Интеграция духовно-нравственного воспитания в урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность по обществознанию.


МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Интеграция
духовно-нравственного воспитания в урочную, внеурочную, внешкольную
и общественно полезную деятельность по обществознанию.
Из опыта работы учителя обществознания
Беленьковой Светланы Анатольевны
2014 год
 
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения я осуществляю в процессе изучения обществознания, проведения внеклассных мероприятий и общественной деятельности по предмету, используя для этого содержание материала учебников, статей газет, дополнительной литературы и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-нравственных идей.
На уроках обществознания школьники знакомятся с общечеловеческими ценностями и культурой. Методы, приемы и воспитательные средства различны в зависимости от возраста обучающихся.
С самого начала изучения обществознания в 6 классе подростки знакомятся с такими понятиями, как «личность», «человечность», «многонациональный народ», «золотое правило морали». Они узнают, какое значение имеет семья, как проявлять заботу о близких людях, как научиться делать добро и противостоять злу. Такие рубрики учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова, как «Учимся быть терпимыми», «Учимся уважать людей любой национальности», «Учимся делать добро» и другие, позволяют научить ребят наладить отношения с родителями, одноклассниками, уважать труд, быть честными, проявлять внимание к старикам. В статьях для дополнительного чтения «Путешествие в прошлое» и «Жил на свете человек» всегда даются примеры высоконравственных поступков и подвигов людей разных поколений. Читая и обсуждая с детьми эти статьи, призываю своих воспитанников видеть такие ситуации в окружающей жизни, брать пример с достойных людей. При изучении темы «Наша Родина – Россия» формирую уважение к представителям других наций, религий, веротерпимость и любовь к родной земле.
В 7 классе в главе «Человек среди людей» изучаются межличностные отношения, цели и значение общения. При изучении данной темы стараюсь привить своим воспитанникам способность сочувствовать, сопереживать, ставить себя в положение другого человека. Для духовно-нравственного развития обучающихся использую рубрики учебника «Учимся взаимодействовать с окружающими», «Учимся понимать людей», «Учимся делать полезные дела», «Моя семья». Организую исследовательскую работу, интервьюирование, составление родословных. Например, дети получают задание узнать о жизни своих близких: не только их происхождение и профессии, но и любимые книги, песни, подарки, любимые времена года, занятия, отдых и другое. Организую небольшие дискуссии по темам: «С кем тебе по пути?», «Какие чувства мешают взаимопониманию людей?». В ходе этой работы обучающиеся начинают лучше понимать общечеловеческие ценности, стараются выделить достоинства и недостатки в своём поведении и среди окружающих.
Также с целью духовно-нравственного воспитания организую в 7-9 классах работу над мини-проектами по темам: «Исследуем свою малую родину», «Я и моя семья», «Наши соотечественники», «Общее дело», «Традиции нашей школы», « Взаимопомощь в разных видах деятельности» и другие. При подготовке и выполнении этих проектов привлекаются учителя, родители, классные руководители, жители села разных возрастных групп. По результатам исследований и опросов создаются совместные презентации. Эта деятельность охватывает и учебный процесс, и внеурочное время. Обучающиеся охотно откликаются на такие задания и выполняют их с большим интересом и желанием, проявляя при этом взаимопомощь и инициативу.
Сфера духовной жизни изучается и в 8 - 11 классах. Старшеклассники знакомятся с понятиями «мораль», «долг», «совесть», «искусство», «религия», «моральный выбор» и др. Они узнают о религии как одной из форм культуры, об особой роли православия в истории России, становлении её духовности и культуры. При изучении данной темы использую метод «ранжирования высказываний». Группы обучающихся из 3-4 человек получают листы с набором высказываний по нравственной тематике. Необходимо распределить эти высказывания по 3 колонкам: с чем согласны, не согласны; высказывания, требующие дополнения, уточнения. В итоге данной работы проводится анализ и сравнение позиций всех участников.
В 11 классе на уроках обществознания и дополнительных занятиях при подготовке к ЕГЭ практикую разнообразные задания: написание эссе о духовных ценностях, значении морали и нравственности, о том, какими качествами личности должен обладать руководитель, депутат; анализ высказываний по данным темам. Обучающиеся учатся приводить примеры жизненных ситуаций и выражать своё мнение и отношение к различным явлениям духовной жизни общества. При написании эссе используются отрывки литературных произведений, примеры исторических событий.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Её преимущества: предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие личности.
На общешкольных ученических конференциях при изучении Устава школы обращаю внимание на «Правила внутреннего распорядка». Обучающиеся определяют, какие правила морали они должны соблюдать в школе и других общественных местах. Старшеклассники активно участвуют в проведении ролевых игр и пробуют проявить себя в роли общественных деятелей. Для учебных и внеклассных занятий готовят доклады и сообщения по темам: «Сохранение памятников культуры», «Школа в моей жизни», «Здоровые дети – здоровая нация», «Вред курения», «Наркотики – зло», «Современный терроризм», «Толерантность – мы разные, но мы вместе» и другие. Обучающиеся принимают активное участие в проведении совместных мероприятий с домом Досуга, сельской и школьной библиотеками. Никто не остается равнодушным во время встреч с ветеранами труда, тружениками тыла, при проведении праздника Рождественской ёлки, благотворительных акций. Школа оказывает шефскую помощь вдовам погибших на фронте в годы Великой Отечественной войны.
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственным ценностям и безнравственности, в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Достижение этой цели считаю одной из главных задач в своей деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
При подготовке проектов по обществознанию, выполнении различной внеурочной и общественно полезной деятельности стараюсь создать атмосферу сотрудничества, способствующую пониманию обучающимися своей гражданской позиции в обществе. При этом формируются умения поддерживать контакт в общении, слушать, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению, оказывать взаимопомощь.
Французский писатель Ж. Дюамель сказал: «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше её быть не может». В своей работе по предмету стараюсь достучаться до каждого сердца, чтобы современная молодёжь была неравнодушной к судьбе своего народа и окружающих людей, высоконравственной и духовно образованной.