Конспект урока литературы по ФГОС на тему Спящая царевна В. А. Жуковского как литературная сказка (5 класс)


В. А. ЖУКОВСКИЙ. «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
Цели деятельности: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, познакомить с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличиях народной и литературной сказок; развивать навыки беглого выразительного чтения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие сказки Жуковского, уметь самостоятельно раскрыть нравственное содержание произведения
Метапредметные УУД:
Личностные:
осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе, осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков, положительно относится к учению, познавательной деятельности.
Регулятивные:
принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные:
понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, осознаёт познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные:
строит небольшие монологические высказывания, задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою току зрения.
Ход урока
I. Знакомство со статьей в учебнике о творчестве В. А. Жуковского.«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» — так сказал А. С. Пушкин о В. А. Жуковском, которого считал своим учителем.
Музыкальность поэзии Жуковского поражала современников. Один из них так писал о его таланте: «Отличие от всех других поэтов — гармонический язык, так сказать, музыка языка, — навсегда запечатлело стихи Жуковского... Он отделывает каждую ноту своей песни тщательно, верно, столько же дорожит звуком, сколько и словом... То, в чем отличается Жуковский от всех других поэтов русских, — это музыкальность стиха его, певкость, ... мелодическое выражение, сладкозвучие...»
Значение романтического творчества В. А. Жуковского в том, что он внес новые темы в русскую поэзию. Поэт буквально реконструировал старые жанры, стилистику произведений, нашел новые варианты соединения стихотворных размеров, обогатил свою поэзию новыми интонационными формами.
Обращение к народной культуре, обычаям, поверьям дает возможность Жуковскому выступить родоначальником народной темы в русской романтической поэзии. Благодаря знанию иностранных языков поэт смог заниматься переводами средне вековых легенд, преданий Шотландии, Англии, Германии. Когда читаешь произведения поэта, понимаешь, что народная нравственность содержит общие духовные принципы.
Внимание к человеку, его душевным переживаниям, умение воспеть красоту природы — все это достоинства поэзии великого Жуковского.
II. Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна».
Создавая литературные сказки, писатели использовали народные произведения. В свои сказки они вносили пословицы, поговорки, наполненные народной мудростью. Проникновение народной лексики в художественный стиль дало великолепный языковой сплав, который использовали и Жуковский, и Пушкин в своих произведениях.
III. Знакомство со сказкой.
Словарная работа ведется параллельно с чтением текста произведения.
IV. Беседа по вопросам (учебник, с. 79).
Выборочное чтение. Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:
1. Какова причина сна героини?
2. От чего наступает сон?
3. Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
4. Что помогло пробудить царевну?
5. Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной борьбой Добра и Зла?
6. Чему учит эта сказка?
7. Есть ли в этой сказке зачин, присказка, концовка, повторы?
8. В чем схожесть с народной сказкой и в чем отличие?
«Спящая царевна» — одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество Жуковского современно и ныне.
Домашнее задание: работа над вопросами 4, 6 в учебнике.