Консультация Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению



Автор: Почанина Е.А., воспитатель СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица
Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. В начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать:
- замен
- пропусков
- перестановок
- добавлений
- искажений
- повтор букв или слов
- ударений в словах
Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС», а «С»; не «КА», а «К»). Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы? 
Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом малыша. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.
Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему.
Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы.
На этом этапе обучения будут очень полезны следующие
комплексы упражнений:

На первых двух этапах, если ребёнок не твёрдо знает буквы, он может делать ошибки в виде замен букв, имеющих одинаковые элементы. В этом случае необходимо вместе с ребёнком проанализировать, в чём сходство, а в чём различие этих букв, можно сконструировать эти буквы.
Бывают замены другого характера, когда ребёнок слабо различает не буквы, а звуки. Тогда проявляются другие замены — по звонкости и глухости (вместо З-С, вместо П-Б и наоборот) или по сходству звучания или произношения (Ч-ТЬ-Щ, Ж-З и т.д.). Это говорит о проблемах с фонематическим слухом.
Кроме того, замены бывают связаны с неправильной артикуляцией отдельных звуков (вместо Р-Л, Л-В).
Ещё важным моментом является умение поделить слово на звуки и слоги, определение количества и порядка звуков и слогов в слове, выделения гласных и согласных звуков, складывание из звуков и слогов слова.
Если эти операции не сформированы, то у ребёнка будут большие трудности в овладении письмом и чтением.
Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Помогут различные упражнения:
Артикуляционная гимнастика

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Освоив основные движения артикуляционных органов (губ, языка, щёк, нижней челюсти), ребёнку будет намного проще справиться и с правильной артикуляцией звуков.
Проговаривание чистоговорок:
ра-ра-ра – начинается игра;
ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Скороговорки на проговаривание согласных звуков
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
Коси, коса, пока роса.
Чтение громко и уверенно:
моль – соль – толь – боль
почка – почва – почта
дверь – зверь – червь
Упражнения на развитие смысловой догадки
Закончи пословицы:
Век живи, ___ ___.
Готовь сани летом, __ ___ ___.
«Чтение цепочек слов» ЛИ-СА-МА-КИ-НО-СИ-ЛА.
РА НО НО РА РА МА МА ЛО ЛО СИ СИ ЛА ЛА ПА
Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только, что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.
Вставь букву
В начале обучения чтению слов эта игра оказывается очень эффективной. Вам потребуются картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ, МАК и т. п.). Подпишите под картинками первую и последнюю букву, вместо гласной оставьте пробел. Предложите ребенку вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы из разрезной азбуки, так как если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть).

Закончи слово
Для этой игры потребуются любые картинки. К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком.
Нужно подобрать соответствующее окончание.

Итак, когда ребенок учится читать слова, важно:- Учить осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.
Подытоживая сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании.