Формирование гармонично развитой личности


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Следует помнить, что важнейшей задачей работы педагога-балетмейстера с детьми является создание дружного целеустремленного коллектива. Настоящий детский коллектив, как и всякий другой, рождается в процессе совместного труда, появления у отдельных его участников общих интересов.
Важно учитывать, что очень благодатной в этом отношении является постановочная работа, где балетмейстер имеет возможность практически доказать ребятам, что постановка есть результат длительной учебной работы. Затрагивая вопрос о тематике постановок в детском любительском хореографическом коллективе необходимо остановиться на двух положениях.
Любую постановку следует рассматривать как средство расширения кругозора ребёнка, знакомства его с жизнью. При постановке народного танца педагогу-балетмейстеру следует обратить внимание ребенка прежде всего на характеристику данного народа, его образа жизни, быта, истории и т.п. Делая это творчески, а не казённо, балетмейстер пробуждает воображение детей и решает при этом две задачи: во-первых, знакомит их с тем или иным народом, страной и, во-вторых, добивается более характерного исполнения танца. Если это сюжетный танец, то исполнителей следует познакомить с литературной основой, разобрать идейную сторону произведения, образы героев, причем делать это следует, сообразуясь с возрастными особенностями психологии ребёнка, не нарушая детского восприятия, а лишь развивая его.
Необходимо очень тонко подходить к выбору сценических героев. Сценический образ всегда вызывает у актёра-ребёнка стремление подражать тем или иным чертам характера героя, его действиям, поступкам и т.д. Удачный выбор героя, точная акцентировка черт его характера с учетом влияния их на детей – сложный и очень важный момент в работе с детьми.
Особое внимание следует уделять и музыке танцевального произведения. Значение музыки в работе с детьми велико. Первое требование, предъявляемое к «детской музыке», – доступность и простота. Если музыкальное сопровождение урока или музыка танцевального произведения сложны для исполнителей, то дети быстро охладевают к постановке и уроку. Наоборот, простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности. Танцевальность, образность, ясная мелодия, чёткий ритмический рисунок, яркие гармонии – необходимые качества музыки для детей.
Следует также отметить большое значение состава исполнителей танцевального произведения и подходить к этому вопросу не только с творческой, но и с воспитательной стороны, так как танец помогает воспитывать правильное отношение девочек к мальчикам, и наоборот.
Педагогу-балетмейстеру детского хореографического коллектива необходимо стремиться к доступности хореографического языка. При этом нужно предъявлять те же требования, что и к музыке. Движения должны быть просты и в то же время интересны; не следует увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, технических сложностей и т.д. Если ребёнок с первой репетиции увидит недоступность для него языка постановки, у него пропадет желание заниматься. Наоборот, если он начнет понимать композицию танца, то уже не отступит перед трудными задачами, а будет упорно работать над их решением.
Залогом успеха любого танцевального коллектива является хорошо поставленная и правильно проводимая учебная работа, эффективность которой определяется следующими принципами:
Принцип доступности и индивидуальности–предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность использования подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки воспитанника. Иногда выполнение изначально робким учеником ведущих ролей или показ какого-либо упражнения по заданию педагога освобождает его от застенчивости, вызывает интерес к занятиям.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке и выполнении воспитанником все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. К сожалению, бывает так: сегодня воспитанник занимается, а завтра не хочет. Такая позиция совершенно недопустима. И дело даже не в том, что таким образом мы не добьемся больших результатов. Прежде всего, это вредно для самого обучающегося. Привычка бросать начатое свойственна многим детям. Некоторая рассредоточенность и склонность браться за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия хореографией дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих воспитанника с окружающей деятельностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом. Но если в начальной стадии разучивания упражнений главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
Для формирования гармонично развитой личности детей младшего школьного возраста и подростков и развития их эстетических представлений педагогам хореографам следует проводить воспитательную работу, как в ходе учебной деятельности, так и включать ее в досуговые мероприятия с детьми. С этой целью автором данной работы предложены следующие рекомендации:
1. Больше стараться общаться со своими воспитанниками, не подрывать авторитет других значимых для них людей. Избегать уничижительных выражений, способных принести вред эмоциональному самочувствию и самооценке ребенка;
2. Учитывать возможности обучающихся, не требовать от них того, что они еще не могут выполнить в силу их возрастных и физических способностей;
3. Не стремитьсястроить отношения «сверху вниз». Помнить о том, что ребенок стремится к самостоятельности.
4. Поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, предотвращать возникновение разногласий и конфликтов.
5. Обращать внимание в общении на особенности девочек, они более эмоциональны, ранимы.
6. Если ребенку с трудом удается что-либо сделать, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забыть похвалить.
7. Полезно снизить количество замечаний, так как большинство из них не приносят пользу и вредят личностному развитию детей.
8. Оптимально дозировать физическую нагрузку на занятии, помнить, что перенапряжение при физиологических изменениях подростков может негативно сказаться на их самочувствии.
9. Пытаться выбирать для ребенка такие формы занятия, которые могли бы приносить ему радость, при которых он не чувствовал бы себя ущемленным и неполноценным.
10. Следует помнить, что обучение детей хореографии представляет собой динамический процесс. На каждом из его этапов должно быть выделено основное, ведущее звено, определяющее целостность и эффективность преподавания. На первоначальном этапе обучения таким ведущим звеном является формирование осанки и воспитание чувства ритма. Правильно сформированная осанка и развитое чувство ритма позволит реализовать задачи последующих этапов: развитие координации движений, эмоциональности исполнения, темповых и силовых параметров организма.
11. Стараться включать в содержание воспитательной работы такие мероприятия, на которых бы дети смогли достигнуть творческого самовыражения, повысить свой статус в группе, снизить эмоциональное напряжение.
12. Осуществлять встречи с интересными людьми, связанные в силу своей профессиональной деятельности с искусством и культурой (актеры, хореографы, режиссеры, библиотекари, писатели и т.п.).
13. Прививать детям основы эстетического вкуса через посещение художественных выставок, концертов, творческих встреч; способствовать развитию у них кругозора и познавательной активности.
14. Чаще использовать одобрение, похвалу, поощрения за достижения детей.
15. Систематически повышать нравственную культуру детей через проведение индивидуальных и групповых бесед.
16. Повышать интерес детей к занятиям хореографией через посещение концертов, совместный просмотр передач по хореографии, искусству, обсуждать характер каждого танца, показать детям способы творческого перевоплощения в танце.
Творческий подход со стороны педагога-балетмейстера к своей работе, к её своеобразным условиям, составу, уровню подготовки и индивидуальным данным участников, учёт специфики работы с детьми приведут к созданию полноценного творческого коллектива с постоянным составом, способным решать непростые задачи, одной из которых является гармонизация развития личности.