Биологическое образование в основной школе при переходе на ФГОС


Биологическое образование в основной школе при переходе на ФГОС Стандарт 2004 г. был двухуровневым, включавшим обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников, что давало основания называть его стандартом содержания ФГОС является надпредметным, не содержащим конкретного биологического содержания. Задачи- формирование ведущей деятельности обучающихся и универсальных учебных действий (УУД), что отражено в формулировке целей и требований к результатам обучения.
Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде Знаний, Умений и Навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности Поставленная задача требует перехода к новому  системно -деятельностному подходу, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету
Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действийОсновная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеВектор смещения акцентов нового стандартаЧему учить?обновлениесодержанияРади чегоучить?ценности образованияКак учить?обновлениесредствобучения
Алгоритм действий учителя при переходе на ФГОС ООО  Изучение документов ФГОСМетодическая подготовка учителяРазработка программ Реализация ФГОС Рефлексия Изучение документов ФГОС   1.Первичное знакомство с материалами ФГОС ООО2.     Оценить степень ознакомления с нормативно-правовыми материалами (анкетирование) Методическая подготовленность учителя     1. Провести анализ своей педагогической системы «на соответствие новым стандартам» 2. Выделение проблемных мест в освоении новых стандартов.  3. Корректировка плана самообразования и повышения квалификации Работа по разработке рабочих программ ФГОСИзучить и сопоставить программы (по которым работаете, и какие предлагаются).  2.Проанализировать УМК на соответствие новым стандартам.3. Разработка рабочих программ. Технологии обучения  Использование системно-деятельностного подхода при организации занятий по предмету и личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов и ряд других). Планируемые результатыПредметные результаты знания умения опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций интересы мотивации толерантность Оценивание при обучении биологииСтартовая диагностика- входная диагностика «На старте». 5 кл. -входная комплексная диагностическая работыТекущая диагностика -процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе наблюдений за деятельностью учащихся, внутриурочная оценка деятельности обучающихся биологии, выполнение и оценивание проверочных, контрольных, диагностических работ на протяжении всего периода обучения биологии. Итоговая диагностика (ежегодно) -итоговые комплексные работы на предметной основе ,подготовка и защита индивидуального проекта . Оценка предметных результатов по биологии Содержание оценки: система предметных знаний и система предметных действий Объект оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале с использованием способов действий, релевантных содержанию учебного предмета «Биология», в том числе метаредметных действий Процедуры оценки: внутренняя накопленная оценка и итоговая оценка (внутренняя или внешняя) Оценка предметных результатов по биологии Оценка достижения этих предметных результатов ведется,в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Их достижение может проверяться также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитываться при определении итоговой оценки. Оценка предметных результатов по биологии В качестве примера оценки достижений обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов в процессе обучения биологии можно взять рабочую тетрадь к учебнику В.В. Пасечника Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Используя эту тетрадь можно определить цели урока, а также уровень требований к результатам освоения знаний. УУД к практической работе П:-различать и определять виды и типы корневых систем;М: Регулятивные:-планировать деятельность, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня…познавательные-сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы) Разработка задания Задание 1. Выберите из предложенного перечня существенный признак бактериальной клетки, отличающей ее от клеток представителей других царств живой природы:Наличие цитоплазмы2.наследственный аппарат клетки (ядерное вещество) расположен в цитоплазме3.жгутик обеспечивает движение клетки4. Оболочка бактериальной клетки защищает ее внутреннее содержимое Правильный ответ:2Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ