Методический материал «СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!»


Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение
санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении
«Новокашировская санаторная школа-интернат»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УР Директор ГБООУ НКСШИ
ГБООУ НКСШИ
_______ А.Т. Закирова ________ М.И. Шавалиева приказ № 109
«16» 09 2013г. «16» 09 2013г.

Рабочая программа
элективного курса
по профориентации и самоопределению
«СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!»
для учащихся 9 класса

2013-2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс составлен и адаптирован на основе программы Резапкиной Г,В. «Психология и выбор профессии:программа предпрофильной подготовки»
Структура курса:
Курс рассчитан на 16 занятий по 1 часу в неделю. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций.
Цель курса – формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.
Задачи курса:
– психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);
– психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);
– анализ соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям,  личностным особенностям;
– моделирование индивидуального маршрута профессиональной деятельности.
Данная программа носит психологическую направленность, и  требует поэтапного внедрения в практику работы с детьми, начиная с девятого класса.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна, так как одной из важнейших задач школы является формирование полноценных граждан своей страны. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие проблемы еще в период школьного обучения, а особенно в девятых классах. Известно, что оптимистичная перспектива жизни и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегают многих подростков от необдуманных шагов, неблагоприятных увлечений в период обучения в школе. Таким образом, профориентационная работа со школьниками – это решение самых острых социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе.
Ожидаемый результат:
Учащийся должен знать: значения профессионального самоопределения; требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятия о профессиях и профессиональной деятельности, понятия профессиональной карьеры, современные формы и методы организации труда.
Учащийся должен уметь: соотносить индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
К занятиям необходимо привлекать учащихся 9-ых классов. Курс рассчитан на 16 учебных недель в течении полугода. Занятия проводятся в 1 раз в неделю; продолжительность – 1 академический час. Оптимальное количество участников — учебный класс.
Учебно-тематический план элективного курса
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/elektivnyi-kurs-proforientatsionnoi-raboty-v-9-klasse" HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/elektivnyi-kurs-proforientatsionnoi-raboty-v-9-klasse" №
п/п Наименование разделов и тем Общее
количество
часов По плану Фактически
1 Введение. 1 7.09 2 Ознакомление с программой курса 1 14.09 3
Психологические особенности профессий «Человек- человек» 1 21.09 4 Психологические особенности профессий «Человек - техника» и «Человек – знаковая система» 1 28.09 5
Психологические особенности профессий «Человек - художественный образ» 1 5.10 6
7
8
Современный рынок труда.
Кто нужен нашей республике?
Кто нужен нашему району?
1
1
1
12.10
19.10
26.10 9 Ошибки в выборе профессии 1 2.11 10
Пути получения профессии 1 16.11. 11
12
13
Секреты выбора профессии.
Профессиональный план.
Влияние здоровья на успех в профессии.
1
1
1
23.11
30.11
7.12 14
15
16
Определение уровня самооценки. (Тестирование)
Подготовка к защите проекта: "Моя будущая профессия".
Заключительное занятие: Защита проекта "Моя будущая профессия" 1
1
1 14.12
21.12
28.12 Итого: 16 часов