Статья ФГОС, проектно – исследовательская деятельность учащихся и ИКТ


ФГОС, проектно – исследовательская деятельность учащихся и ИКТ.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качества образования, внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества.
Задача школы – обеспечение формирования базовых компетентностей выпускника, а ключевые образовательные компетенции могут быть сформированы только во взаимодействии, т.е. интеграции различных учебных областей. В связи с этим изменились требования к труду учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно – ориентированного, исследовательского, проектного подходов.
В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности. В этом помогают им информационные коммуникативные технологии, ведь одним из условий эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе – это применение ИКТ, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее. Уровень сформированности информационной культуры определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях, а во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать в образовательной деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира.
Организация проектно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к проектно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам проектно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Проектная деятельность как метод обучения формировался достаточно длительный период. Впервые о нем в России более 300 лет назад написал Я.А.Каменский, основоположник теоретической педагогики. В его трудах это звучало так: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг ,а наблюдали сами небо и землю, то есть чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения.»
Такой подход к обучению имеет несколько преимуществ:
активизация интереса к знаниям;
развитие представлений о межпредметных связях;
развитие коммуникативной направленности;
развитие научного мышления;
развитие творческого подхода к собственной деятельности;
освоение новых информационных технологий. . современные информационные технологии
В ФГСО прописано « методологической основой стандарта является системно- деятельностный подход, который обеспечивает
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно познавательную деятельность обучающихся.»
Дальше в ФГСО можно прочитать, что «Программа должна содержать цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность как средства универсальных учебных действий».
В современном Российском обществе чрезвычайно высок интерес к проектному обучению: издаются книги; проводятся ученические конференции, выставки, ярмарки, конкурсы, защищаются диссертации.
В ходе проектно-исследовательской деятельности формируются универсальные учебные действия, что соответствует требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?
1. Рефлексивные умения:
умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
умение находить несколько вариантов решения проблемы
умение выдвигать гипотезы
умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
навыки коллективного планирования
умение взаимодействовать с любым партнером
навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
навыки делового партнерского общения
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
4. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие)
умение планировать деятельность, время, ресурсы
умение принимать решения и прогнозировать их последствия
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
умение вести дискуссию
умение отстаивать свою точку зрения
умение находить компромисс
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи
умение уверенно держать себя во время выступления
артистические умения
умение использовать различные средства наглядности при выступлении
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Оценка проекта.
При использовании метода проектов существует как минимум две оценки:
Первая (скрытая) - это педагогический эффект от включения школьников в процесс добывания знаний, формирование личностных качеств, мотивации, рефлексии самооценки, умение делать выбор и оценивать результаты собственной деятельности.
Вторая- это рейтинговая оценка (т.е. оценка видимой части «айсберга»). Это может быть защита проекта перед одноклассниками, участие в конкурсах, конференция
Проекты, подготовленные с использованием ИКТ , в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект.
Проектно- исследовательской работой в МБОУ Лицей №15 г. Химки мы занимаемся не первый год. В лицее работает лицейское научное общество «НЛО», которому уже больше 10 лет. Ежегодно в феврале учащиеся защищают свои проекты на школьной конференции, победители и призеры представляют наш лицей на муниципальном уровне. С 2010 года учащиеся, разрабатывающие проекты под моим руководством, стали представлять свои работы на региональный, всероссийский и международный уровнях , показывая хороший уровень подготовки по математике и информатике по курсу «Пользователь ПК».
15963909518652010-2011 учебный год: 8 учащихся 6 класса приняли участие во Всероссийском конкурсе «Юный математик и космос» и заняли 2 место по России (коллективная работа) и 8 призовых мест по центральному округу, Московской области ,г. Химки. Награждали победителей известные космонавты в Звездном городке .
2011-2012 учебный год:
команда учащихся 8-10 классов работала над проектом «Комплексное освоение Луны» (основываясь на возможных перспективах развития НПО Энергомаш). Проект бал представлен на научной конференции «Интеллектуальное будущее наукограда» в г.Жуковский (грамота за перспективный проект) и на региональном конкурсе в МГОУ «Первые шаги в науку» (лауреаты конкурса);
8 участников 7-11 классов участвовали в региональном конкурсе «Перспективный проект» в г. Дмитров и 5 человек стали призерами;
В международном конкурсе «Математика и проектирование» приняла участие Терехова Надежда !0 класс и стала победителем в номинации «Геометрические миниатюры». Надежда создала электронное пособие к учебнику геометрии 7-9 класс , которым пользуются не только учителя нашего лицея, но и городского округа Химки.
2012-2013 учебный год:
Муниципальная ярмарка инноваций- участвовали 10 человек и стали победителями по трем номинациям;
Научно-практическая конференция в Долгопрудном при ФИЗТЕХе- участвовали 3 человека и стали лауреатами и победителями в постерной сессии;
Региональный конкурс ООД «Исследователь» «Вернадские чтения» .Участвовали 6 человек ; лауреаты- 2 человека и получили приз зрительских симпатий 2 учащихся;
Кроме этого мои учащиеся представляли свои проекты и исследовательские проекты на региональной конференции «Перспективный проект», муниципальном конкурсе «Первые шаги в науку», на международном конкурсе «Математика и проектирование».
2013-14 учебный год:
2 место во Всероссийском конкурсе проектных работ «Талантоха»;
3 место во Всероссийском конкурсе «Образ мысли» (Кладезь знаний);
Призеры регионального конкурса в МГОУ «Первые шаги в науку»;
Прошли в финал международного конкурса «Математика и проектирование»;
Выступления с проектно-исследовательскими работами на различных конференциях поднимает значимость работ в глазах учащихся, дает возможность сравнить свои достижения с работами учащихся из других образовательных учреждений, расширяет их кругозор. Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно- познавательную деятельность учащихся, помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации, формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у детей автоматически формируется отношение к компьютеру, как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно.
В работе над проектами я использую различные подходы: индивидуальные, парные . групповые работы; одновозрастные и разновозрастные. Такой подход позволяет развивать индивидуальные способности учащихся, работу в паре и преемственность между учащимися разных классов.
Кроме этого в целях улучшения качества работ, повышения их научности я применяю систему ментор-тьютер.
Тьютор - учитель, сопровождающий исследовательскую деятельность учащегося, а ментор - научный консультант. В качестве тьютора выступают школьный учитель математики, а в качестве ментора - ученый, преподаватель вуза, а иногда родитель.
Например в качестве ментора в работе «Юный математик и космос» для учащихся 6класса выступал учение 10 класса Езиев Джамалдин; а при работе над проектом «Комплексное освоение Луны» в качестве 1653540-167640ментора был заместитель главного конструктора по науке НПО Энергомаш кандидат ФМН Левочкин П.С.
В заключении хотелось бы подвести итоги преимуществ проектно-исследовательской деятельности:
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения – учитель партнер;
ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
Список литературы:
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3.
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.