Детско-родительские проекты как способ организации взаимодействия педагогов и родителей


Детско-родительские проекты как способ организации взаимодействия педагогов и родителей
Мордовина Ольга Николаевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж» г.Усть-Лабинск
Одной из важных задач, стоящих перед специалистами современных дошкольных образовательных учреждений выступает организация взаимодействия педагогов и родителей. Эту задачу можно решить, если взаимодействие с родителями будет полноценным и содержательным. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Одной из форм сотрудничества педагогов и родителей является проектная деятельность, которая может осуществляться в форме совместных проектов. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на его результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Каждый ребенок дошкольного возраста по своей натуре - любознательный Почемучка, маленький исследователь, поэтому «самое лучшее открытие то, которое делает он сам». Детям в старшем дошкольном возрасте нужно давать гораздо больше свободы и возможности познать себя. Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет совместная проектная деятельность, позволяющая ребенку исследовать, фантазировать, пробовать и познавать. Одно из достоинств метода проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости его  как личности, в том числе и в семье и детском коллективе. Ребенок видит свои первые результаты и понимает, что другие участники проекта - взрослые замечают его вклад в общее дело.
В современных дошкольных образовательных учреждениях совместные проекты взрослых и детей воспитатели используют как способ организации взаимодействия педагогов и родителей. Детско-родительские проекты «Солнечная лаборатория», «Матрешка-символ семьи», «Что за чудо этот хвост», «История часов», «Веселая астрономия», «Собака - верный друг», «Шоу мыльных пузырей», «Маленький исследователь» помогают ребенку познавать окружающий и социальный мир, развивают любознательность и познавательные интересы начиная с дошкольного возраста. В основе каждого проекта заложена идея поиска и открытий, удивления и познания.
Идея проекта «Матрешка-символ семьи» возникла совершенно неожиданно, когда воспитатель предложил создать эмблему семьи. На совместном детско-родительском празднике была представлена коллекция - матрёшки из Сергиева Пасада, матрёшки из Полховского Майдана, матрёшка Семёновская, матрешка Вятская и авторская коллекция матрешек «Моя семья». Родители вместе с ребенком узнали историю русской матрешки, способы ее рукотворного и фабричного производства, продемонстрировали умения изготовить матрешку в кругу семьи.
Исследовательский проект «Собака - верный друг» позволил детям и родителям узнать подробно о мире собак. Огромное количество видов и пород собак – охотничьи, служебные, декоративные, ездовые, пастушьи, особенности их жизни, повадки и привычки послужили идеей создания мини-музея и создания презентации для дошкольников. Факт о том, что во многих странах есть памятники посвященные преданности собаке был интересен и взрослым и детям. В Москве есть памятник собаке Лайке, которая вошла в историю, как первый земной обитатель, поднявшийся в космос . В Париже поставили памятник сербернару по кличке Барри, который в горах спас 40 человек. В Берлине - памятник собаке поводырю слепых. Эти собаки выполняют неоценимую оценку людям с ограниченными возможностями. В Шотландии установили монумент псу по кличке Бобби- как символ преданности своему хозяину. В городе Благовещенск есть памятник пограничнику с собакой. Выставка детских рисунков, рассказы и интересные истории о собаках, помогающим в трудные минуты людям, альбом фотографий созданный руками взрослых и детей – яркий пример совместной деятельности педагогов, дошкольников и родителей.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают взаимодействию семьи и  детского сада. В процессе реализации проекта «Мой любимый город» участие принимали все дети старшей группы и их родители. Общая экскурсия по городу, фотографии памятных мест, рассказы коренных жителей помогли создать альбом о достопримечательностях города. Дети и родители заинтересовались памятниками, обычаями, культурой родного края. В музей детского сада пометили иллюстрации памятников, книги, наборы открыток, фотографии. В рамках проекта были оформлены информационные буклеты и брошюра об истории города, в которой представлены стихи, рисунки и фотографии жителей города.
Использование метода проекта, в работе с  родителями и воспитанниками способствует повышению самооценки и взрослых и детей. Ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, родители вносят свой вклад в общее дело и радуются успехам своих детей.
Алгоритм проектирования может быть таким: выбор темы, определение программы и информационно-коммуникативных средств для дальнейших целевых действий, определение результатов и продуктов совместной деятельности. Работа по проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему для ребенка-дошкольника. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проекта и его содержания; реализация задуманного; анализ результатов и продукта деятельности. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие личности дошкольника в процессе взаимодействия воспитателей, педагогов и родителей. Развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные, регуляторные. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Детско-родительские проекты как способ взаимодействия педагогов и родителей способствует развитию благоприятных межличностных отношений в семьях воспитанников. Результатами сотрудничества с родителями, можно считать создание детско-родительского сообщества и семейных клубов по интересам.