные работы
I полугодие
II полугодие

Сочинение

1
2

Тест
1

1


Письменный творческий пересказ с творческим заданием
-
1



Календарно-тематический план
№ п/п
Дата
Тема урока
Вид урока
Знания и умения
Домашнее задание


1.

Введение. Что такое художественная литература.
беседа
Знать, что изучает предмет «Литература», роль чтения художественной литературы в развитии связной речи школьников.


2.

Миф. Понятие о мифе.

Беседа рассказ учителя
Знать, что такое миф, понимать особенности мифов, уметь определять характерные для мифов обороты речи.


3.

Устное народное творчество. Сказки.

Обучение чтению
беседа
Знать жанровые особенности, виды сказок, традиционных персонажей волшебных сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные эпитеты и концовки), уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках.


4.

РР. Сочиняем миф.


Письменная работа
Уметь создавать миф, учитывая особенности жанра.


5.

Волшебные сказки. Признаки волшебной сказки. «Белая уточка» - русская народная сказка.
Обучение чтению
беседа
Понимать тайны сказочной поэтики (напряженность сюжета, неожиданность его поворотов), иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания, уметь составлять рассказ о сказочном герое.



6.

РР. Пишем волшебную сказку.

Письменная творческая работа
Уметь создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра (развитие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребление речевых оборотов и средств художественной выразительности).


7.

Пословицы и поговорки. Учимся употреблять в речи.

беседа
Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, понимать язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорки, уметь различать пословицы и поговорки.


8.

Литературные сказки. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Яркость и образность языка поэмы.
Обучение чтению
Знать историю рождения сюжета поэмы, особенности стихотворной сказки, понимать систему образов, основные мотивы, уметь отбирать материал для характеристики героев.


9.

РР. Сочинение по иллюстрациям к произведениям А.С. Пушкина
Работа с иллюстрациями
Письменная работа
Уметь словесно рисовать картину сюжета, защита иллюстраций к эпизодам, уметь сопоставлять сказки с исходным сюжетом.


10.

Г.Х. Андерсен – великий датский сказочник. Нравственные уроки Андерсена.
беседа
Знать, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя.


11.

Сочинение-рассуждение по сюжету литературной сказки.

сочинение
Знать типы речи, уметь писать сочинение рассуждении е по литературной сказке, уметь различать народную сказку от литературной.


12.

Жанр произведения. Учимся анализировать художественное произведение.
лекция
Знать, что такое жанр произведения, уметь анализировать художественное произведение.


13.

Басни И.А. Крылова. Особенности языка басни «Демьянова уха»
анализ
Знать особенности языка басен И.А. Крылова, уметь оценивать отношение автора к героям.


14.

РР. Учимся писать басни.


Творческая работа
Знать художественные особенности басни, уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню.


15.

Поэзия природы. Лирические произведения, посвященные природе.
Выразительное чтение
Знать поэтические произведения о природе, уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение.


16.

РР. Конкурс на лучшее чтение стихов о родной природе.

Выразительное чтение
Уметь выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы, понимать авторское отношение к природе.


17.

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Изображение быта и нравов крепостнической России.
беседа
Знать историю создания произведения, содержание рассказа, понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа, уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории.


18.

РР. Образ Герасима (характеристика главного героя). Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «портрет»
Работа с текстом
Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, уметь давать характеристику героя и его поступкам, подбирать цитаты.


19.

РР. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму» «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?»
сочинение
Знать определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой, уметь определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя.



20.

Особенности жанра очерка. К.Г. Паустовский «Мещерская сторона»
беседа
Знать основные особенности очерка, уметь определять особенности очерка.


21.

РР. Пишем очерк о родном крае.

сочинение
Знать особенности очерка, уметь писать творческую работу на заданную тему.


22.

И.А. Бунин. «Подснежник». Обучение анализу эпизода рассказа.
Обучение чтению
Знать сюжет произведения, уметь анализировать художественное произведение.


23.

Учимся писать сочинение-рассуждение.

Письменная работа
Знать типы речи, рассуждение как тип речи, уметь писать сочинение-рассуждение.


24.

Стихи русских поэтов о великой Отечественной войне.
Выразительное чтение
Знать автора и сведения о его биографии, уметь анализировать поэтическое произведение.


25.

Роль антитезы в стихотворениях о войне. Подбор цитат.
беседа
Знать понятие «антитеза» как средство художественной выразительности, уметь выразительно читать стихи о ВОв, подбирать цитаты.


26.

Писатели улыбаются. В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик»

Чтение, анализ
Знать рассказы В.М. Шукшина, уметь анализировать произведения.



27.

Особенности шукшинских героев-«чудиков». Подбор цитат.
анализ
Знать сюжет произведений, уметь анализировать, подбирать цитаты.


28.

Письменный выборочный пересказ с творческим заданием.
пересказ
Знать сюжет и содержание художественного произведения, уметь пересказывать (выборочно)

произведение.


29.

Урок письма. Сочинение на тему «Письмо любимому спортсмену» (сочинение на актуальную тему «Олимпийские игры.
Сочи- 2014»

сочинение
Знать особенности написания письма, уметь выполнять творческую работу на заданную тему.


30.

Драма как род литературы. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.
анализ
Знать драму как род литературы, содержание и сюжет пьесы С.Я. Маршака, уметь читать по ролям.


31.

Сопоставление литературной пьесы-сказки и ее фольклорных источников
Письменная работа
Знать особенности литературной пьесы-сказки, уметь сопоставлять с фольклорным источником.


32.

Проект. Постановка спектакля по пьесе-сказке С.Я. Маршака

Ролевая игра
Знать особенности театральных постановок, уметь работать с литературным текстом.


33.

Зарубежная литература. Сопоставительный анализ романа «Робинзон Крузо» и рассказа «Васюткино озеро»
анализ
Знать сюжет и содержание произведений, уметь выполнять сопоставительный анализ текстов.


34.

Толкование изученных литературоведческих терминов.
Словарная работа
Знать основные литературоведческие термины, уметь находить в тексте.


35.

Подведение итогов года.












































ђ Заголовок 115