РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности, направление — общественно-полезный труд «Творческая мастерская» в 5-х классах


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР МБОУ СОШ№ 42 им.Эшрефа Шемьи-заде г.Симферополя
____________________/_Э.М.Ахманова /
(подпись, расшифровка)
«____» августа 2015 года «УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ СОШ№ 42 им.Эшрефа Шемьи-заде г.Симферополя
________________ /В.Э.Джемалитдинов/
(подпись, расшифровка)
«____» августа 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности направление
- общественно-полезный труд
«Творческая мастерская»
в 5-х классах
на 2015/2016 учебный год
Программу составила
Исмаилова Диана Энверовна

Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Творческая мастерская» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Творческая мастерская» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Творческая мастерская» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Содержание программы составлено на 140 часа (4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Творческая мастерская»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Прогнозируемы результаты
По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:
бережное отношение к окружающему миру,
положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
умения применять навыки взаимопомощи,
формировать самостоятельность,
навыки работы в коллективе;
умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
Учебно- тематический план
№ Наименование модуля Всего, час Количество часов Характеристика деятельности обучающихсяАудитор
ныеВнеуадиторные 1.
2.
3.
4.
5.
6. 5 класс
Введение
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание
Модуль 2. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений 
Модуль 3. Обработка бумаги и картона
Модуль 4. Берегите птиц
Модуль 5. Различные техники. Синтез.
1
25
25
35
14
40 1
25
20
35
10
40 0
5
0
4
0 Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Итого: 140 131 9 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из пяти модулей. Каждый модуль включает теоретические и практические занятия. У каждого модуля свои цели и задачи.
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (26 ч.)
Цель: развитие практических навыков, направленных на повышения уровня коммуникативных умений и навыков по средствам общения, оказания помощи сверстникам и старшему поколению; формирование традиций и ценностей классного коллектива.
Модуль 2. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (25 ч.)
Цель: расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений растениях, развитие навыков рефлексии, общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, развитие творческих способностей.
Модуль 3. Обработка бумаги и картона (35 ч.)
Цель: направлен на развитие у детей таких качеств как аккуратность, внимательность, умение чётко следовать инструкции при выполнению работы. Также модуль призван развивать у учащихся творческих качеств.
Модуль 4. Берегите птиц (14 ч.)
Цель: направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами
Модуль 5. Различные техники. Синтез. (40 ч.)
Цель: направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в использовании различных техник, научить пятиклассников творчески подходить к решению поставленных задач.Такая организация курса внеурочной деятельности позволяет последовательно проводить данные проекты в течение учебного года. Программа предусматривает как групповую, так и индивидуальную работу и даёт возможность ребятам реализовать свои индивидуальные качества, потребности и интересы, проявить себя, получить определенные знания и навыки самовоспитания, самообразования.  Данная программа помогает ребятам развивать свои творческие способности, навыки общения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Программа предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В содержание занятий включены проблемные вопросы для активизации познавательной деятельности школьников, ролевые игры, которые создают эмоциональный настрой, будят эстетические чувства и интересы учащихся, повышают личностную значимость учения для детей; используются приемы как внешней, так и внутренней мотивации. В планирование содержания включена групповая и индивидуальная диагностика учащихся в начале и конце года в ходе, которой изучается эмоциональное состояние ребенка в школе, мотивация, уровень адаптации учащихся. На занятиях уделяется внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детях формах, которые позволят достичь воспитательных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (26 ч.)
Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить пятиклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены.
Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним необходимо готовиться очень тщательно.
Модуль очень важен в период адаптации пятиклассников к школе.
№ п/пТема Теоретические сведения Практические
Умения
Работы
1-3 Вводное занятие.
Значение здорового образа жизни
Режим дня школьника.
Составление распорядка дня. Значение здорового образа жизни. Необходимость соблюдать режим дня. Соблюдение режима труда и отдыха. Выполнение распорядка дня. Составление распорядка дня.
3-7 Личная гигиена.
Выполнение приемов личной гигиены.
Влияние закаливания на здоровье человека. Виды закаливания
Выполнение приемов личной гигиены. Чистота тела — основное требование гигиены. Правила личной гигиены. Влияние закаливания на здоровье человека. Виды закаливания. Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание (хождение босиком, игры на воздухе). Выполнение приемов личной гигиены.
Игры на воздухе.
8-10 Гигиена классной комнаты. Организация дежурства в классе.
Сухая уборка классной комнаты.
Санитарно-гигиенические требования к классу. Особенности строения классной комнаты.
Деление учащихся на группы.
Распределение обязанностей дежурных в группах.
Необходимость проветривания помещения. Содержание в чистоте и порядке класса, рабочего места. Сухая уборка.
Работа дежурных по классу в группах. Сухая уборка классной комнаты.
Проветривания помещения. Подготовка класса к уроку.
11-18 Правила поведения за столом.
Упражнения в выполнении правил поведения за столом.
Сервировка стола. Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. (Ролевые игры). Приготовление к приему пиши. Пользование салфеткой.
Общение за столом.
Прием пищи.
Окончание приема пищи. Упражнения в выполнении правил поведения за столом.
19-21 Гигиена одежды и обуви.
О необходимости
бережного отношения и ухода за одеждой.
Упражнение в соблюдении правил гигиены труда. О необходимости
бережного отношения и ухода за одеждой. Чистка одежды, обуви. Чистка одежды и обуви.
Стирка мелких предметов одежды. Общие и сезонные требования к одежде. Чистка одежды, обуви.
Упражнение в соблюдении правил гигиены труда.
22-24
Гигиена труда.
Организация рабочего места.
Влияние освещения на зрение.
Сухая уборка рабочего места. О необходимости
бережного отношения к своему здоровью уборка рабочего места. Влияние освещения на зрение Влияние освещения на зрение. Организация рабочего места
25-26
Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны»
Мои поручения дома. О разнообразии существующих профессий, важности профессий Поручения, выполняемые дома Поручения, выполняемые дома
Модуль 2. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (25 ч.)
Основная задача модуля «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам 5-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений растениях.
В пятом классе основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств уч-ся: чувства прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках модуля необходимо дать учащихся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области. Изучение этого раздела предполагает большое количество экскурсий в природу.

п/пТема Теоретические сведения Практические
Умения
Работы
27-30 Комнатные растения в доме.
Значение комнатных растений для здоровья человека, украшения жилища
Многообразие комнатных растений. Значение комнатных растений для здоровья человека, украшения жилища. Многообразие комнатных растений. Распознавание комнатных растений. Определение названия комнатных растений.
31-34 Строение растений.
Условия жизнедеятельности.
Влиянии света, тепла и влаги на жизнедеятельность растений.
Наблюдение за влиянием света, тепла и влаги на жизнедеятельность растений. Значение комнатных растений для здоровья человека, украшения жилища. Многообразие комнатных растений. Распознавание комнатных растений. Определение названия комнатных растений.
35 Правила ухода.
Пересадка комнатных растений. Понятие о пересадке, о ее влиянии на рост и развитие растений. Приемы пересадки. Осуществление пересадки. Пересадка комнатных растений.
Наблюдение за растениями.
36-45 Цветочные растения на клумбе.
Составление дизайна цветочной клумбы.
Cоставление проекта , подбор растений Понятие о сочетании цветов, подбор растений Cоставление проекта, подбор растений Составление дизайна цветочной клумбы.
46-51 Сбор природного материала. Экскурсия.
Правила сбора, хранения природного материала.
Подготовка материала к работе.
Засушивание растений.
Композиция, сочетание цветов. Правила безопасного нахождения на природе Подготовка материала к работе.
Засушивание растений.
Композиция, сочетание цветов. Поход на экскурсию в лес
Модуль 3. Обработка бумаги и картона (35 ч.)
Модуль направлен на развитие у детей таких качеств как аккуратность, внимательность, умение чётко следовать инструкции при выполнению работы. Также модуль призван развивать у учащихся творческих качеств. В изучение этого модуля вводятся сведения о бумаге и картоне, приёмы их разметки по шаблону. Необходимо дать учащимся теоретические знания, практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из бумаги и картона. В рамках этого модуля предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина.

п/п Тема Теоретические сведения Практические
Умения
Работы
52-54
Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе.
Работа по шаблону, вырезание, приклеивание.
Приемы обработки.
Способы крепления материала на бумажной основе Приемы резания тонкого картона ножницами. Разрыв бумаги. Резание бумаги ножницами. Деление прямоугольника на равные и неравные части.
55-56
Аппликационные работы (листья, цветы). Составление панно, картины. Композиция, сочетание цветов. Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Свободное вырезывание и разметка по шаблону. Составление композиции Резание ножницами. Приклеивание деталей. Работа по шаблону, вырезание, приклеивание
57-58
Составление букетов и композиций. Закрепление материала. Композиция, сочетание цветов. Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Свободное вырезывание и разметка по шаблону. Составление композиции Резание ножницами. Приклеивание деталей. Работа по шаблону, вырезание, приклеивание
59-60
Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа) Приемы обработки.
Способы крепления материала
на бумажной основе Составление композиции. Закрепление материала на основе с помощью ниток и
клея. Высушивание растений Составление букетов и композиций. Закрепление материала.
61
Изготовление изделий из заготовок прямоугольной формы сгибанием. Виды бумаги: Сгибание прямоугольника в разных направлениях.
Деление прямоугольника на равные и неравные части.
62-63
Виды бумаги: Писчая бумага (белая), тетрадная– ее использование.
Свойства бумаги. Приемы сгибания бумаги. Свойства бумаги; пластичность, упругость, прочность. Приемы сгибания бумаги. Разрыв бумаги. Резание бумаги ножницами. Получение одинаковых деталей сгибанием. Изготовление коробочек.
64 Деление геометрических форм на части. Свойство бумаги – отношение к влаге. Приемы разметки по шаблону, резание бумаги ножницами, склеивание. Сгибание прямоугольника в разных направлениях.
Деление прямоугольника на равные и неравные части.
65-68 Изготовление елочных игрушек: фонарик, снежинка, гирлянда. Свойства бумаги: плотность, прочность.
Картон, его свойства: ломкость, плотность, отношение к влаге.
Приемы резания тонкого картона ножницами. Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги и картона ножницами. Склеивание. Экономное расходование материала. Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).
69-72 Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги.
Закладка для книги. Техника сложения. Уголок на страницу. Мини-закладка из скрепки. Картон, его свойства: ломкость, плотность, отношение к влаге.
Приемы резания тонкого картона ножницами. Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги и картона ножницами. Склеивание. Деление прямоугольника на равные и неравные части.
73-76
Приемы разметки по шаблону, резание бумаги ножницами, склеивание.
Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям). Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги ножницами. Склеивание деталей Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги и картона ножницами. Склеивание. Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).
77-78
Картон, его свойства. Экономное расходование материала.
Изготовление плоских изделий из деталей правильной геометрической формы Бумага рисовальная, чертежная – ее использование. Свойства бумаги: плотность, прочность.
Картон, его свойства: ломкость, плотность, отношение к влаге. Сгибание прямоугольника в разных направлениях.
Деление прямоугольника на равные и неравные части.
79-84
Изготовление аппликаций из деталей разной формы.
Изготовление коробочек для семян по группам.
Украшение коробочек для семян аппликацией Бумага цветная, бархатная, ее использование. Свойство бумаги – отношение к влаге. Приемы разметки по шаблону, резание бумаги ножницами, склеивание. Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги ножницами. Склеивание деталей Деление геометрических форм па части. Экономное расходование материала. Оформление изделий .85-86 Бумага цветная, бархатная, ее использование. Свойство бумаги – отношение к влаге. Приемы разметки по шаблону, резание бумаги ножницами, склеивание. Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги ножницами. Склеивание деталей Деление геометрических форм па части. Экономное расходование материала. Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям). Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).
Модуль 4. Берегите птиц (14 ч.)
Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами. В изучение этого модуля вводятся сведения о природе, способов хранения природного материала и обработки. Основной задачей модуля является развитие творческих способностей учащихся, фантазии. Необходимо дать учащимся теоретические и практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из природного материала. В рамках этого модуля предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина. Модуль развивает внимание учащихся, наблюдательность и аккуратность в работе.

п/пТема Теоретические сведения Практические
Умения
Работы
87-90
Беседа « Зимующие и
Перелётные птицы»
Какую пользу приносят птицы.
Акция «Помоги зимующим птицам». Какую пользу приносят птицы.
Заготовка корма, пищи для птиц
Подкормка птиц
91-96 Разработка дизайна кормушки.
Изготовление кормушки из бросового материала. Бумага рисовальная, чертежная – ее использование. Свойства бумаги: плотность, прочность.
Картон, его свойства: ломкость, плотность, отношение к влаге.
Приемы резания тонкого картона ножницами. Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги и картона ножницами. Склеивание. Изготовление ёлочных игрушек, кормушек для птиц, игрушек для игры «Больница».
Экономное расходование материала. Оформление изделий
97-100 Экскурсия в сосновую рощу.
Подбор корма для зимующих птиц. Правила сбора, хранения природного материала. Заготовка, обработка материала. Подготовка материала к работе. Правильное хранение природного материала.
Модуль 5. Различные техники. Синтез. (40 ч.)
Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в использовании различных техник, научить пятиклассников творчески подходить к решению поставленных задач, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри коллектива. Необходимо прививать навыки безопасного выполнения поставленной задачи.

п/пТема Теоретические сведения Практические
Умения
Работы
103 Изготовление открыток к празднику Победы ветеранам войны. Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Составление композиции Резание ножницами. Приклеивание деталей. Выполнение изделия.
104-108 Материалы, используемые для декупажа.
На каких материалах делать декупажОсновные операции. Использование цветных салфеток.
Украшение методом кракелюра (растрескивания) Способы подготовки материала к работе. Составление композиции Резание ножницами. Приклеивание деталей. Выполнение изделия.
109-116 Изготовление изделий. Цветы на вазе.
Изготовление изделий. Шкатулочки, украшенные рисунком Композиция, сочетание цветов. Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Свободное вырезывание и разметка по шаблону. Составление композиции Резание ножницами. Приклеивание деталей. Работа по шаблону, вырезание, приклеивание
117-120 Изготовление рамки. Обклеивание рамки бумагой
Украшение бархатной бумагой
Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Свободное вырезывание и разметка по шаблону. Резание ножницами. Приклеивание деталей. Работа по шаблону, вырезание, приклеивание
121-124 Рамка с простежкой
Рельефные украшения
Инструменты. Способы соединения деталей Простегивание ткани. Прикрепление к рамки Выполнение изделия.
125-126 Украшение раковинами Инструменты. Способы соединения деталей Составление композиций. Соединение деталей пластилином, клеем. Выполнение изделия.
127-128 Цветочная композиция Композиция, сочетание цветов. Составление композиции Резание ножницами. Приклеивание деталей. Выполнение изделия.
129-130 Аппликация из фетра Способы подготовки материала к работе. Вырезание деталей. Прикрепление деталей. Выполнение изделия.
131-132 «Поздравительная открытка» (создание открыток, поход к ветеранам) Приемы обработки.
Способы крепления материала
на бумажной основе Свободное вырезывание и разметка по шаблону. Выполнение изделия.
133-136 Составление панно, картины.
Аппликация из тканей с рисунком
Аппликация с кружевами Композиция, сочетание цветов. Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Свободное вырезывание и разметка по шаблону. Составление композиции Резание ножницами. Приклеивание деталей. Работа по шаблону, вырезание, приклеивание
137-140 Панно с тропическими фруктами
Панно. Рог изобилия. Итоговое занятие. Приемы обработки.
Способы крепления материала
на бумажной основе Составление композиции. Закрепление материала на основе с помощью ниток и
клея. Составление букетов и композиций. Закрепление материала.
Всего 140 часов
III. Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану Дата проведения по факту Содержание корректировки
(тема урока) Обоснование проведения корректировки Реквизиты документа (дата и№ приказа) Подпись заместителя директора по УВР
Календарно-тематическое планирование
№ Дата проведения Количество часов тема
1 2 3 4
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (26 ч.)
1 1 Вводное занятие.
Значение здорового образа жизни.
2 1 Режим дня школьника.
3 1 Составление распорядка дня.
4 1 Личная гигиена. Правила личной гигиены.
5 1 Влияние закаливания на здоровье человека. Виды закаливания.
6-7 2 Выполнение приемов личной гигиены.
Игры на воздухе.
8 1 Гигиена классной комнаты.
9 1 Организация дежурства в классе.
10 1 Сухая уборка классной комнаты.
111 Правила поведения за столом. (Ролевые игры).
12 1 Упражнения в выполнении правил поведения за столом.
13-14 2 О назначении столовых приборов Правила пользования столовыми приборами.
15-16 2 Упражнения в пользовании столовыми приборами.
17
18 2 Сервировка стола. Расположение посуды и приборов на столе.
19-20 2 Гигиена одежды и обуви. О необходимости
бережного отношения и ухода за одеждой.
21 1 Упражнение в соблюдении правил гигиены труда.
22 1 Гигиена труда.
Организация рабочего места.
23 1 Влияние освещения на зрение.
24 1 Сухая уборка рабочего места.
25 1 Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны»
26 1 Мои поручения дома.
Модуль 2. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (25 ч.)
27 1 Комнатные растения в доме
28 1 Значение комнатных растений для здоровья человека, украшения жилища.
29 1 Многообразие комнатных растений.
30 1 Определение названия комнатных растений.
31 1 Строение растений.
32 1 Условия жизнедеятельности растений.
33 1 Влиянии света, тепла и влаги на жизнедеятельность растений.
34 1 Наблюдение за влиянием света, тепла и влаги на жизнедеятельность растений.
35 1 Правила ухода.
36 1 Цветочные растения на клумбе.
37-40 4 Составление дизайна цветочной клумбы.
40-44 4 Cоставление проекта , подбор растений
1 2 3 4
46-47 2 Сбор природного материала. Экскурсия.
48 1 Правила сбора, хранения природного материала.
49 1 Подготовка материала к работе.
50 1 Засушивание растений.
51 1 Композиция, сочетание цветов.
Модуль 3. Обработка бумаги и картона (35 ч.)
52 1 Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе.
53 1 Работа по шаблону, вырезание, приклеивание.
54 1 Приемы обработки.
Способы крепления материала на бумажной основе
55-56 2 Аппликационные работы (листья, цветы)
Составление панно, картины.
57-58 2 Составление букетов и композиций. Закрепление материала.
59-60 2 Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа)
61 1 Изготовление изделий из заготовок прямоугольной формы сгибанием.
62 1 Виды бумаги: Писчая бумага (белая), тетрадная– ее использование.
63 1 Свойства бумаги. Приемы сгибания бумаги.
64 1 Деление геометрических форм на части. Экономное расходование материала.
65-68 4 Изготовление ёлочных игрушек: фонарик, снежинка, гирлянда и т.д. Новогодние шары.
69-70 2 Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги.
71-72 2 Закладка для книги. Техника сложения. Уголок на страницу. Мини-закладка из скрепки.
73-74 2 Приемы разметки по шаблону, резание бумаги ножницами, склеивание.
75-76 2 Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).
77 1 Картон, его свойства. Экономное расходование материала.
78 1 Изготовление плоских изделий из деталей правильной геометрической формы
79-80 2 Изготовление аппликаций из деталей разной формы.
81-82 2 Изготовление коробочек для семян по группам.
83-84 2 Украшение коробочек для семян аппликацией.
85-86 2 Изготовление поздравительных открыток для бабушки и дедушки ко Дню пожилого человека.
Модуль 4. Берегите птиц (14 ч.)
87 1 Беседа « Зимующие и перелётные птицы»
88 1 Какую пользу приносят птицы.
89-90 2 Акция «Помоги зимующим птицам».
91-92 2 Разработка дизайна кормушки.
1 2 3 4
93-96 4 Изготовление кормушки из бросового материала.
97-98 2 Экскурсия в сосновую рощу.
99-100 2 Подбор корма для зимующих птиц.
101-102 2 Изготовление открыток к празднику Победы ветеранам войны.
Модуль 5. Различные техники. Синтез. (40 ч.)
103 1 Основные инструменты. Необходимые средства для декупажа.
104 1 Материалы, используемые для декупажа. На каких материалах делать декупаж.
105-106 2 Основные операции. Использование цветных салфеток.
107-108 2 Украшение методом кракелюра (растрескивания)
109-112 4 Изготовление изделий. Цветы на вазе.
113-116 4 Изготовление изделий. Шкатулочки, украшенные рисунком
117-118 2 Изготовление рамки. Обклеивание рамки бумагой
119-120 2 Украшение бархатной бумагой
121-122 2 Рамка с простежкой
123-124 2 Рельефные украшения
125-126 2 Украшение раковинами
127-128 2 Цветочная композиция
129-130 2 Аппликация из фетра
131-132 2 «Поздравительная открытка» (создание открыток, поход к ветеранам)
133-134 2 Аппликация из тканей с рисунком
135-136 2 Аппликация с кружевами
137-138 2 Панно с тропическими фруктами
139-140 2 Панно .Рог изобилия. Итоговое занятие.